Чехия времени Чешского возрождения

В конце 18 - 1-й половине 19 веков в сельском хозяйстве и промышленности Чехии происходило развитие производительных сил, ускорившее разложение феодального строя и открывшее путь капиталистическому предпринимательству. Расширились посевные площади, получило распространение возделывание картофеля, сахарной свеклы, люцерны, клевера и других, применение (в крупных хозяйствах) химических удобрений и сельскохозяйственных машин. Развитию промышленного производства содействовали реформы Иосифа II (1780-1790), проводившего политику просвещенного абсолютизма, - отмена личной зависимости крестьян (так называемый Патент о подданных 1781 года), признание религиозной свободы за евангелистами (так называемый Патент о веротерпимости 1781 года, способствовавший притоку в Чехию мастеров-ремесленников и промышленных специалистов из протестантских стран), ограничение ввоза иностранных товаров и др. Все более прочные позиции в промышленном производстве с конца 18 века занимала централизованная мануфактура. Она послужила базой для начала промышленного переворота и появления фабрик. Промышленный переворот постепенно охватывал основные отрасли чешской промышленности (текстильную, металлургическую, стекольное производство) и способствовал возникновению новых отраслей (машиностроение, сахароварение, химическая и др.). В начале 19 века открылось пароходство по Лабе, Влтаве, Дунаю. В 1832 году была введена в эксплуатацию первая железная дорога на конной тяге (Ческе-Будеёвице - Линц), с 40-х годов появились паровые локомотивы (на линии Прага - Оломоуц). Происходило формирование внутреннего рынка. Развитию капиталистического предпринимательства способствовало создание кредитных учреждений (в 1842 году в Праге была открыта первая сберегательная касса, предоставлявшая из сбережений мелких вкладчиков кредит промышленникам). В ходе промышленного переворота шло формирование новых общественных классов: промышленной буржуазии, которая в этот период в Чехии была преимущественно немецкой, и промышленного пролетариата.

Переход от феодализма к капитализму сопровождался развитием чешского национального движения. Его основу составлял процесс формирования чешской нации, происходивший в условиях национального угнетения, глубокого упадка чешской культуры, вытеснения чешского языка немецким еще в предшествовавший период. Поэтому оно было неразрывно связано с борьбой против национального угнетения и насильственного онемечивания. Этот период бурного развития всех областей чешской культуры получил название «чешского возрождения» (конец 18 - 1-я половина 19 веков), а представители чешской интеллигенции, сыгравшие решающую роль в развитии национального самосознания народа и создании его национальной культуры, - «будителей». Подъему чешского национального движения благоприятствовало ослабление идеологического господства католической церкви, а также цензуры при Иосифе II. Появились чешские периодические издания, научные труды чешских историков, филологов, естествоиспытателей, пронизанные идеями Просвещения и возрождения чешского языка, науки и культуры, как главной основы для сохранения и развития национальной самобытности чешского народа. Выдающимися деятелями начального этапа чешского возрождения были: издатель В. М. Крамериус, создавший в Праге просветительский центр - первое чешское книготорговое и издательское предприятие «Чешская экспедиция», историки и филологи Г. Добнер, В. Дурих, Й. Добровский, Ф. Пельцль. Опорой деятельности чешских «будителей» были народные массы, являвшиеся хранителями чешского языка и прогрессивных традиций чешской национальной культуры. В конце 18 - начале 19 веков в Праге возникли Чешское королевское общество наук (1784), Королевское сословное техническое училище (1806), Пражская музыкальная консерватория (1811), Музей королевства чешского (1818). В 1831 году было основано культурно-просветительское общество - Матица чешская. Младшее поколение деятелей «чешского возрождения», которое в 20-х годах пришло на смену просвещенным рационалистам, находилось под сильным влиянием идей романтизма, ярким воплощением которых явилась идея славянской взаимности, сформулированная Я. Колларом. Действовавшие в условиях господства полицейско-бюрократического режима, установленного австрийским канцлером Меттернихом, представители младшего поколения «будителей» (Й. Юнгманн, Ф. Палацкий, П. Й. Шафарик, Ф. Л. Челаковский и др.) поставили чешское национальное движение на прочные идеологические основы. На развитие чешского национального движения большое воздействие оказали Великая французская революция, наполеоновские войны, Июльская революция 1830 года во Франции и особенно Польское восстание 1830-1831 годов.

В 30-40-х годах в условиях развития капитализма, сковывавшегося господством феодально-абсолютистского режима Габсбургов, чешское национальное движение стало приобретать политический характер. Наряду с требованиями равноправия чешского языка и свободы развития чешской культуры появились требования буржуазно-демократических преобразований и национального освобождения угнетенных народов; в формулировании этих требований важную роль сыграли тайные политические общества и кружки, объединявшие лучших представителей чешской студенческой молодежи и интеллигенции (К. Г. Маха, К. Сабина, К. Амерлинг и др.). Зарождалось радикально-демократическое движение (тайное политическое общество Чешский рипил). Для чешского национального движения 30-40-х годов характерно вовлечение в него широких народных масс, что нашло выражение в создании сети читательских клубов - так называемых «бесед», главной целью которых была пропаганда чешского языка, литературы, искусства и развитие с их помощью национального самосознания народных масс. Появились новые деятели чешского нац. движения, отражавшие интересы и потребности чешской промышленной буржуазии (Ф. Браунер, Ф. Л. Ригер, Я. Воцел и др.). Для них характерно стремление к участию в политической борьбе, которая в этот период проходила в Чехии в основном в рамках Промышленного общества (основано в 1833 году). Эти деятели заложили основы национально-либерального движения в Чехии, идеологами которого стали Ф. Палацкий и К. Гавличек-Боровский, сформулировавшие основные положения чешской национально-политической программы, в основу которой была положена концепция австрославизма.

К. П. Гогина, Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ - ТЯНЬ-ЯШТУХ. 1976.

Рубрика: