Индия в первобытной древности

Первобытнообщинный строй и становление классового общества (до конца 2-го тысячелетия до н. э.). Археологические находки свидетельствуют о наличии в Индии человеческого общества уже в период среднего плейстоцена. В отложениях этой эпохи были найдены каменные орудия шелльско-ашельского типа. Эти палеолитические орудия сменились мезолитическими и затем неолитическими. Время перехода в Индии от камня к металлу и начала разложения соответствующего каменному веку первобытнообщинного строя точно не установлено. Первые датированные остатки бронзовой культуры, найденные в долине реки Инда, относятся к 3-му тысячелетию до н. э. Почти все историки считают, что древнейшим памятником классового общества на территории Индии являетея культура Мохенджо-Даро и Хараппы (3 - 2-е тысячелетия до н. э.), открытая индийскими археологами в начале 20-х годов 20 века. Некоторые элементы этой культуры прослеживаются в культуре последующих поколений индийского народа. В 14-12 веках с Северо-Запада в Индию приходят скотоводческие племена так называемых ариев, поселяющиеся сначала в Пенджабе, а затем и в долине Ганга. Веды - собрание древнеиндийских религиозных гимнов и заклинаний (по предположению большинства санскритологов, созданные в 1500-1000 годы до н.э.), рисуют эти племена уже частично оседлыми (они выращивали ячмень с применением плуга и искусственного орошения), знавшими различные ремесла (в том числе производство оружия и других предметов из меди, а, возможно, также из бронзы); они вели торговлю, используя в качестве денег скот и золотые украшения (нишка). Племена (джана) ведических ариев (бхарата, яду, пуру, гандхары и др.) делились на роды (виш), состоявшие, в свою очередь, из нескольких больших патриархальных семей (кула). В этот «ведический период» указанные племена уже достигли той ступени разложения первобытнообщинного строя, которую Ф. Энгельс назвал строем военной демократии. У этих племен уже существовала частная собственность на скот и прочее движимое имущество, а также на рабов (даса). У тех племен, которые осели на землю, в частной собственности была, по-видимому, также и земля под усадьбой. Выделялась племенная аристократия (раджаны), все более и более захватывавшая в свои руки власть над рядовыми членами племени.

Е. М. Медведев, Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.