Чампа при Викрантавармане II
Викрантаварману II 16 предположительно принадлежит группа надписей первой половины VIII века из Мишона: C.81 712 г., C.74 741 г., C.77, C.80, C.97 и C.99. В первой из них упоминаются божества Шива, Ишанешвара, Бхадрешвара, Прабхасешвара, Вамабхутешвара и, возможно, Лакшми, а также цари Пракашадхарман, сам Викрантаварман, родоначальник Гангешвара, некий Йогешвара, Рудраварман и Бхадраварман (два последних правителя – в более поздней части текста). В надписи C.74 говорится о Ишанадеве, Шамбхубхадрешваре, Брахме, Вишну, Лакшми. Любопытно, что этот текст упоминает как известных Шамбхувармана (сделавшего кирпичный алтарь для статуи Лакшми, А.6–7), Пракашадхарму и Викрантавармана II, так и не известного по другим источникам Нараваханавармана (B.2, 4). Если надпись выдерживает правильную хронологию царей, то, поскольку Пракашадхарман упоминается раньше Нараваханавармана во 2-й строке стороны B, можно предположить, что последний правил между двумя Викрантаварманами 17.
_____
16. Впрочем, теоретически возможно и существование только одного правителя с именем Викрантаварман, правившего с 658 по 741 г., т.е. в течение 83 лет. Несмотря на кажущуюся невероятность столь долгого царствования, нужно помнить о почти столетнем правлении фараона VI династии Пиопи II в Египте в XXIII–XXII вв. Публикуя короткие надписи (Пракашадхармана)-Викрантавармана, Д. Гудолл и А. Гриффитс предполагают «для удобства», что был лишь один правитель по имени Викрантаварман, замечая при этом, что содержание и шрифт надписей, изданных от их/его имени, «очень подходят друг другу» (belong very closely together; ECIC V, p. 420). C.81 712 г. может принадлежать и Пракашадхарману-Викрантаварману, если основываться на палеографическом сходстве с C.87 687 г. См.: Griffiths A., Lepoutre A., Southworth W.A., Thành Phần. Văn Khắc Chămpa… pl. VI–VIII & IX–X.
17. Если верно это предположение, то гипотеза о единственном Викрантавармане оказывается несостоятельной.
[129]
Другие надписи Викрантавармана II упоминают Суварнакшу (возможно, «Золотого змея»), богиню Парамешвари (C.80), лингам или футляр (кошу) Вамешвары-Шивы (C.97), Шиву, Бога любви, Индру (как убийцу змея Вритры), Ишанешваранатху, Пранави, Савитри, Вишну, Сому, Агни, Всех-богов, Иду, Виринчу, Шамбхубхадрешвару, Брахму (C.99). На стороне B C.99 упоминается один из предков царя Шамбхуварман.
Чтобы проиллюстрировать глубокое знание мифологии индуизма, достаточно привести строфу I надписи C.99: «Он, кто соблюдает аскезу, кто дарует высшую верховную власть богам (буквально: тем, которые наслаждаются жертвоприношением), кто сжёг прекрасное тело Бога любви и всё же женился на дочери заснеженных Гималаев, кто, ездя на мычащем существе (быке), получает исключительную верховную власть во всех мирах, – нет никого в мире, кто знает этого Бога в его истинных видах». Здесь в сжатом виде излагается мифология Шивы – повелителя аскетов, владыки вселенной, которого бог любви Кама прогневал тем, что прервал его медитацию и за то был испепелён третьим глазом Шивы, после чего Шива всё же женился на Парвати (parvata – гора, pārvatī – «горная», имя богини, дочери Химавата, или Хималая); Шива ездит на быке Нанди.
Надписи Викрантавармана II почти не освещают политический строй Чампы. Царь носил титулы «великий царь царей» и «царь/защитник людей» (mahārājādhirāja, nṛpa, C.81, B.10–12). Упоминаются титулы «верховный владыка города Чампа» и «царь царей» (сampāpuraparameśvara, rājādhirāja, C.81, B.1). В надписи C.80 упоминается «владыка земли Чампа» (campāvanibhuj). Текст C.97 называет Викрантавармана II «царём-львом» (rājasiṅha). Отсутствие надписей Викрантавармана II за пределами Мишона, равно как и разрыв в эпиграфической традиции долины Тхубона, где следующая надпись C.66 появляется только через сто лет – в 875 г. в Донгзыонге при Джаяиндравармане) 18, означают, вероятно, потерю контроля над отдалёнными областями и постепенное ослабление царства в долине Тхубона.
_____
18. Finot L. Notes d’épigraphie : Inscriptions du Quang Nam // BEFEO. T. 4. No. 1–2. 1904. P. 84–99; Majumdar, 1927, p. 74–88. В Мишоне следующая надпись появилась ещё позднее – только в 991 г. при царе Харивармане I. См.: Finot L. Op. cit. P. 113–115; Majumdar, 1927, p. 145.
[130]
Цитируется по изд.: Захаров А.О. Политическая история Центрального Вьетнама во II–VIII вв.: Линьи и Чампа. М., 2015, с. 129-130.