Югославия под османским владычеством

Югославянские земли в период владычества Османской империи, Габсбургов и Венеции на территории Югославии (до конца 18 века). Крушение Венгерского королевства в 1526 году закрепило окончательное и полное господство Османской империи почти на всей территории Югославии (кроме Словении и части Хорватии, находившихся у Габсбургов; Далмации и Истрии - во владении Венеции, а также кроме Дубровника), продолжавшееся до конца 18 - начала 19 веков. Ликвидация самостоятельности сербского и боснийского государств, нашествие османских завоевателей привели также к значительным этническим изменениям. Часть славянского населения переселяется к Западу и Северу за Саву и Дунай (в южные районы прежнего Венгерского королевства; современная - Воеводина); многие крестьяне и горожане из Сербии, Боснии и других земель были уведены турецкими завоевателями для продажи в рабство или поселения в турецких городах. Начинается заселение завоеванных городов турками, миграция некоторых групп османских скотоводов-кочевников, исламизация покоренного славянского населения (прежде всего в городах; в деревне - особенно в Боснии, прежнем оплоте богомильства). Устанавливается господство мусульманской знати и духовенства, подчинение сербской церкви греческому духовенству Константинопольской патриархии (во 2-й половине 15 - начала 16 веков); уничтожаются памятники югославянской культуры, достигшей к 14-15 веках высокого развития.

В 16-17 веках значительный экономический регресс происходил почти во всех югославянских землях (не только в османских владениях, но и во владениях Габсбургов, Венеции). В югославянских землях Османской империи наблюдалась аграризация, рост значения скотоводства и скотоводческого населения, нередко полунезависимого от турецкого владычества (в горных районах Зеты, Герцеговины и других) и получавшего от турецких властей некоторые льготы (сбор налогов представителями местного самоуправления и др.). Турецкое господство в югославянских землях, вызвавшее разорение народных масс, усиление феодальной эксплуатации со стороны местной славянской и турецкой знати, ознаменовалось рядом антифеодальных и антитурецких выступлений (восстание под руководством Й. Ненада 1526-1527 годов, крестьян в районе Прилепа в 1564-1565 годы и другие). Антифеодальные крестьянские движения охватили в этот период хорватские и словенские владения Габсбургов (в южной Каринтии в 1478 году, словенских крестьян в 1515 году, Губеца Матии восстание 1573 года). Владычество иноземной, иноэтнической и (нередко) иноверной феодальной знати на большей части территории Югославии не только вызывало протесты локальные, стихийные и изолированные, но и содействовало нарастанию стремлений к объединению югославянских народов в борьбе против иноземного гнета, распространению идей славянского единства (выраженных в книге М. Орбини «Царство славянское», 1601, и др.), надеждам на освобождение от власти Османской и Габсбургской империй в связи с антитурецкими войнами 16-18 веков. В конце 16 века вспыхивают антитурецкое восстания в Банате, Сербии, Черногории, в конце 17 века усиливается освободительное движение сербского народа. Ослабление Османской империи и присоединение к владениям Габсбургов по решению Карловицкого конгресса 1698-1699 годов большая чась территории Славонии, южных районов бывшего Венгерского королевства, а в 1718-1739 годы также Северной Сербии сопровождалось новым перемещением сербского населения за Саву и Дунай, ставших в конце 17 - 30-х годах 18 веков австро-турецкой границей. Это обусловило и перемещение центра сербского освободительного движения, церковной и культурной жизни на территорию современной Воеводины, где в 18 веке в условиях разложения феодально-крепостнического строя у сербов началось формирование капиталистических отношений. Известные предпосылки развития капитализма на территории современной Воеводины, равно как и в тех районах Хорватии и Славонии, которые входили в так называемую Военную границу, создавало наличие свободных от крепостнического гнета крестьян (переселившихся из-за Савы и Дуная). В 18 веке в Хорватии и Славонии, в словенских землях становятся заметными оживление экономики, рост городов и ремесла, активизация торговли, создававшие условия для развития капиталистических отношений (слабее признаки экономич. оживления чувствовались в венецианской Далмации). На территории Воеводины среди сербского населения распространяются идеи национального освобождения. В югославянском национально-освободительном движении возрастают симпатии к России (в связи с русской-турецкими войнами), надежды на ее содействие антитурецкой борьбе югославянских народов и освобождению их от многовекового ига. Значительным успехом национально-освободительного движения югославянских народов был разгром черногорцами (1796) турецких войск и утверждение фактической независимости Черногории. Конец 18 века в Сербии ознаменовался подъемом антитурецкой борьбы (см. Кочина крайина). В 90-х годах 18 века сербское население Белградского пашалыка добилось от турецких властей некоторых уступок (широкая автономия, расширение прав местного сербского самоуправления), создавших предпосылки для развития товарно-денежных отношений и дальнейшей борьбы крестьянства (во главе с сельской буржуазией) за восстановление Сербского государства, свержение турецкого ига.

Е. П. Наумов

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ-ТЯНЬ - ЯШТУХ. 1976.

Рубрика: