Чампа: Цари из рода Гангараджи / Гангешвары
Последующая династическая история долины Тхубона может быть реконструирована на основании двух надписей из Мишона, содержащих родословия (едва ли полные) – C.73A и C.96. Поскольку есть вероятность, что C.73, как и C.96, принадлежит Пракашадхарману-Викрантаварману (см. главу 5), нужно отметить, что эти родословные составлены спустя время после жизни включённых в них царей и деятелей, а потому их правления и деяния почти неизвестны и отражены в источниках крайне избирательно и поверхностно. При этом в надписях C.73, C.96 и
[121]
C.111 (Хюе/Диньтьи), как говорилось во Введении, появляется термин campā, поэтому можно смело говорить о царстве Чампа.
Надпись C.73, как уже отмечалось, сложна для интерпретации. На её стороне А сообщается о некоем Гангеше – «владыке Ганга», возможно, родоначальнике; о правлении в V в. эры шака (между 478-м и 578-м гг.) некоего Рудравармана, при котором сгорел храм «владыки богов», судя по контексту, – основанный Бхадраварманом храм Бхадрешвары; о следующем царе Шри Шамбхувармане, носившем ещё имя Шри Прашастадхарман (diṇḍikanāmā), который восстановил на земле храм Шамбхубхадрешвары «вместе со жрецом Дурввалирамбхасами и Джатарупа». Этот Шамбхубхадрешвара считался приносящим счастье стране/царству Чампа (campādeśe). При этом было подтверждено пожалование храму земли, сделанное ранее Бхадраварманом.
Особенностью C.73A нужно считать появление стихотворных размеров, отсутствовавших в предшествующих надписях царей долины Тхубона. Это означает, что санскритская поэтическая метрика была в Чампе позднее интегрирована в жанр царской наскальной надписи.
Надпись царя Пракашадхармана C.96 658 г. содержит его родословную. Основателем рода был Гангараджа, ушедший в паломничество к великой реке Ганг. Следующие цари – Маноратхаварман и Рудраварман, чьи родственные связи не вполне ясны: по III строфе, Рудраварман был сыном не названного по имени «лучшего из дваждырожденных и внучки по матери Шри Маноратхавармана». Сыном Рудравармана был Шамбхуварман. У него был сын Кандарпадхарман. У Кандарпадхармана были сын Прабхасадхарман и дочь, на которой женился Сатьякаушикасвамин. У дочери Кандарпадхармана и Сатьякаушикасвамина было трое сыновей: Шри Бхадрешвараварман, Вишварупа и Анангарупа.
Тогда в «город Бхава», т.е. в Камбоджу отправился некий Джагаддхарма, который взял в жёны тамошнюю принцессу Шри Шарвани – дочь Ишанавармана I, внучку ЧитрасеныМахендравармана из рода Каундиньи и Сомы. От брака Джагаддхармы и Шри Шарвани родился ПракашадхарманВикрантаварман.
[122]
Из текста C.96 не ясно, кем был Джагаддхарма – сыном Шри Бхадрешваравармана, самим Шри Бхадрешвараварманом или кем-то ещё. Но если учитывать наличие как минимум двух имён у двух царей Чампы: Пракашадхармана-Викрантавармана и Шамбхувармана-Прашастадхармана, то можно предполагать, что известные нам правители Чампы носили не одно имя, а тогда отождествление Джагаддхармы с Шри Бхадрешвараварманом не выглядит чересчур рискованным 11. Дополнительный вес этой гипотезе придаёт надпись Пракашадхармана из Чакиеу C.137, сообщающая о том, что Кандарпадхарман был прадедом Пракашадхармана – отцом его бабки. В любом случае, от Рудраварманадо Пракашадхармана последовательность правителей выглядит довольно правдоподобно. Как уже отмечалось в начале главы, понятие Чампа появляется в недатированной надписи C.111 на стеле из Хюе/Диньтьи провинции Тхыатхиен, где упоминается «владыка Шри Чампы» (śrī campeśvara), но этот источник не сохранил имени царя. Скорее всего, он был издан царём Кандарпадхарманом, ибо такой царь известен по разобранной выше родословной из C.96 и по надписи из Чакиеу C.137.
Надпись C.111 упоминает дарение/пожалование «владыке города Кандарпапуры» (kandarppapureśvarāya), по-видимому, божеству, за посягательство на которое святотатцы вместе с предками обрекаются на ужасы преисподней (ghorā), а за его защиту людям обещано счастье. Это обычная формула надписей Чампы, как можно видеть уже по C.72 (B.9) Бхадравармана, хотя в ней не говорилось об аде: «Кто защищает [данное мной] – эта заслуга (dharma) его, а тот, кто не защищает, но разрушает, да будет потому уничтожен». В надписи C.73A говорится: «Это пожалование должно поддерживаться, а не разрушаться» (строка 24). На стороне B C.73 слова pateyur narake в 19-й и haranti в 22-й строках указывают на формулу проклятья в отношении похитителей храмового имущества. В надписи Пракашадхармана-Викрантавармана C.96 (B.25–27) 658 г. сказано: «Кто разрушит [дарение], те получают непрерывное и бесконечное возмездие (буквально – плод) (как) за убийство брахмана, кто защищают (дарение), те (получают) награду (буквально – плод) (как) за ашвамедху, ибо
_____
11 Недавно эту мысль высказали Д. Гудолл и А. Гриффитс (ECIC V, p. 434).
[123]
известно: “Нет большей заслуги, чем ашвамедха, и большего преступления, чем убийство брахмана”». Важным отличием C.96 оказывается цитирование индийской сутры (“brahmahatyāśvamedhābhyāṃ na paraṃ puṇyapāpayor”).
Данные надписей C.111 и C.73 позволяют думать, что при царях Шамбхувармане и Кандарпадхармане уже существовало представление о царстве Чампа. Родоначальником царей этого царства был Гангараджа, или Гангеша/Гангешвара. Отождествление его с Бхадраварманом рискованно.
Нужно отметить, что C.111 происходит не из долины Тхубона, а из района города Хюе, принадлежащего другой речной долине – Ароматной реки, или реки Хыонг. Это означает, что Кандарпадхарман распространял свою власть на области к северу от долины Тхубона и там был основан город его имени. Поскольку Ароматная река находится к северу от Тхубона, можно говорить об экспансии Чампы на север, что совпадает с характеристикой внешней политики царства Линьи в китайских источниках.
[124]
Цитируется по изд.: Захаров А.О. Политическая история Центрального Вьетнама во II–VIII вв.: Линьи и Чампа. М., 2015, с. 121-124.