Хань и Тан (Каменарович, 2014)
Однажды во времена правления безвольного Эр Ши-хуанди произошло одно важное событие. Под ответственность одного офицера, звали которого Лю Бан, была передана группа осужденных, и так как он был человек тщеславный и к тому же патриот, он не мог равнодушно наблюдать начинающуюся смуту и беспорядки в государстве. Лю Бан решил создать собственную милицию и даже произвести некие изменения в государственном устройстве. Создав из бывших преступников отряд, он торжественно поклялся верности своему делу. Этот человек происходил из семьи мелких землевладельцев, и ему было суждено стать основателем одной из самых знаменитых китайских династий, династии Хань. Не один он взял в руки оружие в те беспокойные времена. Был еще один человек — Сян Юй, он тоже в те годы взялся за оружие и скоро стал великим противником Лю Бана. Их борьба, вылившаяся в настоящую эпопею, продолжалась пять лет, и под конец ее Лю Бан остался единственным повелителем всей империи Цинь. Новая династия, взявшая себе имя Хань, фактически пришла к власти в 202 г. до н.э., но официально датой ее восшествия на императорский трон считается 206 г. до н.э. Она занимала его в течение четырех веков, с коротким перерывом на тридцать четыре года, и ее престиж был столь велик, что китайцы впоследствии стали называть себя народом хань (ханьжэнь, ханьцзу).
Вновь обретенный мир сопровождался отказом от ряда охранительных мер, которые душили свободу и дух предпринимательства. Так, сельское хозяйство, торговля и ремесло вошли в период своего расцвета. Вновь наполнилась новой энергией интеллектуальная жизнь империи, ученые обратились к изучению и утверждению принципов социальной гармонии, установлению которых так или иначе способствовала власть династии Хань, насаждаемая Лю Баном. Этот грубоватый военачальник, склонный к кутежам, должен был питать определенное отвращение к той сдержанности и пуританству, насаждавшиеся Цинь Ши-хуанди. Новый правитель вновь разрешил свободное хождение ранее преследовавшихся идей, в первую очередь конфуцианских. Лю Бан попытался привести социальную жизнь к некоему равновесию, создать уважение к верховной, государственной власти в рамках семей, кланов и общин на всех уровнях (деревня, район, провинция и т. д.).
Вошедший в историю под своим посмертным именем Гао-цзу (годы правления: 206—195 годы до н.э.), Лю Бан, который перенес столицу в Чанъань, про-демонстрировал очень большую мудрость в государственном управлении. Четыре основных препятствия встали на его пути, угрожая выполнению его задачи по установлению мира на всей территории: это попытки обретения новыми вассалами независимости, нападения «варваров», рост богатства и власти крупных земельных владельцев и, наконец, крестьянские восстания. Первое такое восстание проходило в 209 году до н.э.
Чанъань. Врата Сияющей Добродетели.
Реконструкция по Фу Синяню.
Иллюстрация из кн.: Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, 2014.
Новый император вынужден заниматься восстановлением княжеств своих вассалов-союзников, помогавших его восхождению на трон, в результате Гао-цзу получил послушных исполнителей, легко перемещаемых, взаимозаменяемых, и не имеющих реальной власти. При этом к ним были приставлены чиновники, которые имели дополнительные полномочия. Большой проблемой для династии продолжали оставаться «варвары» Запада и Севера. Во время правления Гао-цзу была развязана борьба между племенами сюнну и юэчжи давшая некоторую передышку китайскому правительству. Что касается крупных землевладельцев, то в их среде появилась тенденция отказа от дарованных им титулов, которые отныне будут все больше терять свое значение, взамен же этого собственники обретали возможность создавать свои полунезависимые владения. Этому сопутствовала их нежелание повиноваться центральной власти.
Далее следуют одно за другим два царствования. Первое длилось до 180 г. до н.э. В это время на троне была грозная императрица Люй, вдова Гао-цзу, пра
вившая при поддержке людей своего клана, расставленных на ключевых постах. Несколько позднее, с 140 г. до н.э., империя находится под управлением династии — У-ди. Ее славное правление продолжается пятьдесят четыре года до 87 г. до н.э.
Чтобы ослабить власть и влияние нетерпеливой и жадной знати, пытавшейся в 175—155 гг. до н.э. поднимать волнения, У-ди в 127 году до н.э. издал указ о разделении наследства на равные части между всеми сыновьями в случае смерти землевладельца. В то же самое время он стал обращаться к трудам мыслителей конфуцианской школы, особенно к книгам Дун Чжуншу, которые помогли императору разработать план по набору чиновников с помощью системы рекомендаций, а позднее экзаменов. Первый экзамен состоялся в 134 г. до н.э. Набор даровитых людей из народа явился вторым средством уменьшения влияния знати. Данная система просуществовала почти столь же долго, что и империя, — она была отменена лишь в 1905 г. Вновь начинали издаваться и изучаться классические тексты, в то время как, с другой стороны, принимались меры по ограничению расширения крупных владений.
В том, что касается территориального расширения империи, которая явно сузилась в период между эпохами Цинь Ши-хуанди и Гао-цзу из династии Хань, то во время правления У-ди Китай вновь возвращает утраченные территории. Империя, продолжая борьбу против сюнну, захватывает весь Южный Китай и расширяет свое влияние вплоть до Вьетнама. Для овладения Великим шелковым путем, посылаются военные экспедиции в Центральную Азию. Этот шаг позволил завязать торговые отношения с Римской империей. У-ди также распространил свое влияние на Северную Корею. Таким образом, Китайская империя со всех сторон открылась для взаимодействия даже с отдаленными частями внешнего мира. Существуют многочисленные свидетельства регулярных контактов китайцев не только со странами «Западного края», но также и с индийскими государствами, парфянами, персами и, как уже говорилось, с римлянами. О последних китайцы были уже достаточно наслышаны, и знали об обшироной Римской империи, которую летописцы эпохи Хань называли Да Цинь (Великая Цинь). Римляне именовали китайцев Seres. Слово это родилось от китайского си, шелк. Известно, до какой степени римлянам нравились ткани из шелка; с другой стороны, римские монеты были обнаружены при раскопках в Китае.
Так, империя Хань порой была близка к тому, чтобы охватить всю территорию, которая через семь веков будет во владении династии Тан. Но предпринимавшиеся экспедиции были очень дорогостоящими, и чтобы обеспечить себе приток средств, У-ди должен был прибегнуть к ряду исключительных мер: девальвации денег (переплавка); введению государственной монополии на железо и соль; налогообложению коммерческих прибылей, которые должны были теперь декларироваться в налоговой администрации. Если кто и выиграл от этих мер, так это крупные собственники, увеличившие свои владения, число рабов и слуг. В то же самое время крестьяне, которым верховные правители династии Хань пытались улучшить условия жизни (Гао-цзу был известен тем, что являлся выходцем из крестьян), особенно пострадали, и вновь вспыхнули крестьянские восстания, ослабившие власть династии. Историк Сыма Цянь подробно пишет об этом историческом периоде.
Другие оазисы Великого шелкового пути были захвачены китайскими армиями во время правления сына У-ди, Чжао-ди (86—74 годы до н.э.), взошедшего на трон в четырнадцать лет и умершего в двадцать два года. Сюань-ди, сын Чжао-ди, который правил с 73 по 49 годы до н.э., был последним великим правителем династии ранняя Хань (или Восточная Хань). Его победы над сюнну и цянами, тибетскими народностями, вызывали беспокойство у его советников-конфуцианцев, которые видели в этой непомерной экспансии (непомерной и в плане дороговизны) источник грядущих неприятностей. Многочисленные ученые (например, Лю Сян, Цзя И) написали или издали в тот период важные труды. «Слияние, — писал Рене Груссе, — империализма династии Хань с конфуцианским государством и сформировало Дальний Восток». Вьетнам и Корея испытали в тот период прямое влияние Китая. Япония ощутит китайское влияние несколько веков спустя. Еще позднее монголы и маньчжуры, став завоевателями, пройдут через процесс китаизации. Отношения же с Тибетом должны были пройти через стадии обороны, союза и позднее захвата.
Первая часть истории династии Хань заканчивается чередой бесцветных императоров, последнему из которых было девять лет, когда его отравили по приказу Ван Мана — племянника вдовствующей императрицы. Он легко сбросил с престола династию Хань и создал свою недолговечную династию (9—25 годы н.э.). Желая положить конец череде крестьянских восстаний, проходивших по всей стране, Ван-Ман предпринял широкомасштабные реформы. Земля, была объявлена собственностью государства и поделена между крестьянами. Запрещалось иметь частные поместья площадью более 150 га, и число рабов строго ограничивалось семейными потребностями; только государство вправе было иметь большее их число. Закон устанавливал систему контроля над всей экономической жизнью страны, денежная система подверглась ряду последовательных девальваций, была введена монополия государства на рыбный и лесной промыслы. Применение этих мер, жестко регламентирующих всю производственную и распределительную деятельность, потребовало установления исключительно строгой администрации, которая, естественно, вскоре стала непопулярной. Регулируемый сверху курс денег, все более и более обесценивавшихся, был еще одной причиной недовольства. Наконец, плохие урожаи и случившиеся наводнения еще более дезорганизовали экономику страны.
Снова вспыхнули крестьянские восстания и возникли организованные отряды (такие, как «краснобровые»). В то же самое время вновь разгорелись скрытые конфликты на северных границах империи. Со всех сторон послышался ропот недовольства, императора называли узурпатором, не обладающим Небесным мандатом. Несколько князей семьи Хань подняли вооруженные мятежи, и в 22 году н.э. Чанъань был захвачен легитимистами. Ван Маня убили, а его череп был помещен в имперскую сокровищницу (там он хранился до самого конца правления династии Хань). После двух лет беспорядков «краснобровые» овладели Чанъанем.
Среди всех князей династии Хань, объединенных в союз, двое имели серьезные основания занять императорский трон. Было достигнуто соглашение в отношении кандидатуры одного из них — Лю Сюаня, который был убит в ходе разграбления Чанъаня отрядами «краснобровых». Другому претенденту — Лю Сю было суждено установить свою столицу в Лояне, на территории нынешней провинции Хэнань. В 25 году он стал основателем второй династии Хань, названной поздняя Хань, или западная Хань. В 27 году Лю Сю разромил армию «краснобровых». Вместо того чтобы казнить пленных мятежников, он, проявив немалую предусмотрительность, смог привлечь в свою армию несколько десятков тысяч крепких бойцов из числа бывших противников.
Известный под именем Гуан У-ди, Лю Сю правил с 25-го по 57 год. В период его правления было подавлено вьетнамское восстание, и в этой стране установилось китайское господство почти на тысячу лет. Снова оказались подчинены китайской власти сюн- ну — отчасти из-за их внутренних междоусобиц. Что касается внутренних дел, то правительство Гуан У-ди вело такую эффективную политику, что с 30 г. удалось сократить налоги на две трети. Три последующих императора, правившие между 57-го и 105 год, продолжили работу Гуан У-ди в экономической и военной областях, обеспечив всеобщий порядок и процветание в стране. Вновь был взят под контроль Великий шелковый путь. Три крупных военачальника, Ма Юань, Бань Чао и Бань Юн, чьи таланты проявились на протяжении нескольких десятилетий, обеспечили славу первого века правления поздней Хань. Два историка этой эпохи, Бань Гу и Бань Чжао, брат и сестра славного завоевателя Бань Чао, составили хронику предыдущей династии ранней Хань, утвердив таким образом историографический порядок, которому подчиняется даже Ки-тайская Народная Республика.
От времени смерти Бань Юна до наступления эпохи упадка Хань прошло лишь двадцать пять лет. В середине II в. Ван Фу в «Речах отшельника» рисует поражающую воображение картину народной нищеты, широкомасштабной коррупции и становящегося все более частым насилия, которым сопровождаются набеги тибетского народа цян. Таковы, по сути, три основные причины упадка династии. Жизнь императорского двора была посвящена почти исключительно внутренней борьбе между соперничающими группировками (евнухов, ученых, кланов императриц и т. д.). В этот период сложилась парадоксальная ситуация: произошел значительный рост капиталов, которые в силу их неудовлетворительного распределения в конце концов послужили основанием для установления внутреннего мира и процветания. Население, еще в начале новой эры, составлявшее 57 млн человек, через два века, к концу правления династии поздняя Хань, выросло почти вдвое. Как замечает Ван Фу, значительная часть талантов и энергии была тогда отдана на службу личным амбициям, сталкивавшимся между собой, ослаблявшим основы общества и расчищавшим путь захватчикам-«варварам», всегда готовым начать грабить своего богатого соседа.
Однако в два последних века правления династии Хань не было недостатка ни в ярких личностях, ни в знаменитых писателях самых различных течений, ни в значительных нововведениях. В это время в Китае: распространяется буддизм; появляется бумага; тексты распространяются способом тиснения, являвшегося первой формой книгопечатания; посылаются экспедиции для исследования отдаленных земель. Ремесленное искусство достигло к тому периоду непревзойденного совершенства, особенно в области лаковых изделий и скульптуры. По всей стране шел систематический поиск талантливых людей, императорская библиотека была исключительно богата, администрация, структура которой будет воспроизводиться на протяжении последующих веков, была поднята на борьбу с князьями и крупными собственниками. Но, к несчастью, ничто не помешало Китаю вновь погрузиться в состояние общего беспокойства. В этих условиях личность императора, на котором лежала вся полнота ответственности по обеспечению нормальной жизни общества, должна была играть ключевое значение. Но на троне находился ребенок и потому внутренние распри свободно стали раздирать дворец и всю страну. Поэтому нескольких десятилетий хватило для того, чтобы рухнул неустойчивый и хрупкий мир в империи.
В 184 году разразилось восстание «желтых повязок». Сначала оно было крестьянским и имело также сильную даосскую окраску. Восстание объединило несколько сот тысяч ревностных приверженцев даосизма, организованных в округа — одновременно религиозные и административные. Изнурительная борьба с этим мощным народным выступлением, неоднократно возобновлявшимся после каждого поражения, отняла последние силы у династии. Пользуясь анархией и безвластием, военачальники выкраивали себе территории. Двор был бессилен и уже ничто не говорило о существовании силы, способной бороться с разгулом насилия и беспорядками. Исключительно одаренный военачальник, выдающийся деятель, оставивший свое имя в истории Китая и в качестве стратега, и в качестве поэта, Цао Цао вошел в столицу Лоян со своими войсками в 196 году и провозгласил себя «защитником трона». Он сразу же выдал свою дочь замуж за императора и прежде всего, попытался утвердить свою власть в Северном Китае, самой богатой части империи. Но у него были два соперника, оспаривавших его верховенство, которые также присвоили себе обширные территории: это Сунь Цюань, захвативший территорию на юге, и Лю Бэй, член императорской семьи Хань, захвативший Сычуань («Бассейн «четырех рек»»). Поэтому история назвала эпохой Трех царств период, последовавший за объявлением о потере прав последним императором династии Хань в 220 году, которое было сделано сыном Цао Цао, присвоившим себе императорский титул.
Потомки Цао Цао, умершего также в 220 году, правили в северной части Китая со столицей в Лояне. Они основали империю и династию Вэй (220—265 гг.). Лю Бэй, окруженный своими верными легендарными богатырями Гуань Юем, Чжан Фэем и Чжугэ Ляном, еще одним стратегом и поэтом, также считался императором и законным наследником Хань (так об этом говорит история). Он основал империю Шу и династию Шу Хань, или малая Хань (221—263 гг.) со столицей Чэнду на территории нынешней провинции Сычуань. Что касается Сунь Цюаня, то он про-возгласил себя императором, как и два его противни-ка, и основал империю и династию У (229—280 гг.), установив свою столицу в Цзянье, нынешнем Наньцзине (Нанкине). Борьба между тремя царствами привела к появлению эпического цикла, равного по своей масштабности «Песне о Роланде. Герои этой эпопеи известны всем китайцам, и сегодня их можно встретить в бесчисленных рассказах, балладах, поэмах, комиксах, фильмах и фельетонах.
Между 280 и 316 гг. династии Западная Цзинь удалось вновь объединить китайские земли. С 317 по 420 г. вторая династия Цзинь, так называемая Восточная Цзинь, заняла юг, в то время как северные провинции разделились на шестнадцать «варварских» царств. Последующий период, с 420-го по 589 г., назван китайскими историками Периодом южных и северных династий.
Эти три века политической и экономической неустойчивости все же не помешали: организации ирригационных работ, проводившихся в некоторых из этих автономных княжеств-государств; существованию торговых отношений; основанию крупных буддистских монастырей; образованию обширных сельскохозяйственных поместий, внутри которых наблюдались относительный порядок и покой.
Кстати, следует сказать, что некоторое число народных восстаний было организовано буддистскими монахами. Население между тем уменьшалось, особенно на Севере, где давление со стороны «варваров» было наиболее сильным, повсюду царили неуверенность и перед приближающейся опасностью. Никто не знал кому можно было довериться. Однако в такое неблагоприятное время происходит расцвет интеллектуальной и духовной жизни.
Именно тогда в просвещенной среде появилось обыкновение предаваться «чистым разговорам» (цинтань), представлявшим удивительную смесь из поэзии, эрудиции и интеллектуальной утонченности. «Новое зеркало мира» («Шишо синью») Лю Ицина предоставляет нам ряд известных, весьма сложно организованных примеров такого рода. Именно в ту эпоху появились важные теоретические работы о литературном искусстве (Цао Пи, Лю Се), живописи (Се Хэ), музыке (Цзи Кан). Тогда же каллиграфия достигла особого совершенства, и с той поры ее всегда будут ставить в образец (Ван Сичжи). Были изданы классики даосизма (Дао дэ цзин, Чжуан-цзы, Ле-цзы), ученые пристально изучали древние тексты, составляя к ним комментарии, порой неподражаемые (Ван Би). Насколько социальный и политический образ этого времени представляется нестабильным, подразумевающим полное подавление культуры и искусства, настолько литературные и художественные произведения этого времени представляют образцы невиданного совершенства.
Одним из следствий таких пертурбаций было создание на юге страны столицы, ставшей центром культуры и искусства. Названный сначала Цзянье, а потом Цзянкан, этот город, построенный на месте нынешнего Наньцзина (Нанкина) стал прибежищем китайской цивилизации где она на время могла быть защищена от «варваров», захвативших Северный Китай.
Но и север страны не погиб при очередной оккупации, «варвары», в данном случае грозные табгачи (на китайском — тоба) подверглись мощному китайскому влиянию в эпоху Южных и Северных династий. (Подобное случилось еще раньше с тибетцем Фу Цянем, основавшим китаизированную империю, где конфуцианство занимало привилегированное положение и где также оказывалось покровительство буддизму.) Использование китайского языка было вменено в правило всем должностным лицам династии Тоба царства Вэй, позднее китайский стал единственным языком двора, китайская одежда сменила тюркскую, верования религии тоба, которые не согласовались с конфуцианством или буддизмом, были отвергнуты. Столица наконец была перенесена в Лоян в 494 г. Буддизм находился в большом почете как при северном, так и при южном дворах: были сооружены величественные святилища, такие, как в пещерах Лунмэнь, к великому неудовольствию ученых-конфуцианцев, шокированных стоимостью подобных начинаний, в то время как паломники официально отряжались в Индию для сбора священных текстов. Во второй половине VI в. в Чжэцзяне был основан монастырь Тяньтай, постоянно действующий, он дал основу одному из буддистских течений, очень влиятельному в Японии. Даосизм и конфуцианство существовали наряду с буддизмом, что явствует из многочисленных текстов, изданных в эту эпоху.
Несмотря на раздробленность Китая, память о былой славе династии Хань еще не была забыта, и не один император последующих недолговечных династий вдохновлялся конфуцианскими реформами Хань, пытаясь вновь навести порядок в дезорганизованном мире. Ян Цзянь был одним тех, кому вновь выпало реализовать мечту о единстве. Он был министром при монархе-ребенке династии Бэй Чжоу (Северная Чжоу). Узурпировав власть, он завоевал Южный Китай и основал в 589 г. династию Суй, столицей которой стал Чанъань. Умелый политик, Бэй Чжоу сумел одновременно организовать порядок как внутри страны, так и вне страны. Он жил достаточно долго — жизнь его протекала на глазах сына, который и убил отца с целью пораньше сесть на трон. Восшествие отцеубийцы на трон было обставлено с большой роскошью. Ян-ди (604—617 гг.) частично прорыл (и частично восстановил) Великий канал, который связывал Чанъань с устьем реки Янцзы, значительно облегчая связь между севером и югом империи. Этот монарх обогатил великолепную императорскую библиотеку, заложенную его отцом; он выстроил роскошные дворцы. Казалось, что во всем ему сопутствует успех, но наступил период тяжелых неудач, — одна за другой терпят крах две его военные корейские экспедиции. Тюркские царства воспользовались этими неудачами и начали восстания. Налоговое бремя и общее напряжение экономики, вызванное военными кампаниями, оказались катастрофическими. В очередной раз империя была готова распасться в случае, если бы не нашлась очередная твердая рука.
Ли Юаню, уроженцу древнего рода Западного края, выпала судьба стать спасителем империи. Побуждаемый своим сыном, — хорошим стратегом, и талантливым администратором — он захватил Чанъань и основал династию Тан в 618 г. За этим последовали многочисленные перипетии, под конец которых Ли Юань уступил свой трон сыну, Ли Шиминю. Он был одним из самых значительных императоров в истории Китая. Ныне он известен под своим посмертным именем 7ай-цзун (627—649 гг.). Правление Тай-цзуна знаменует начало особенно счастливого, благополучного периода в истории Китая, оставившего глубокий отпечаток в памяти народа.
В 624 году была начата аграрная реформа, которая предусматривала равное распределение земель и налогообложения доходов между всеми крестьянами. Государство стало единственным эмитентом денег, функционирование правительства и администрации было полностью реорганизовано, была восстановлена система госэкзаменов, и правосудие отныне стало основываться на Кодексе династии Тан.
Тай-цзун сделал попытки сократить численность приграничных народов: восточных тюрков (туц- зюе) Монголии, затем западных тюрков Туркестана, были предприняты военные действия против князьков оазисных районов Великого шелкового пути. Царь Тибета взял себе в жены китайскую принцессу. Тай-цзун направил послов в Индию и Японию, имея целью возвестить повсюду о китайском верховенстве. Япония взяла себе на вооружение китайскую модель (план столицы, политические институты, администрация, система письменности); Корея же, в целом сопротивляясь китайскому завоеванию, продолжала, однако, подвергаться мощному китайскому влиянию.
Следует сказать, что ввиду исключительной ор-ганизации управления государством Тай-цзун оставил о себе память как о выдающемся правителе. Для того чтобы Китай обрел то величие, которое он когда-то имел, Тай-цзун ориентировался на устои идеологии династии Хань. Он усовершенствовав их таким образом, что в результате была построена самая оригинальная в своем роде государственная система, из всех когда-либо существовавших.
Уголовный кодекс империи Тан был явно менее суровым, чем предыдущие; вся административная структура была тщательно отлажена до невиданной ранее степени совершенства. Тай-цзун вел борьбу против широкого распространения крупных владений монастырей, которые стремились избегнуть обложения налогами и перераспределения земель. Его встреча с одной из самых значительных фигур в китайском буддизме, знаменитым паломником Сюаньцзаном, привела к тому, что были несколько умерены усилия по возведению заслона на пути распространения этой религии в Китае. На протяжении четырнадцати лет странствий, Сюаньцзан собирал тексты, информацию самого разнообразного рода и художественные работы, которые он впоследствии привез в Чанъань.
Двадцати двух лет правления Тай-цзуна хватило не только для утверждения мира в стране на целое столетие, но и для укрепления унитарной идеи в Китае. Отныне периоды децентрализации страны будут более редким явлением, при том что до этого времени они составляли большую часть истории. Правление Гао-цзуна (650—683 гг.), сына Тай-цзуна,
проходило под контролем грозной императрицы У Цзэтянь, которая после смерти своего супруга начала править с помощью террора. Ее правление продолжалось до 704 г.
Длительное правление Сюань-цзуна (713—756 гг.) было отмечено расцветом поэзии и живописи. Внезапно получившие широкую известность имена сотен поэтов, художников, каллиграфов могут свидетельствовать о любви императора к искусству и литературе. Сюань-цзун при этом не оставлял без внимания ни дела администрации, ни отношения с соседями империи — тюрками, арабами, тибетцами, которые были либо покорены, либо сосланы в отдаленные районы. Но в 54 года он воспылал страстью к красавице Ян Гуйфэй. Эта любовная страсть стала легендарной, она нанесла роковой удар династии и империи Тан. Правление, столь хорошо начавшееся, потонуло в таком развале и бесхозяйственности, что былой фаворит императора Ань Лушань в 755 г. взял в свои руки руководство армией и занял столицу Чанъань. Император и двор готовы были бежать, но императорская гвардия, сопровождавшая их, подняла мятеж, убила брата и сестер Ян Гуйфэй и потребовала смерти фаворитки монарха. Она была задушена евнухом. Сюань-цзун через некоторое время отрекся от престола.
Эпоха величия Тан закончилась. Понадобилось более десяти лет, чтобы восстановить порядок в империи, чьи правители с той поры до 907 г. растрачивали свои силы в борьбе против провинциальных князей, народов приграничных зон, крестьянских восстаний и мятежей всех видов.
Все это не помешало ни расцвету искусства, ни благоденствию религий (в Китае династии Тан, где процветали буддизм и даосизм, засвидетельствовано существование несторианского христианства, ислама, манихейства). В эту эпоху жил и один из самых крупных конфуцианских писателей — Хань Юй. Торговля испытывала исключительный подъем. И несмотря на мрачную окраску последних полутора столетий, династия Тан осталась для потомков в образе «золотого века».
Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, 2014, с. 35-34.