Швеция в XVI веке
Густав Эрикссон Ваза восстановил независимость Швеции, и страна стала расширяться на восток вдоль берегов Балтики; к концу века она стала ведущим государством Северной Европы.
Еще на рубеже XV—XVI веков шведам в кровопролитных войнах приходилось отражать упорные попытки датских королей восстановить Кальмарскую унию Дании с Швецией. В последний раз такая попытка удалась в 1518—1520 годах датскому королю Кристиану II, жестоко расправившемуся со своими противниками из числа шведской знати и горожан («Стокгольмская кровавая баня», 1520г.). Однако террор лишь ненадолго продлил датское господство. Крестьянское восстание против иноземных поработителей началось уже в 1521 году.
Задачи освободительной борьбы временно сблизили с крестьянством часть господствующего класса, особенно мелкое и среднее дворянство. Народное ополчение возглавил дворянин Густав Ваза, избранный после изгнания датчан королем Швеции (1523—1560гг.). В отличие от Дании, где позднее средневековье отмечено упадком сословного представительства, не зависимое Шведское государство явилось одной из самых прочных сословных монархий Европы на рубеже нового времени.
В Швеции почва для победы Реформации была подготовлена общим недовольством огромными размерами церковного землевладения, а также тем, что католические прелаты и сам папа, отлучивший шведов от церкви, проявили себя как лютые враги шведской независимости. Именно на высшее духовенство Швеции опирался Кристиан II Датский в своих попытках увековечить Кальмарскую унию. В то же время проповедники новых, лютеранских идей выступали как борцы за независимость страны. Реформация была начата крупным государственным деятелем— королем Густавом Вазой в 1527 году и завершена в 1544 году. Король захватил все церковные земли и движимые имущества, новая церковь была прямо подчинена государственной власти. В Швеции, как и в других Скандинавских странах, был принят весьма умеренный вариант Реформации — так называемое Аугсбургское вероисповедание 1530 года.
В борьбе как с крестьянскими антиналоговыми восстаниями, так и с церковно-аристократической оппозицией Густав Ваза и его преемник Эрик XIV укрепляли шведскую централизованную монархию. С середины XVI века Швеция включилась в борьбу за господство в районе Балтийского моря. В это время грузооборот на Балтике рос из года в год. Экономическое преобладание в этом районе Европы переходило тогда от дряхлеющих ганзейских городов к голландцам. Военное господство цепко держала в своих руках Дания, обладавшая обоими берегами Зунда и важнейшими островами Балтики. В этих условиях взоры шведских королей и дворянства обращались к наиболее доступной и вместе с тем богатой добыче — к землям слабого в военно-политическом отношении Ливонского ордена в Восточной Прибалтике. Обладание Ливонией— одной из житниц Европы— было ценно не только само по себе. В Ригу, Ревель и Нарву сходились торговые пути с Востока, из России и Литвы, из далеких азиатских стран.
Традиции грабительских «восточных походов» были живы среди потомков шведских викингов и крестоносцев. Уже Густав Ваза незадолго до своей смерти пытался (в1554г.) возобновить агрессию против Русского государства в Карелии, но неудачно. Успехи Ивана Грозного в Ливонской войне встревожили шведов так же, как и других западных соседей России. Король Эрик XIV не замедлил захватить часть земель Ливонского ордена. В 1561 году шведы овладели Ревелем (Таллином) и северной частью Эстонии. Семилетняя война 1563—1570 годов велась между Данией и Швецией в значительной степени из-за того, в чьих руках будет находиться балтийская торговля с Русским государством. Шведские феодалы яростно стремились не допустить утверждения крепнущего Русского государства на берегах Балтики. Это нашло свое выражение в трех русско-шведских войнах на протяжении четверти века — с 1570 по 1595 год. В XVI веке, однако, шведам еще не удалось полностью оттеснить Русское государство от Финского залива.
В ходе Ливонской войны создался военно-политический союз Швеции и Речи Посполитой, направленный своим острием против России. При шведском короле Иоанне III (1568—1592гг.) в Швеции стало заметным влияние польской культуры и католицизма. Намечалось приближение шведского богослужения к католическому. Сближение обоих государств проявилось и в заключении династических браков. С 1592 года Швеция и Польша оказались соединенными личной унией: воспитанник иезуитов Сигизмунд III был одновременно королем Швеции и Польши. Для Швеции возникла угроза католической контрреформации и подчинения Речью Посполитой.
Национально окрашенное антикатолическое движение мелкого дворянства, горожан и массы податных крестьян возглавил младший сын Густава Вазы, герцог Карл. Сигизмунд был в 1599 году изгнан, а феодальная аристократия, на которую он опирался, подверглась суровым преследованиям.
Цитируется по изд.: Все войны мировой истории по Харперской энциклопедии военной истории Р.Э. Дюпюи и Т.Н. Дюпюи. Книга третья. 1500-175 г. СПб, 2004, с. 99-100.