Тямпа

Легенда карты: желтым - Дайвьет, зеленым - Тямпа, синим - Кхмерская империя.
Первичный файл располагается здесь.

 

Чампа в современной историографии

В современной историографии словом Чампа 1  называется древняя страна на территории нынешнего Центрального Вьетнама, цари которой построили включённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО храмовый комплекс Мишон в провинции Куангнам и множество других величественных храмов, и оставили надписи на санскрите и древнечамском языке. Чамы – народ, говорящий на языке западной малайско-полинезийской группы австронезийской языковой семьи. В науке до сих пор обсуждается вопрос о времени заселения чамами Центрального Вьетнама. ..

Чампа при Викрантавармане II

Викрантаварману II 16 предположительно принадлежит группа надписей первой половины VIII века из Мишона: C.81 712 г., C.74  741 г., C.77, C.80, C.97 и C.99. В первой из них упоминаются божества Шива, Ишанешвара, Бхадрешвара, Прабхасешвара, Вамабхутешвара и, возможно, Лакшми, а также цари Пракашадхарман, сам Викрантаварман, родоначальник Гангешвара, некий Йогешвара, Рудраварман и Бхадраварман (два последних правителя – в более поздней части текста). В надписи C.74 говорится о Ишанадеве, Шамбхубхадрешваре, Брахме, Вишну, Лакшми.

Чампа: Царство Пракашадхармана-Викрантавармана

На стороне B C.73 упоминается царь Пракашадхарман, правивший в VI в. эры шака. Именно этому царю принадлежит большая группа надписей VII века из долины Тхубона и надпись C.127 из Лайкама в провинции Кханьхоа. Его надписи свидетельствуют о глубоком знакомстве с индуизмом и индийскими текстами. Пракашадхарман воздвиг храмы в честь богов Куберы (C.79), Амареши-Шивы (C.135), Вишну Величайшего (C.136) 12,  «повелителя земли» (dharaṇibhujaḥ, C.137), автора «Рамаяны»  Вальмики (C.173), Шри Ишанешвары, Шри Шамбхубхадрешвары и Шри Прабхасешвары (C.96 и C.87) – ипостасей Шивы...

Чампа: Цари из рода Гангараджи / Гангешвары

Последующая династическая история долины Тхубона может быть реконструирована на основании двух надписей из Мишона,  содержащих родословия (едва ли полные) – C.73A и C.96. Поскольку есть вероятность, что C.73, как и C.96, принадлежит Пракашадхарману-Викрантаварману (см. главу 5), нужно отметить, что эти родословные составлены спустя время после жизни включённых в них царей и деятелей, а потому их правления и деяния почти неизвестны и отражены в источниках крайне избирательно и поверхностно. При этом в надписях C.73, C.96 и

[121]

Царство Бхадравармана

Начнём с деяний царя Бхадравармана. Его надписи найдены как в долине Тхубона, так и на территории нынешней провинции Фуиен (C.41). В них не встречается слово campā, но появляется божество Бхадрешвара(свамин), которого почитали и после[1]дующие цари Чампы. Согласно прозаической надписи C.72, почитались индуистская триада и стихии, царь даровал богу Бхад[1]решваре земельное пожалование с чётко определёнными границами, Бхадраварман носил титул великого царя (махараджи) и существовали претенденты на царский титул (раджаматра).

Вьетнам в древности

Период первобытнообщинного строя (до 3 века до н. э.). Территория Вьетнама входит в ареал формирования человека современного типа. В центральном Вьетнаме обнаружены (в 1960 году) памятники материальной культуры нижнего палеолита. В верхнем палеолите и мезолите здесь существовала бакшонско-хоабиньская культура. В неолите Вьетнам вошел в широкую область культур, характеризующихся употреблением «плечикового топора» и керамики со штампованным орнаментом. Отдельные металлические орудия северокитайских типов появились на рубеже 2-1-го тысячелетий до н. э.

Вьетнам в Новое время (РИЭ, 2017)

К концу XVII века Чини завершили подчинение северо-западных районов Вьетнама, а Нгуены начали закрепляться на территории современного Южного Вьетнама. Самая южная часть Чампы — Пандуранга признала свою зависимость от Дайвьета, но сохраняла определенную автономию до начала XIX века. На юге вьетами была захвачена и часть земель Камбоджи, освоение которых начали переселившиеся с Тайваня китайцы. В государстве Нгуенов интенсивно шел процесс развития поместного землевладения, городов, ремесла, предпринимательства и торговли.

Тямпа: природные ресурсы (Швейер, 2014)

Надписи Тямпы не сообщают практически никаких социально-экономических фактов. Откуда происходили богатства, которые мы видим в составе даров и дани, приносимых в Дайвьет и Китай? Ясно, что жители Тямпы были народом равнинным, жившим близ моря, возле портов. Из надписей понятно, что они добывали местные драгоценные руды: часто упоминаются золото, серебро, медь. Леса и плоскогорья их не привлекали; контакты с жителями таких мест, вероятно, ограничивались обменом продуктов на товары из лесов и животные продукты, имевшие большую ценность для морской торговли.

Вьетнам: исторические государства

Первым историческим государством на территории Вьетнам, возможно, является Аулак (III—II века до н. э.). Основой общества государства Аулак были рисоводы земледельцы-общинники; правящий слой формировался на основе общинной верхушки. В 207 году Аулак попал в зависимость от сформировавшегося во 2-й половине III века в долине нижнего течения реки Сицзян государства Намвьет с родственным по этническому составу населением. Некоторые специалисты считают возможным говорить о двуедином вьетском государстве Намвьет-Аулак.

Падение Чампы

История королевства Чампа [Тямпа] в Х — XII веках заполнена почти непрекращавшейся борьбой с Вьетнамом, правители которого упорно стремились продвинуть свои владения далеко на юг. Появление в XIII веке у границ полуострова монголов на время приостановило эту борьбу. Но после того, как непосредственная опасность миновала, правители Вьетнама возобновили наступление на Чампу и заняли большую часть страны. С падением монгольской власти в Китае во второй половине  XIV века положение изменилось.

Страницы

Подписка на RSS - Тямпа