Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь (Соловецкий монастырь) — основан в конце 20 — начале 30-х годов 15 века Зосимой, Савватием и Германом на Соловецком острове в Белом море при входе в Онежскую губу. В монастырской иерархии Соловецкий монастырь занимал одно из высших мест. Архимандриты назначались туда непосредственно царем и Патриархами. В 1765 году Соловецкий монастырь стал ставропигиальным, т. е. непосредственно подчиненным Синоду. Соловецкий монастырь возник как мощная крепость на севере Руси, которая не раз отражала нападения ливонцев и шведов, а позднее (уже в 19 веке) английской военной эскадры. Монастырские стены толщиною до 6 м, сложенные из валунов, имеют 8 башен и 7 укрепленных ворот. Внутри защитного пояса сложился оригинальный архитектурный ансамбль церковных и гражданских строений; их особенность — постановка по одной оси, параллельно побережью, культовых зданий, главные из которых соединены крытыми арочными переходами. Соловецкий монастырь обладал обширными земельными владениями, которые располагались по островам и берегам Белого моря и даже на Новгородчине и окрест Твери. Интенсивная хозяйственная деятельность монахов с активным привлечением приезжавших богомольцев позволила образцово благоустроить весь остров (дороги, каналы, дамбы и пр.) и добиться продовольственного самообеспечения обители и возможности проводить масштабное строительство. Такой склад духовно-трудовой жизни (моления и богоугодный труд) был установлен еще основоположниками Соловецкого монастыря и в первую голову преподобным Зосимой Соловецким, который был хорошим организатором и рачительным хозяином, определившим на века духовный характер северной обители. Больших успехов в своем развитии достиг Соловецкий монастырь в середине 16 века при игумене Филиппе. Именно при его руководстве развернулось широкое храмовое строительство: был возведен Успенский собор и примыкающая к нему гигантская одностолповая трапезная площадью 500 кв. м, воздвигнут трехъярусный Спасо-Преображенский собор и ряд других строений. Филипп заслужил особое расположение царя Ивана Грозного, который щедро одаривал монастырь деньгами и землями, а позднее вызвал соловецкого игумена в столицу и повелел ему стать высшим церковным иерархом — митрополитом Московским и всея Руси. Вскоре царь жестоко расправился с бывшим любимцем, самостоятельным и смелым митрополитом, но мученическая смерть сделала последнего одним из самых почитаемых святых Соловецкого монастыря. Прах преподобного Филиппа вначале оставался на Соловках, но в 17 веке был перевезен Патриархом Никоном (тоже бывшим когда-то монахом Соловецкого монастыря) в Московский патриарший Успенский собор, соловчанам же на поклонение была оставлена лишь частичка св. мощей. В 50—60-е годы 17 века Соловецкий монастырь стал одним из оплотов раскола в РПЦ. В 1668 году вспыхнуло Соловецкое восстание, которое было направлено против церковной реформы Никона и приняло антифеодальный характер. Для усмирения его на остров прибыл большой стрелецкий отряд, который долго безуспешно осаждал крепость, и только после семилетней осады восстание было жесточайше подавлено (из 500 оборонявшихся в живых осталось 60 человек). Но трагическая летопись Соловецкого монастыря на этом не закончилась. Соловки оказались удобным местом для ссылки духовных и мирских деятелей, неугодных царю или церковным властям. Для иных узников ссылка (а для "особо опасных" каменное заточение) растягивалась до конца жизни. Но наиболее мрачные страницы в истории Соловецкого монастыря пришлись на годы советской власти, после того как в Соловках в 1923 году был создан лагерь для политических и уголовных заключенных. Тогда же там была прекращена монашеская жизнь. В середине 20 века соловецкий лагерь для заключенных был ликвидирован. С 1974 году Соловецкий остров вместе с другими мелкими островами этого архипелага признан государственным историко-архитектурным и природным музеем-заповедником. Развернулись широкомасштабные восстановительные и реставрационные работы всего комплекса монастырских сооружений и их внутренних интерьеров. Важным событием в истории Соловков стало возрождение в Соловецком монастыре в августе 1993 года монашеской жизни и возвращение мощей преподобных соловецких чудотворцев Зосимы, Савватия и Германа (из Троицкого собора Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга) в Спасо-Преображенский собор. Этот торжественный акт был совершен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и другими высшими иерархами РПЦ.
В. В. Горбунов
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 493-494.