Индия рабовладельческая

Период развитого рабовладельческого общества и его разложения (около 4 века до н.э. - около 5 века н. э.). Экономический прогресс, достигнутый в 6-4 веках до н. э., внес серьезные изменения в условия жизни древнеиндийского общества. Есть основания предполагать, что в некоторых районах Индии, в частности в Магадхе, патриархальное рабство перестало удовлетворять потребности общества. Рабы уже не только обслуживали личные потребности своих хозяев, но и производили продукты для рынка. Имеются упоминания о значительных по размерам хозяйствах, в которых использовались в большом количестве рабы, а также наемники, причем формы эксплуатации наемников и рабов были, по-видимому, весьма сходны. Труд рабов и наемников использовался в земледелии, ремесло и в горнорудных промыслах. Развитие товарно-денежных отношений в Индии (о чем свидетельствовало появление медных и серебряных денег) способствовало распространению рабства. Дошедшие до нас источники содержат сведения о богатых городах, где жили рабовладельческая знать, а также ремесленники и торговцы, организованные в цехи и гильдии (шрени); богатые купцы вели торговлю с другими государствами и странами. В Магадхе развитию рабовладения, несомненно, был дан толчок также строительством дамб и отводящих каналов, необходимых в борьбе против опустошительных наводнений, которым подвержена область нижнего течения Ганга. Это строительство вызвало дальнейшее разделение труда и рост обмена. Таким образом, по-видимому, к середине 4 века до н. э. в Магадхе складываются развитые рабовладельческие отношения, а сама она превращается в могучую рабовладельческую деспотию. Класс рабовладельцев значительно усилился. В руки брахманской и кшатрийской рабовладельческой знати поступала главная масса продукта, создаваемого обществом. Выросло и приобрело экономический вес купечество. Оно стало самой влиятельной прослойкой в составе варны вайшиев. В то же время прочие вайшии лишились многих прежних общественных привилегий. Особенно ухудшилось положение шудров, большое число которых составляли наемные работники (кармакары, бхртаки). Те из них, кто использовался в земледелии, получали за свой труд долю урожая. Усилилась эксплуатация рабов (дасов), занятых в рудниках, земледелии, ремесле и на строительстве. Все это обострило классовые противоречия. Именно рост социальных противоречий породил религиозно-сектантское движение, из которого выделились буддизм и джайнизм.

Потребность в рабах и в средствах для осуществления ирригационного и прочего строительства, очевидно, стимулировала захватнические войны Магадхи. Уже в середине 4 века до н. э. в правление Нандов под властью Магадхи была почти вся долина Ганга и, возможно, даже Калинга. Еще в период возвышения Магадхи долина реки Инда была завоевана Ахеменидами (см. Ахеменидов государство). В 327 году до н. э. в Индии вторгся Александр Македонский, но дошел только до реки Биас. Его войска, напуганные упорным сопротивлением индийцев в Пенджабе и рассказами о мощи державы Нандов, отказались идти дальше, и Александр был вынужден в 325 году до н. э. уйти из Индии. Экспансия Магадхи продолжалась и в правление династии Маурьев, основанной Чандрагуптой, свергнувшим Нандов около 322 года до н. э. Когда около 305 года до н. э. основатель государства селевкидов Селевк I Никатор вторгся в Индию, Чандрагупта был достаточно силен, чтобы нанести ему поражение и заставить его признать господство Маурьев над Арианой, Арахосией и Паропамисадами. При царе Ашоке - горячем приверженце и распространителе буддизма - Маурьи господствовали почти над всей Индии, а также над частью нынешнего Афганистана. Чтобы держать своих подданных и рабов в повиновении, Маурьи создали сильный административный и военный аппарат. Сведения о державе Маурьев оставил находившийся при их дворе посол Селевка Никатора Мегасфен. В этот период Магадха установила политические связи с Сирией, а также, по-видимому, с Грецией и Египтом. Магадха вела торговлю с западными соседями, и из ее столицы Паталипутры - большого и укрепленного города, Маурьи провели хорошую дорогу к северо-западной границе своей державы. Дальнейшее развитие рабовладельческого строя усилило классовые противоречия, косвенно засвидетельствованные в эдиктах Ашоки. Внутренние противоречия и вторжение в Индии бактрийских греков подорвали силы Маурьев. Их держава начала распадаться. Власть последующих династий правителей Магадхи, Шунгов и Канвов уже ограничивалась, по-видимому, областью нижнего течения Ганга. На Западе Северной Индии во 2 веке до н. э. - 1 веке н. э. правили многочисленные династии из греко-бактрийцев, парфян и шаков. В Декане в 3 веке до н. э. начало расти государство Андхра, которое во 2 веке н. э. превратилось в державу, охватившую всю северную часть Декана. В 1 веке н. э. большая часть Северной Индии оказалась под властью Кушанов (см. Кушанское царство). 1-3 века были, по-видимому, периодом наивысшего расцвета рабовладельческого строя. В это время Индия вела оживленную торговлю с Римом. По словам Плиния, Рим вывозил из Индии товаров на 50 миллионов сестерциев (это подтверждается богатыми кладами римских монет, находимыми в Индии). Рим посещали послы индийских государей. Ширились торговые связи и со странами, расположенными на Востоке от Индии вплоть до Китая. После распада державы Кушанов в Северной Индии в 4 веке снова начало расти государство Магадха. При Гуптах под властью Магадхи была большая часть Северной Индии от Бенгальского залива на Восток до Пенджаба и полуострова Катхиавар на 3ападе. В это время в Декане было несколько государств: Сатаваханов (Андхра), Паллавов (см. Паллавов государство), Пандьев (см. Пандьев государство) и др.

Дошедшие до нас литкратурные памятники 2-4 веков дают основание предполагать, что в этот период рабовладельческий строй вступил в фазу своего разложения. В сборниках наставлений устанавливаются запреты на обращение свободных в рабство. Рабы, занятые в государственных поместьях, а затем и в частных земельных владениях, наделяются земельными участками и начинают вести собственное хозяйство, отдавая хозяину земли часть урожая. Индийский историк Р. Ш. Шарма относит к такой категории «упарикаров» - производителей, плативших налог (часто упоминаемых в эпиграфических документах 5 века и позднейших), которых почти все другие индийские историки рассматривают как арендаторов, не пользовавшихся наследственным правом на обрабатываемые участки земли. Судя по тем же сводам брахманских наставлений, в общинах усилился процесс дробления хозхяйства больших семей между индивидуальными семьями. Логическим последствием этого процесса, несомненно, было появление частной собственности, развитие имущественной дифференциации среди общинников, появление в общинах богатых семейств, которые существовали за счет эксплуатации труда попавших к ним в кабалу обедневших членов общины, плативших им долю урожая. Так стали развиваться формы эксплуатации, характерные для феодального общества. Появились первые письменные документы, свидетельствующие о начале распространения дарений царями земель частным лицам и религ. учреждениям с налоговым и административными иммунитетами. Первый документ такого рода относится ко 2 веку. Их число возрастает в гуптский период. Появляются грамоты о дарении частным лицам целых деревень с различными иммунитетами и правом на принудительный бесплатный труд общинников. В результате дарений свободные общинники превращались в феодально зависимых крестьян. Этот процесс особенно усилился после того, как государство Гуптов (см. Гуптов государство) распалось (6 век).

В рабовладельческий период в Индии сложилась яркая и самобытная культура, образцы которой дошли до нас в памятниках литературы и искусства. В этот период окончательно складываются великие эпические поэмы индийцев «Махабхарата» и «Рамаяна». Развивается классическая литература на санскрите, достигающая своей вершины в насыщенном гуманистическими идеями творчестве Калидасы (5 век н. э.), поэта, проявившего себя в лирической и эпической поэзии, а также в драматургии. Из других поэтов этого периода следует назвать предшественников Калидасы Ашвагхошу и Бхасу. От древнего периода сохранились замечательные памятники архитектуры (пещерные монастыри и храмы, буддийские ступы), скульптура так называемой гандхарской и матурской школ, настенная живопись в пещерных монастырских сооружениях Аджанты. В этот период проходил процесс формирования классических систем индийской философии (локаята (чарвака), школы буддийской и дайнистской философии, ньяя, вайшешика санкхья, миманса, веданта), в ходе которого сложились 2 основных мировоззренческих направления: материализм и идеализм, значительный вклад в науку внесли индийские математики, которым мир обязан введением понятия нуль и десятичной системы написания цифр. Приемы индийских хирургов, в частности при пластических операциях, изложенные в древнеиндийских медицинских трактатах, использовались европейскими хирургами вплоть до 19 века.

Е. М. Медведев, Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.