Чжоу и Цинь
Последний правитель Шан-Инь, известный под именем Чжоу из рода Инь, по преданию, жил в роскоши и распутстве. Эти излишества привели к утере им Небесного мандата, который был пожалован новой династии в лице царя У-вана из рода Чжоу. Несомненно, цивилизация Шан-Инь достигла высокой степени утонченности и изысканности, о чем свидетельствуют превосходные бронзовые изделия и искусные предметы вооружения, найденные в гробницах. В них найдены повозки с упряжью и скелетами лошадей, музыкальные инструменты (колокольчики и литофоны), оружие, а также останки множества людей и животных, которые были принесены в жертву покойному.
Новое царское семейство менее требовательно к убранству своих дворцов, одежде и предметам обихода. Ремесленные искусства в этот период не столь утонченны. Однако основные ритуалы продолжают сохраняться, что подтверждается текстами, появившимися несколько позже. Эти ритуалы, представляющие собой одну из особенностей китайской цивилизации. Они имеют целью не только некое символическое действо, но и реальное поддержание и постоянное восстановление гармонии между Небом и Землей. В качестве Сына Неба царь (ван), а позднее император (Хуанди) — единственный, кто уполномочен проводить эти церемонии, устраиваемые с учетом времени года, ориентацией на стороны света и движение небесных светил. Временам года определены были особые цвета, которые присутствовали в одежде царя. Кроме того, учитывались стороны света, тональность музыки и т. д. Обычно при посредничестве духов предков царь обращается к божествам. Предкам, в память о которых имелась особая погребальная дощечка, громким голосом рассказывают обо всех важных событиях, произошедших в общине.
В начальный период становления новой династии царь, для укрепления своей власти, пожаловал лены отдельным членам своей семьи, а также потомкам предшествующей династии. Каждый из князей, которым был дарован лен, считал своим долгом таким образом перестроить свой город таким образом, чтобы его географические и ритуальные характеристики совпадали с подобными характеристиками царских городов, и могли обеспечивать такую же организацию подчиненного вассалу населения. Во множестве округов возникли маленькие дворы, каждый из которых требовал создания соответствующей свиты для князя, состоящей из прорицателей, летописцев, чиновников, призванных обеспечивать подобающее функционирование власти.
Постепенное увеличение числа княжеств повлекло за собой воспроизведение традиционной модели власти. Такая ситуация не могла не вызвать соперничества и даже случаев оспаривания центральной власти. Эти множащиеся центры власти и учености побуждали стоящих над ними князей или управителей, когда-то получивших от царя право управлять городом и областью, почувствовать себя царями в собственных владениях. Некоторые наиболее значительные из этих центров смогли с течением времени сравняться по престижу и мощи с царской столицей.
Давление «варваров», не испытавших влияния китайской культуры, растущая автономия вассалов и рост числа людей, достаточно образованных для того, чтобы давать им компетентные советы, постепенно привели к ослаблению власти царей Чжоу. Однако эта власть все же продолжала оставаться достаточно сильной на протяжении ряда веков. Последний период правления этой династии — между V и III веками до н.э. — носит, как мы увидим, красноречивое название эпохи Сражающихся царств.
Но вернемся к истокам династии, к тем временам, когда ее основатель, царь У-ван даровал своему отцу титул царя Вэнь-вана, демонстрируя сыновнее почтение. Эти имена, в высшей степени символические, часто брали себе и другие цари — основатели династий. Китайский иероглиф «вэнь» означает достоинства, имеющие отношение к культуре, образованию и цивилизации, тогда как иероглиф «у» — воинские доблести. В отмеченной совокупности областей человеческой деятельности и прославились два первых правителя из этой династии. Другой сын царя Вэнь-вана, ставший опекуном своего племянника царя Чэн-вана, второго подлинного правителя династии, также считается реформатором. Речь идет о Чжоу-гуне, князе второго ранга (гун) Чжоу — его особенно высоко ставил Конфуций, видевший в нем пример мудреца-сановника, который смог противостоять искушению власти.
Эти три фигуры — цари Вэнь-ван и У-ван, а с ними князь Чжоу-гун — заняли в самых ранних китайских литературных и исторических источниках место, подобное тому, которое принадлежало гомеровскими героями в греческой культуре. Надо сказать, что в один и тот же период, между X и VIII веками до н.э., в разных концах Земли были созданы основополагающие тексты, призванные сыграть схожие роли в истории обеих цивилизаций.
Несмотря на положительную репутацию, которой пользовались основатели династии Чжоу, не вызывает сомнений тот факт, что ее приход к власти сопровождался некоторой утратой былой утонченности. Так, упадок ремесленного искусства — о чем наглядным образом свидетельствует разница в формах и стиле бронзовых изделий данной и предшествующей эпох, — а также явное обеднение изобразительных мотивов происходят одновременно с заметным уменьшением числа жертв, в частности, человеческих, приносившихся в ходе погребальных церемоний. Подобная эволюция дополнялась суровым осуждением излишеств и разврата последнего представителя династии Шан-Инь.
На протяжении первых веков существования династии Чжоу ее столица находилась в провинции Шэньси. В 771 году до н.э. произошло внезапное вторжение «варваров», которому содействовал мятеж вассальных князей. В результате была захвачена столица. Царь Пин-ван в 770 году до н.э. определил новую столицу — город Лои, нынешний Лоян, находящийся в провинции Хэнань.
В первой китайской исторической хронике упоминается о событиях, произошедших при дворе Чжоу, а также в различных княжествах между 722 годом до н.э. и первой четвертью V века до н.э. Поэтому эпоха, события которой изложены в этих анналах, называется эпохой Весен и осеней (значение «анналы» в китайском языке передавалось выражением «весны—осени»). В рамки этой эпохи укладывается так называемый период Гегемонов. В течение него, между 685 и 591 годами до н.э., ряд князей — их число определяют равным пяти для соответствия символической классификационной системе, в которой числу «пять» отведена важная роль (так, говорят о пяти элементах или стихиях, пяти сторонах света, пяти музыкальных нотах, пяти цветах и т. д.), — со временем заставили Сына Неба признать себя «защитником трона» — выражение, которое синологи переводят словом «гегемоны».
Постепенное ослабление фигуры Сына Неба в политическом и военном плане ни в коей мере не лишает его ритуальной и символической роли. Вассалы никогда не забывали о подаренных царем ленами, он является гарантом порядка в мире, и никто не осмеливается нападать на него.
Целесообразно провести сравнение между войнами, которые вели греческие города, и непрерывным военным соперничеством, существовавшим между китайскими княжествами. Эти княжества произошли от городов-крепостей, начавших расти и множиться в эпоху Шан-Инь, и эволюция смысла обозначающего их слова (го), сменившего значение «город» на понятие «княжество», «царство», «страна», сохраняющиеся и в современном языке, ясно указывает на расширение их пределов. В частности, это относится к царству Цинь, простиравшемуся до границ нынешних провинций Шэньси и Ганьсу; Цзинь, находившемуся на территории современной Шаньси; Ци — на территории нынешней Шань- дун; и Чу, располагавшемуся на месте современных Хубэй и Хэнань.
Воспроизводя традиционную схему обеспечения власти, эти государства, ритуально и символически подчиненные трону Чжоу, одно за другим завоевывали верховенство в китайском мире. Их соперничество в этот период лишь росло, и каждое государство вставало перед необходимостью изобрести собственные методы обеспечения для себя большей власти. Таким образом, между VI и IV веками до н.э. каждое царство представляло собой плацдарм важных политических, стратегических и экономических реформ.
Политические расчеты предусматривали такой ход дел, чтобы расширение владений каждого вана не приводило к внутриусобной борьбе и противостоянию с верховной властью. Тем более что верховный правитель, Сын Неба, имел самое выгодное положение, ведь обычно приходилось ждать долгие столетия, прежде чем наиболее могущественные ваны отваживались претендовать на символический трон царя. Забота об эффективности управления побуждала ванов утверждать кодексы законов, осуществлять административные и фискальные реформы и пытаться обеспечить себе захват новых богатств. Важно отметить, что многие китайские мыслители внесли свой вклад в совершенствование системы государственного управления. Их интересовало создание административных разграничений, более строгая регламентация, передача в руки государства рудных и лесных ресурсов, замена элиты с наследственными правами назначаемыми чиновниками. Первым среди тех, кто пытался найти средства устранения растущих беспорядков и нестабильности, следует назвать Конфуция (551—479 годы до н.э.). Некоторые его ученики стояли у истоков важнейших реформ, осуществлявшихся в ряде царств.
Размышления, в основе которых лежали наблюдение и осмысление естественных законов, а также изучение человеческого поведения, привели к появлению очень обстоятельных, выверенных теоретических разработок, которые вошли в учебники по стратегии, написанные в эту эпоху. Здесь необходимо назвать имена Сунь Биня и Сунь-цзы, к трудам которых обращаются до сих пор, — они представляют собой настоящие руководства по ведению войны, никогда не терявшие своего значения. Следует также сказать о появившихся тогда нововведениях, таких, как создание пехоты в VI века до н.э., кавалерии в IV в. до н.э., изобретенных в V веке до н.э. арбалете и катапульте.
Наконец, в экономическом плане были предприняты огромные усилия по возделыванию целины, ирригации и возведению береговых укреплений. Были созданы рынки и коммерческие сети, у торговцев-предпринимателей появились крупные состояния — в частности, это было связано с организацией выплавки железа, осуществлявшейся в больших масштабах и требовавшей создания настоящей индустрии. Все это сопровождалось появлением частного ремесленного сословия — в предшествующую эпоху ремесленники напрямую зависели от нужд двора. Наконец, именно в эту эпоху начинают входить в обиход деньги и письменные договоры.
Разделение на три части царства Цзинь, произошедшее в 453 году до н.э. после ряда войн между несколькими крупными семействами, знаменует, согласно преданию, начало так называемой эпохи Сражающихся (или Воюющих) царств, которая закончится в 222 году до н.э. захватом царством Цинь всей китайской территории того времени. Это название, кроме того, что прекрасно передает атмосферу времени, указывает еще и на узурпацию власти вассалами, вынудившими Сына Неба дать им свое благословение на получение титула царя (ван), до той поры принадлежавшего лишь верховному правителю из рода Чжоу. Важной особенностью того времени были так называемые странствующие ученые, именно они задумали реформирование государства и предоставили свой опыт и знания многим ванам.
Некоторые царства того времени — те, о которых мы упоминали, и некоторые другие — прибегали к услугам ученых, о богатстве и разнообразии идей которых свидетельствует выражение «Сто школ», указывающее на исключительный интеллектуальный расцвет той мятежной эпохи. Так, царь Сюань-ван (342—324 годы до н.э.), правивший царством Ци, организовал своего рода университет, куда приезжали для преподавания и проведения дискуссий самые значительные умы. Подлинной заботой мыслителей того времени, если не принимать в расчет софистов (минцзя), только и занимавшихся демонстрацией «барана о трех ушах», была не разработка теорий, являвшихся логическими ребусами, а в первую очередь поиск средств для противостояния дезорганизации и раздорам, которые являлись тогда характерными признаками китайского мира.
Среди всех монархий, обладавших в прошлом наибольшим влиянием в китайском мире, только империя Цинь осуществила самые радикальные преобразования. Идея превосходства государственного закона над родом и званием, давшая название идеологии «законнничества» (или «легизма»), позволившей царству Цинь захватить другие китайские царства, привела к коренному пересмотру ценностей и системы функционирования китайского общества. К IV веку до н.э. под влиянием сановника и теоретика государственного устройства Шан Яна империя начала перестраивать государственные структуры таким образом, чтобы они были всецело сориентированы на решение военных и экономических задач. Целью этих преобразований являлось достижение столь совершенного государственного механизма, действовавшего столь эффективно, что ни у одного человека, ни у одной группы людей не нашлось бы средств противостоять ему.
В тот же период два правителя Китая попытались захватить имперский титул. Попытка не удалась, но она еще больше ослабила позиции царя династии Чжоу. В результате развернувшейся тогда беспощадной борьбы, временные победы противоборствующих сторон, множество убийств и грабежей, в 256 году до н.э., после пятидесяти девяти лет правления, хотя и не очень обременительного, Нань-вана из династии Чжоу, был низложен ваном Цинь. Три прежних густонаселенных царства полностью исчезли, уступив место нескольким более обширным царствам, чье число постепенно уменьшалось (двенадцать, семь, пять...).
Мощная армия, предательства, шпионаж и убийствами, обеспечили царству Цинь (от Цинь происходит слово «Chine») к 222 году до н.э. владение всеми территориями, относившимися к поверженным поочередно царствам, и возможность создания новой династии, пришедшей на смену династии Чжоу. Именно тогда Чжен-ван, взошедший на престол царства Цинь в 246 году, присвоил себе титул Августейшего императора [династии] Цинь. Он вошел в историю под именем Цинь Ши-хуанди и положил начало новой династии, которая официально была провозглашена в 221 году до н.э.
Согласно некоторым историческим источникам, несмотря на обещание сохранить жизнь бывшим противникам, число отрезанных голов, потребовавшихся для полного торжества завоевателей, достигло сотен тысяч. Таким образом, мы имеем здесь дело с жесткой системой государственного управления, настоящим полицейским режимом, который распространился по всей китайской территории того времени. В то же самое время правительство Цинь Ши-хуанди, в первую очередь под влиянием «законника» Ли Сы (умер в 208 году до н.э.), некогда соученика Хань Фэй-цзы, с которым он учился у конфуцианца Сюнь-цзы, предприняло колоссальную работу по унификации законов повседневной жизни граждан. Можно было бы даже говорить о стандартизации — настолько эти регламентирующие меры коснулись всех деталей жизни. От денег до единиц измерения, включая такие детали, как оси повозок и планировка дорог, систематическое разделение территории на округа, уголовные законы и письменность, коммерция и ремесла, одним словом, вся гражданская и военная жизнь (первая строго скопирована со второй) взята на учет. Прежняя аристократия подверглась казням и депортации, репрессии затронули многих торговцев и ремесленников. Надзор был установлен даже за учеными, их работы строго отслеживались. Идеологический запрет не касался лишь официальной идеологии, трудов в области прорицания, сельского хозяйства и медицины. Знаменитый указ 213 года до н.э. предусматривал смертную казнь для строптивых ученых, а также уничтожение всех текстов, не имеющих четко обозначенной авторизации. Все передвижения по стране строго контролировались системой паспортов и полицейской регистрацией, соответствующие пункты имелись при всех постоялых дворах империи.
Такой процесс реформ имел своей целью установление власти новой династии на десять тысяч лет. Но все бесчинства тоталитарного режима, функционировавшего с помощью организованного шпионажа и доносов, нисколько не облегчали жизнь простых граждан и не устанавливали полного мира на территории империи, уставшей от многочисленных потрясений и переворотов.
При всем при этом следует сказать, что за тот короткий срок, что династия находилась у власти, преобразования предпринятые ею оказали важное влияние на всю историю Китая.
Императорский титул сохранялся и продолжал играть свою роль на протяжении более чем двух тысяч лет главным образом потому, что образ монарха соответствовал определенному образу единства китайских областей, единству, которое продолжает считаться неким идеалом вплоть до наших дней. Не следует рассматривать историю Китая как некую череду похожих одна на другую династий в стране, с раз и навсегда установленным государственным строем и неизменными обычаями. Она скорее может представлять некую грандиозную иллюстрацию многократно возобновляющихся попыток привести в гармонию различные влияния, приносимые со всех сторон света, исключительно разнообразные способы жизни, сильно различающиеся географические условия. Усилия по достижению унификации или единства, моделью и архетипом которого остаются преобразования, предпринятые Цинь Ши-хуанди, продолжают являться руководящей идеей для всех китайских правителей. При династии Цинь империя достигла Южно-Китайского моря с городом Наньхаем на побережье, который позднее станет Кантоном (Гуанчжоу). На западе она включила в себя значительную часть нынешних областей Сычуань и Шаньси, так же как и половину Ганьсу, тогда как на севере она вышла за границу нынешнего Пекина (Бэйцзин), называвшегося тогда Цзи, а позднее Янь. Именно Цинь Ши-хуанди начал в грандиозное заселение новых территорий, продолжавшееся вплоть до наших дней, сменявшими друг друга китайскими правительствами.
Начиная с этого периода, т. е. с того времени, как было предпринято расширение китайского пространства уже не за счет присоединения китаизированных царств, а за счет аннексии приграничных областей, населенных (за исключением юга) кочевниками, китайская империя начала сталкиваться с тюрко-монгольскими на севере и затем с тибетскими народами на западе. Первыми крупными врагами для империи являлись сюнну, известные на Западе под именем гуннов, чье объединение произошло одновременно с объединением Китая. Для защиты от них и была возведена Великая стена, при этом частично имело место соединение уже существовавших фрагментов, сооруженных царствами в предшествующую эпоху.
Смерть Цинь Шихуанди в 210 году до н.э., произошедшая в ходе одной из его многочисленных поездок по империи, в течение очень длительного времени скрывалась. Это было свидетельством хрупкости здания, которое держалось, в основном, на исключительной фигуре императора. Он был торжественно похоронен в гробнице, обнаруженной уже в современный период в ходе археологических раскопок. Его преемник Эр Ши-хуанди, молодой человек, неспособный к управлению огромным государством и к тому же имевший весьма плохого советчика в лице первого министра, озабоченного захватом власти, находился во главе империи лишь два года, после чего был доведен до самоубийства в 207 г. до н.э. Тогда казалось, что китайская империя должна была погрузиться в длительное и тяжелое состояние смуты.
Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, с. 21-34.