Византийская империя (ЛГ.Э, 2013)
ВИЗАНТИЯ, Византийская империя — государство IV-XV веках, возникшее при распаде Римской империи в ее восточной части. Столица — Константинополь. Гумилёв очень подробно рассматривает этногенез Византийской империи. Согласно теории этногенеза Гумилёва, причиной зарождения Византии стала вспышка этногенеза во II-III тысячелетиях, вследствие которой появилось огромное количество христианских общин — людей нового склада, людей-правдоискателей. Таким образом, римское мировоззрение, а вместе с ним и римский этнос уступили место новому этносу, впоследствии условно назвавшему себя «византийцами», которые оказались во главе империи. Как отмечает Гумилёв, новый этнос, сложившийся из христианских общин, просуществовал очень долго. Появился он как субэтнос во II веке, то есть был тогда исторически зафиксирован, и к IV веку сформировался в этнос, который получил название византийский, а кончился он с падением Константинополя в 1453 году. Маленькие реликты его, по мнению Гумилёва, — это жители квартала Фанар в Константинополе — фанариты, потомки византийцев, которые существовали до XIX века. Византийцы, по теории Гумилёва, прошли весь 1200-летний период настоящей этнической истории («Конец и вновь начало», 81-86). Далее, рассматривая фазу пассионарного надлома в Византии, Гумилёв приходит к убеждению, что Византия раскололась по «конфессиональному принципу» («Конец и вновь начало», 234). Несториане ушли с родины в Китай и Монголию, монофизиты — в Африку и Армянские горы, но оставшиеся православные разделились на иконопочитателей и иконоборцев. Таким образом, акматическая фаза в Византии была в IV-VI веках, а надлом пришелся на VII—VIII века. Византия к этому времени была уже маленькая, отмечает Гумилёв, и охватывала Малую Азию, Грецию, небольшие части Италии и Сицилии и часть Балканского полуострова. Война иконопочитателей с иконоборцами стоила Византии больших потерь, потому что соперники мешали друг другу сопротивляться внешним врагам: арабам, болгарам, западным европейцам, берберам. В 842 году, отмечает Гумилёв, иконоборчество было отменено, споры погасли и началась четвертая фаза этногенеза — инерционная, или «эпоха цивилизации». По мнению ученого, понятие «византийство» существовало как стереотип поведения, устойчивость которого обеспечивалась социальными и идеологическими формами. Все варяги, армяне и половцы, попадавшие в столицу Византийской империи, легко входили в устоявшийся ритм городской жизни и «инкорпорировались» местным населением. Таким образом, несмотря на текучесть и постоянную смену населения, культурная традиция Византии сохранялась («Конец и вновь начало», 282). По мнению Гумилёва, роль Македонской династии в этногенезе Византии была значительной. Она восстановила границы Византии по Евфрату и Дунаю, подняла экономику и культуру Константинополя и вознесла его славу над всем миром. И, самое главное, ей удалось инкорпорировать множество славян и малоазиатов, вследствие чего византийский этнос стал менее мозаичным и более монолитным (там же).
Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 145-146.