Киевская Русь: раннефеодальная монархия
Социально-политический строй и классовая борьба. Основной формой государственного управления Киевской Руси была раннефеодальная монархия. Власть принадлежала киевскому князю, который был окружен дружиной, зависящей от него и кормившейся в основном за счет его походов. Наряду с дружиной деятельность князя в начальные периоды существования Киевской Руси направлялась родоплеменной знатью, которую («старцев градских») в некоторых случаях приглашали для совета. Некоторую роль играло в это время и вече - реликт племенной организации. Управление страной осуществлялось при помощи тысяцких и сотских, т. е. по признаку военной организации. Доходы князя имели различные источники. В 10 - начало 11 веков это в основном «полюдье», дань – «уроки», получаемые ежегодно с городов. В 11 - начало 12 веков, с началом разложения раннефеодальной монархии, положение значительно изменилось. В связи с появлением крупного землевладения с различными видами феодальной ренты функции князя сильно усложнились. Владея собственным крупным доменом, князь вынужден был вести в нем сложное хозяйство, подобно рядовым феодалам назначать посадников, волостелей, тиунов и т. д., руководить всей многочисленной администрацией. Как и раньше, он был военным руководителем государства, но теперь приходилось организовывать не столько дружину, сколько феодальное ополчение, приводимое вассалами, нанимать иноземные войска, прибегать к чрезвычайным мобилизациям. Усложнились мероприятия по укреплению и защите внешних границ. Развилась и законодательная функция князя. Князь стал крупным феодальным монархом. Деятельность князя, в общем неограниченная, все же контролировалась и направлялась верхушкой класса феодалов - боярством, окружавшим князя. Роль веча в это время еще более снизилась. Оно всецело находилось в руках бояр. Княжеский двор стал административно-бюрократическим центром, куда сходились все нити управления страной. Появилась целая иерархия административных органов, которые стали делиться на центральные и местные. Возникли дворцовые чины, заведовавшие отдельными отраслями княжеского управления. Во главе городов стоял городской патрициат, образовавшийся в 11 веке из крупных местных землевладельцев – «старцев» и дружинников, имена которых тесно сплетаются с историей того или иного города (например, род Яна Вышатича, Ратибора, Чудина - с Киевом, Дмитра Завидича с Новгородом и т. д.). Большим влиянием в городе пользовалось купечество. Необходимость охраны товара при перевозках обусловила хорошую вооруженность купцов, и среди горского ополчения они занимали первое место. Самую многочисленную часть городского населения составляли ремесленники, как свободные, так и зависимые. Особое место занимало духовенство, делившееся на черное (монашествующее) и белое (мирское). Во главе церкви стоял митрополит, обычно назначаемый Византией, которому подчинялись епископы. Монастыри с игуменами во главе подчинялись епископам и митрополиту. Белое духовенство больших церквей объединялось в так называемые соборы, а их церкви становились центрами городского духовенства.
Сельское население Киевской Руси состояло из крестьян-общинников, еще не попавших под власть феодала (количество их все уменьшалось), крестьян-общинников, уже закрепощенных, и людей, оторванных от общины, лишенных средств производства и являвшихся рабочей силой внутри феодальной вотчины.
Рост крупного феодального землевладения, закрепощение свободных общинников и рост их эксплуатации привели к обострению классовой борьбы в 11-12 веках (восстания в Суздале в 1024 году; в Киеве в 1068-1069 годы; на Белоозере около 1071 года; в Киеве в 1113 году). Восстания в большинстве случаев были крайне разобщены, в них принимали участие служители отмирающей религии - волхвы, использовавшие недовольных крестьян для борьбы с новой идеологией. Особенно сильная волна народных выступлений прокатилась по Руси в 60-х и 70-х годах 11 века в связи с голодом и нашествием половцев. В эти годы была создана Правда Ярославичей, ряд статей которой предусматривал наказания за убийство служащих администрации феодальной вотчины. Смысл классовой борьбы в это время состоял не в свержении феодальной формации, которая была прогрессивным явлением, а в ограничении поборов эксплуататоров (феодалов, ростовщиков и др.) той нормой, которая позволяла непосредственным производителям воспроизводить свое хозяйство. Эксплуатируемые боролись также за землю, личную свободу и т. д.
Б. А. Рыбаков, Л. В. Алексеев. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.