Казахстан при первобытном строе
Первобытнообщинный строй на территории Казахстана. В Казахстане исследовано огромное количество археологических памятников от эпохи нижнего палеолита до средневековья. Археологические находки свидетельствуют о том, что первобытный человек заселял территорию Казахстана с глубокой древности - сотни тысяч лет тому назад. В горах Каратау, в Северном Прибалхашье обнаружены, например, нижнепалеолитические стоянки с грубо обработанными каменными орудиями, сделанными руками первобытного человека. О жизни человека в эпоху среднего палеолита свидетельствуют каменные орудия, найденные в Восточном Казахстана (село Канай). Начиная с эпохи верхнего палеолита следы пребывания человека на территории Казахстана прослеживаются непрерывно. Остатки материальной культуры первобытных охотников и рыболовов эпохи неолита также найдены во многих районах; они характеризуются большим количеством микролитических орудий, появлением керамики. К эпохе неолита и особенно энеолита относится зарождение скотоводства и земледелия. В эпоху бронзы (середина 2-го тысячелетия до н. э. - 9-8 века до н. э.) происходит дальнейший значительный рост материальной и духовной культуры древних племен Казахстана (см. Андроновская культура). Племена этой эпохи занимались пастушеским скотоводством, мотыжным земледелием, охотой и рыболовством, они знали металлургию бронзы (топоры, ножи, кинжалы, тесла, наконечники стрел и т. д.). Переход к медным и бронзовым орудиям труда, развитие пастушеского скотоводства и земледелия привели к крупным изменениям в общественной жизни племен, материнский род сменился отцовским. К этому времени появились зачатки патриархальной семейной собственности. На поздних этапах эпохи бронзы начался процесс выделения скотоводческих племен; к середине 1-го тысячелетия до н. э. большинство племен в степях перешло к кочевому скотоводству, определившему на тысячелетия специфику социально-экономического развития Казахстана. Страбон назвал племена, населявшие территорию Казахстана, азиатскими скифами. В ахеменидских клинописных текстах они названы общим именем саки. Сакские племена занимались кочевым скотоводством и орошаемым земледелием, имели торговые и культурные связи с соседними племенами и народами. Во главе племенного союза саков стояли вожди, избранные на совете племенных вождей. Они выделялись из основной массы рядовых общинников своим общественным и имущественным положением (подтверждается археологическими раскопками сакских курганов: кургана Бесшатыр на реке Или и других). Они были подчинены племенным объединениям усуней и кангюй, аланов (янцай), сложившихся в Казахстане в 3-2 веках до н. э. Усуни занимали обширную территорию Семиречья от реке Чу до Тянь-Шаня, от Балхаша до Иссык-Куля. Кангюй жили в районах Каратау и среднего течения Сыр-Дарьи; на 3ападе от Аральского моря до северных берегов Каспия обитали аланы. Эти племенные союзы находились в тесных взаимоотношениях, развивали экономические, политические и культурные связи с Китаем, Мавераннахром, Поволжьем. Через земли усуней проходили караваны по так называемому Великому шелковому пути.
В период расцвета племенных союзов усуней и кангюй (2-1 века до н. э.) наряду с кочевым скотоводством развивались земледелие и домашние промыслы. Существенное значение имело освоение железа. Во главе племенного союза усуней стоял великий бек, власть которого стала наследственной. Один из них - Цилими (1 век до н. э.) установил порядок, по которому «никто не смел пасти свой скот на его пастбищах». Узурпация общинных земель ускорила процесс разложения первобытнообщинного строя и складывания классовых отношений. В результате междоусобной борьбы знати за власть усуньский союз распался на две группы, враждовавшие между собой.
А. Н. Нусупбеков, С. Н. Покровский, Л. А. Пинегина. Алма-Ата.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.