Чампа (Тямпа, Тьямпа), название ряда индианизированных царств Центрального и Южного Вьетнама в 5 – 15 веках. Здесь дана подборка статей в основном о вьетнамских царствах.
Опубликовано вс, 04/17/2022 - 23:36 пользователем Вячеслав РУМЯНЦЕВ
В центральном Вьетнаме на рубеже эр господствовала культура Шахюинь. Она получила своё название от памятника-эпонима в провинции Куангнгай. Первые сведения о кувшинных погребениях сообщил колониальный чиновник Вине (Vinet) в 1909 г. Её погребения отличаются преобладанием железных артефактов, костяки лежат в скорченном состоянии в кувшинах (в Донгшонской культуре – вытянуты на спине и не в кувшинах, а в гробах, порою так называемой «лодочной формы»). Среди носителей культуры Шахюинь были популярны серьги, часто отличавшиеся формой – в виде двуглавых животных. Распространены были бусы из полудрагоценных металлов (сердолика, агата, горного хрусталя, аметиста и нефрита), стекла и золота...
Опубликовано чт, 02/03/2022 - 18:30 пользователем Вячеслав РУМЯНЦЕВ
В современной историографии словом Чампа 1 называется древняя страна на территории нынешнего Центрального Вьетнама, цари которой построили включённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО храмовый комплекс Мишон в провинции Куангнам и множество других величественных храмов, и оставили надписи на санскрите и древнечамском языке. Чамы – народ, говорящий на языке западной малайско-полинезийской группы австронезийской языковой семьи. В науке до сих пор обсуждается вопрос о времени заселения чамами Центрального Вьетнама. ..
Опубликовано вт, 01/25/2022 - 20:05 пользователем Вячеслав РУМЯНЦЕВ
Викрантаварману II 16 предположительно принадлежит группа надписей первой половины VIII века из Мишона: C.81 712 г., C.74 741 г., C.77, C.80, C.97 и C.99. В первой из них упоминаются божества Шива, Ишанешвара, Бхадрешвара, Прабхасешвара, Вамабхутешвара и, возможно, Лакшми, а также цари Пракашадхарман, сам Викрантаварман, родоначальник Гангешвара, некий Йогешвара, Рудраварман и Бхадраварман (два последних правителя – в более поздней части текста). В надписи C.74 говорится о Ишанадеве, Шамбхубхадрешваре, Брахме, Вишну, Лакшми.
Опубликовано вс, 01/16/2022 - 12:49 пользователем Вячеслав РУМЯНЦЕВ
На стороне B C.73 упоминается царь Пракашадхарман, правивший в VI в. эры шака. Именно этому царю принадлежит большая группа надписей VII века из долины Тхубона и надпись C.127 из Лайкама в провинции Кханьхоа. Его надписи свидетельствуют о глубоком знакомстве с индуизмом и индийскими текстами. Пракашадхарман воздвиг храмы в честь богов Куберы (C.79), Амареши-Шивы (C.135), Вишну Величайшего (C.136) 12, «повелителя земли» (dharaṇibhujaḥ, C.137), автора «Рамаяны» Вальмики (C.173), Шри Ишанешвары, Шри Шамбхубхадрешвары и Шри Прабхасешвары (C.96 и C.87) – ипостасей Шивы...
Опубликовано вт, 01/11/2022 - 22:42 пользователем Вячеслав РУМЯНЦЕВ
Последующая династическая история долины Тхубона может быть реконструирована на основании двух надписей из Мишона, содержащих родословия (едва ли полные) – C.73A и C.96. Поскольку есть вероятность, что C.73, как и C.96, принадлежит Пракашадхарману-Викрантаварману (см. главу 5), нужно отметить, что эти родословные составлены спустя время после жизни включённых в них царей и деятелей, а потому их правления и деяния почти неизвестны и отражены в источниках крайне избирательно и поверхностно. При этом в надписях C.73, C.96 и
[121]
Опубликовано чт, 12/30/2021 - 15:00 пользователем Вячеслав РУМЯНЦЕВ
Начнём с деяний царя Бхадравармана. Его надписи найдены как в долине Тхубона, так и на территории нынешней провинции Фуиен (C.41). В них не встречается слово campā, но появляется божество Бхадрешвара(свамин), которого почитали и после[1]дующие цари Чампы. Согласно прозаической надписи C.72, почитались индуистская триада и стихии, царь даровал богу Бхад[1]решваре земельное пожалование с чётко определёнными границами, Бхадраварман носил титул великого царя (махараджи) и существовали претенденты на царский титул (раджаматра).
Опубликовано вт, 02/09/2021 - 19:15 пользователем Вячеслав РУМЯНЦЕВ
К концу XVII века Чини завершили подчинение северо-западных районов Вьетнама, а Нгуены начали закрепляться на территории современного Южного Вьетнама. Самая южная часть Чампы — Пандуранга признала свою зависимость от Дайвьета, но сохраняла определенную автономию до начала XIX века. На юге вьетами была захвачена и часть земель Камбоджи, освоение которых начали переселившиеся с Тайваня китайцы. В государстве Нгуенов интенсивно шел процесс развития поместного землевладения, городов, ремесла, предпринимательства и торговли.
Опубликовано пт, 01/05/2018 - 23:02 пользователем Вячеслав РУМЯНЦЕВ
ЧАМПА - один из крупнейших городов Древней Индии. Уже в 6 веке до н. э. Чампа, расположенная на нижнем Ганге, была важным центром морской торговли Северной Индии со странами Юго-Восточной Азии. Являлась столицей древнеиндийского государства Анга. В Чампе находилось много буддийских святынь, привлекавших многочисленных паломников. Свое значение Чампа сохраняла и в 7 веке н. э. (по данным Сюань-Цзана). В конце 1-го тысячелетия н. э. Чампа пришла в запустение. На месте Чампы - современный город Бхагалпур.