Тямпа: один царь — одна территория

ОДИН ЦАРЬ — ОДНА ТЕРРИТОРИЯ. На всем протяжении истории Тямпы здесь всегда было несколько царей, каждый из которых правил своей территорией. Из текстов ясно видно, что слова «царство Тямпа» употреблялись для обозначения власти царя царей над другими царями, как можно представить себе из следующей надписи: «Все остальные [тямские] цари воздают ему почести со сложенными руками с прекрасными кольцами, ярко блестящими красным светом драгоценных камней яхонтов, [а когда они] видят лунный лик своего царя, царя царей, то бывают потрясены душой». Все цари хотели навязать свои законы, сохранить преобладание своего клана над остальными претендентами на верховный престол. Часто они желали также принудить других царей к номинальному подчинению — выплате вассальной дани. У царя царей были свои собственные земли, откуда происходило его семейство. Там он назначал близких ему министров, чтобы они помогали управлять его уделом. Существовали территории, где правили цари, признававшие авторитет царя царей, но прямо ему не подчинявшиеся. Таким образом, власть царя царей, вероятно, строилась как со-вмещение защиты и прямого управления его собственной территорией и политических связей с другими царями Тямпы. Он был первым среди равных, но другие цари только и ждали минуты его слабости, чтобы занять его место. Таким образом, в древней Тямпе преобладала система властных отношений, основанная на религиозно-юридической системе, пришедшей из Индии: надписи, утверждающие верховную власть, ссылаются на индийские тексты, и само представление тямов о власти опирается на культ индийских богов.

Тямский царь — прежде всего «хозяин земли» Тямпы; он — хранитель порядка и должен быть опорой и «хранителем» всей земли, а тем самым и «хранителем людей» на этой земле. Большая часть санскритских и чамских терминов, относящихся к царю, так или иначе называет его «господином земли». Персона царя прежде всего облечена функцией охранения территории, а ведущей в обществе она становится благодаря ритуалу коронации.

Модель политического строя Тямпы. В центре размещается нагара Тямпа – местопребывание царя царей. Он находится в центре своей собственной территории, или мандалы, и имеет дело непосредственно с членами своей семьи или союзниками, управляющими разными частями его территории. В землях Тямпы (бхуми Тямпа) другие цари управляют каждый своей мандалой из своего центра (пура), будучи косвенно подчинены царю царей

Использованы материалы кн.: Швейер, А.-В. Древний Вьетнам. М., 2014, с. 64-65.

Рубрика: