Япония (7 – 12 века)
Ранний феодализм (середина 7 - конец 12 веков). События 645 года положили начало созданию раннефеодального централизованного государства. В этом году принц Наканооэ при поддержке рода Накатоми (с 669 года именовался Фудзивара) сверг власть рода Сога, связанного с родовой и рабовладельческой знатью. Организаторы переворота использовали ослабление рода Сога в результате движения рабов и полусвободных крестьян, боровшихся за свое освобождение. Оттесненная в 645 году от власти родовая и рабовладельческая знать, среди которой выделялся род Отомо, стремилась восстановить свое положение. Происходила борьба внутри царствующего дома. В смутах отражалась не только личная борьба за власть, но и классовая борьба.
После 645 года, в царствование императора Тайка (645-654), были проведены реформы. Введена государственная собственность на землю, полусвободные крестьяне (табэ, томобэ, какибэ) получили статус свободных. Население превращалось в держателей наделов, составлен земельный кадастр и подворные списки, была создана центральная администрация по образцу китайского танского государства (см. Тайка реформы). В 710 году построена первая постоянная столица - Нара (в 784 году перенесена в Нагаоку, в 794 году - в Хэйан). Свод законов Тайхорё (701) фиксировал возникшие в результате реформ аграрные отношения, в том числе их основу - надельную систему (хандэн). Крестьяне прикреплялись к подушным наделам, должны были выплачивать натуральную ренту (продуктами земледелия и изделиями ремесла) и выполнять различные работы. Сравнительно крупное частное землевладение существовало в виде привилегированных наделов. Представителям господствующего класса приписывалось также от 100 до 3 тысяч крестьянских дворов, которые выплачивали им ренту.
Эксплуатация носила в основном феодальный характер. Но рабовладельческий уклад оставался сильным: много рабов имели храмы, деревенская верхушка; появилась новая категория рабов в государственных учреждениях. По различным подсчетам в 8 веке рабы составляли от 5 до 20% населения. К концу 8 века рабский труд стал применяться реже, а в сельском хозяйстве почти исчез. Большую роль в течение всего феодального периода в Японии играл патриархальный уклад.
Образование раннефеодального централизованного государства сопровождалось развитием производительных сил. Распространились железные земледельческие орудия, улучшалась система ирригации, росла площадь обрабатываемых земель (в конце 12 века - 860 тысяч тё; тё=0,99 га, но его размеры изменялись). Добывались золото, медь, серебро, железо, сера, слюда. Ремесло находилось под патронатом правительства, храмов и аристократии; в 11 веке появились первые цехи (дза). Развивалась торговля, возникали торговые гильдии и рынки.
В противовес государственной собственности на землю уже в 8 веке стали возникать частные владения (сёэн) аристократии и храмов. Они создавались путем освоения целины, из привилегированных наделов. К середине 10 века надельная система прекратила существование, господствующей формой стали частные владения аристократии (особенно Фудзивара) и храмов. В ранних сёэн значительное место занимало барщинное хозяйство с тяжелыми формами кабальной зависимости.
В различных формах нарастала борьба крестьянства: побеги и бродяжничество, неуплата налогов, петиции правительству, восстания. Эдзо не прекращали борьбу в течение всего феодального периода; в частности, крупное восстание эдзо произошло в 875 году на острове Хоккайдо, подавленное правительственными войсками.
С конца 8 века власть в стране фактически перешла к дому Фудзивара - крупнейшему собственнику сёэн. В их владениях в 794 году была построена новая столица - Хэйан. С 859 по 1086 годы Фудзивара установили открытую диктатуру, занимая посты регентов (сэссё) при малолетних императорах или канцлеров (кампаку) - при взрослых, императоры же были низведены до положения марионеток. Императоры, опираясь на часть аристократии и воинов домов Тайра и Минамото, продолжали борьбу за власть и за земельные владения; формально отрекаясь от престола, они, укрывшись в монастырях, пытались противопоставить духовную власть светской. Буддийские монастыри, имевшие вооруженные отряды, стали играть важную политическую роль, вмешиваясь в междоусобицы.
В 10-11 веках рос сепаратизм наместников и провинциальных владык, поднимавших мятежи против центральной власти. В этих мятежах отражалось экономическое и политическое укрепление местных феодалов, формирование военно-феодального сословия буси, развитие ленных отношений. С 11 века складывались группировки военных феодалов во главе с вождями. К середине 12 века наиболее мощными из них были группировки во главе с Минамото в районе Канто и Тайра на юго-западе Хонсю. В борьбе за власть в 1156 году войска Киёмори Тайра и Ёритомо Минамото разгромили Ёринага Фудзивара; а в 1159 году К. Тайра разгромил своих бывших союзников, истребив почти весь род Минамото; с 1168 года он правил страной из своей резиденции Фукухара.
До окончания 2-й мировой войны в Японии в изучении древней истории преобладали антинаучные монархические концепции. Лишь некоторые буржузные экономисты (Того Ёсида, Ё. Такэкоси, Э. Хондзё) написали ряд ценных трудов, введя в научный оборот значительный фактический материал. Пионером научного изучения древней Японии был Ёсимити Ватанабэ, который считал, что уже в 3-7 веках существовали специфические формы рабства в общине. В 1932 году Горо Хани выдвинул концепцию древнеазиатского общества с его прочной общиной и деспотией. После войны концепцию Ё. Ватанабэ развивали Сэйта Тома, Сё Исимода, Кэйдзи Нагахара и другие, обратив особое внимание на изучение «нижней структуры» (видов эксплуатации, форм хозяйств семьи и пр.). Они считают, что японское общество прошло стадию рабовладельческой формации (датируя ее с 3 или 7 веками), что в период надельной системы было много рабов, а общинники подавлены деспотией (система «всеобщего рабства»); сёэн рассматриваются ими как переходная форма к феодализму. Отрицая возможность развития Японии, минуя рабовладельческую формацию, они подчеркивают преобладающую роль в японском обществе в течение длительного времени патриархально-рабовладельческого уклада, отождествляют суровые формы личной зависимости с рабством. Вместе с тем Ё. Ватанабэ, а также Мицуо Симидзу, Тацусабуро Хаяси и другие считают сёэн феодальными владениями, отмечая патриархальное рабство лишь в ранних сёэн. Немногие японские ученые оценивают надельную систему как феодальную - Дзиро Хаякава, Г. Хани (в некоторых работах) и др.
Для многих прогрессивных историков характерна таким образом поздняя датировка установления феодализма: 10 век (с ликвидацией надельной системы) - Ё. Ватанабэ, С. Тома, М. Симидзу и др.; с конца 12 века (с победой буси и изменением сёэн) - С. Исимода, М. Эндо, Киёси Иноуэ, Мотохиса Ясуда и др.; с 14 ввека (с начала складывания княжеств, см. ниже) - С. Мацумото, К. Нагахара; с 16 века - Мориаки Араки, выдвинувший концепцию «феодальной революции», которая якобы решительно покончила с дофеодальными формами.
В советской историографии (Н. И. Конрад, А. Л. Гальперин и др.) принята изложенная в данной статье концепция.
И. Г. Поздняков
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ - ТЯНЬ-ЯШТУХ. 1976.