Чампа: Царство Пракашадхармана-Викрантавармана
На стороне B C.73 упоминается царь Пракашадхарман, правивший в VI в. эры шака. Именно этому царю принадлежит большая группа надписей VII века из долины Тхубона и надпись C.127 из Лайкама в провинции Кханьхоа. Его надписи свидетельствуют о глубоком знакомстве с индуизмом и индийскими текстами. Пракашадхарман воздвиг храмы в честь богов Куберы (C.79), Амареши-Шивы (C.135), Вишну Величайшего (C.136) 12, «повелителя земли» (dharaṇibhujaḥ, C.137), автора «Рамаяны» Вальмики (C.173), Шри Ишанешвары, Шри Шамбхубхадрешвары и Шри Прабхасешвары (C.96 и C.87) – ипостасей Шивы (Ишанешвара под именами Ишананатха и Ишана упоминается в C.87 687 г.; популярность этого имени божества может быть связана с дедом Пракашадхармана по материнской линии великим завоевателем Ишанаварманом I из Ченлы 13).
_____
12. По-видимому, на основании этой надписи А.-В. Швейер считает Пракашадхармана почитателем Вишну. Но другие надписи не подтверждают особой роли Вишну в пантеоне Пракашадхармы. См.: Schweyer A.-V. Ancient Vietnam… P. 19.
13. Об Ишанавармане I см.: Захаров А.О. Политическая история Камбоджи в VI– VII вв.: от Фунани к Ченле // Восток (Oriens). 2013. № 1. С. 5–16.
[124]
Предки Пракашадхармана принадлежали, если верить надписям, к варнам брахманов и кшатриев: Рудраварман называется «украшением семьи брахманов и кшатриев» (brahmakṣatriyakulatilake) в C.73A, а Шри Бхадрешвараварман – «тотчас же прославившим двойной род брахманов и кшатриев» в C.96 (kṣatraṃ kulaṃ brāhmam atha dvayaṃ hi nirantaraṃ yaḥ prakaṭīcakāra).
Надпись C.96 содержит сведения о политическом статусе и идеологии власти Пракашадхармана. Процитирую вновь один из её прозаических разделов (B.10–16):
«Он, верховный владыка города Шри Чампа, великий царь Шри Пракашадхарман, принявший при помазании победное имя Шри Викрантаварман (śrīmān śrī campāpuraparameśvaro mahārājaḥ śrīvikrāntavarmmety upāttavijayābhiṣekanāmā śrī prakāśadharmmo), выделенный судьбой / Лакшми за свое умение, получивший от почтенных людей, защищающий и расширяющий царство благодаря царским качествам, более прочным, чем храбрость, воспетый за храбрость от природы и разрушивший огромное самомнение множества злых врагов, полная луна (paryāpta maṇḍala, дословно “Луна полного круга”) с чистыми лучами, встающая на передней стороне (т.е. востоке), молочный океан, чьих границ трудно достичь, глава (mahattara) всевозрастающего великого рода/семьи царей, – в прошедшем 579 г. (или по завершении 579 г.) эры царя шаков, в месяце тапас, в 10-й день темной половины лунного месяца, день недели воскресенье, когда Телец вошел в седьмой лунный дом (или дом Солнца), 11 гхатик (4 часа 24 минуты) после восхода, когда гороскоп и другие (стихии) были безупречны, Солнце, Меркурий и Венера находились в паре Рыб, Марс и Сатурн стояли в Весах, Юпитер стоял в Водолее, а сияющая Луна в Близнецах, воздвиг этого единственного владыку всего мира Шри Прабхасешвару ради скорейшего уничтожения семян одинаковости существования».
Авторы надписи подчёркивают военный аспект власти Пракашадхармана: он защищает и расширяет царство и побеждает
[125]
врагов. Он унаследовал царство от «почтенных людей» и правит благодаря своим царским качествам. Его избрала судьба (Лакшми). Царя отличает благочестие: он воздвиг статую Прабхасешвары ради «уничтожения семян одинаковости существования», т.е. ради достижения конечного освобождения от круга перерождений (сансары). Ему покровительствует единственный владыка мира Шри Прабхасешвара. Его сравнивают с молочным океаном и с луной. Он действует в благоприятное время, свидетельством чему точная датировка благочестивого деяния – воздвижения статуи Прабхасешвары.
Другие строфы надписи добавляют к этому то, что Пракашадхарман – избранное творение Брахмы, даровавшего ему всю полноту царских качеств (B.XXIV); царь между тем верно служит брахманам (B.XXV – brahmavaśyas). Во втором прозаическом отрывке говорится о пожаловании храму Прабхасешвары: «Коштхагара (koṣṭhāgāra) Лонь вместе с областью (viṣaya) Чаум и коштхагары Хаваун, Карннауй, Чау, Питау, Краун, Наджоч, Васауй в (области) Мидит – все это вместе прекрасный Шри Пракашадхарман, владыка Шри Чампы, даровал богам Ишанешваре, Шри Шамбхубхадрешваре и Шри Прабхасешваре для вечного поклонения». Здесь нужно помнить, что C.96 и большинство ранних надписей найдено в храмовом комплексе Мишон, что, с одной стороны, подчёркивает священный характер этого места в долине Тхубона, а с другой, подтверждает тесное взаимодействие царя со жречеством.
Сложен вопрос о значении терминов коштхагара и вишаяобласть. Согласно словарю санскритской эпиграфики Д.Ч. Сиркара, первый из них означает царский амбар или житницу (royal granary) и может быть сопоставлен с тамильским словом koṭṭagāram/koṭṭāram «сокровище, сокровищница» (treasure, storehouse), а второй – «округ/район (district), царство или территорию» с многозначительным замечанием: «иногда вишая входила в мандалу, но в некоторых случаях мандала входила в вишаю; временами мандала и вишая были синонимами»14.
Из текста надписи C.96 следует, что коштхагары находились в областях, причём таких областей было не менее двух, и царь
____
14. Sircar D.C. Indian Epigraphic Glossary… P. 160, 377 (цитата).
[126]
мог распоряжаться объектами, находившимися на их территориях.
Необходимо ещё раз остановиться на контекстах термина campā в надписях Пракашадхармана, охарактеризованных во Введении. В надписи C.87 (B.4) 687 г. встречается составное слово campākṣonīśvaro «владыка земли Чампа». В тексте C.73, принадлежащем Шамбхуварману или Пракашадхарману, имеется топоним campādeśe – «в царстве/стране Чампа» (А.21). На другой стороне C.73, которую все исследователи справедливо приписывают Пракашадхарману, в строке 6 наличествует термин campāpura «город Чампы/Чампа». Надпись C.96 658 г. даёт campāpuryāṃ «городе Чампа» (А.7) и śrī campāpuraparameśvaro «верховный владыка города Шри Чампа» (B.13). В строке B.22 того же источника используется топоним campānagaryyā «городом Чампа».
Таким образом, понятия пура и нагара были синонимами. Скорее всего, они означают город – столицу Чампы. В пользу того, что здесь не имеется в виду государство в целом, может говорить как будто упоминание в надписи Викрантавармана C.99 трёх городов (pura) Асуров, сожжённых Шивой (dāho yugapad api purā traipurāṇāṃ purāṇāṃ – «давно одновременно сжёг города, принадлежавшие Трипура-[Асурам]»).
Всё царство скорее могло обозначаться словами кшони и деша со значением «земля, страна» и, конечно, раджья (собственно «царство», см. C.96 A.8 и B.12; C.81 A.12). В то же время в эпиграфике Чампы слово мандала означает Луну (C.96 B.11). Если эти наблюдения справедливы, то области-вишая должны были входить в состав кшони/деши/раджьи.
Надпись C.127 из Лайкама в провинции Кханьхоа называет Пракашадхармана победоносным (jayadānaṃ), указывая, вероятно, на завоевание этой удалённой от долины Тхубона области. Свидетельством обширной завоевательной политики Пракашадхармана, помимо C.96, могут служить и надпись C.87 из Мишона 687 г., VIII строфа которой гласит: «Так побеждает этот владыка земли Чампа Шри Пракашадхарман, слава которого установилась в прочно захваченных странах», и C.173 из Чакиеу, сообщающая о разгроме всех врагов (sarvārigaṇasūdanaḥ). Любопытно, что другая надпись из Чакиеу C.137 посвящена памяти Кан-
[127]
дарпадхармана – того самого царя, имя которого носил город, упоминающийся в надписи на стеле из Хюе C.111. Особое внимание к Кандарпадхарману могло быть связано с экспансионистской политикой его потомка Пракашадхармана.
О политическом устройстве царства Пракашадхармана можно сказать, что оно вполне отвечает определению раннего государства. В нём велось летосчисление по эре шака, существовали жречество и храмы, велась активная внешняя политика (вспомним не только завоевания Пракашадхармана, но и его родство с царями Ченлы в Камбодже: он был внуком Ишанавармана I). Для войн и воздвижения статуй многочисленных богов необходимо было перераспределять ресурсы. Значительное увеличение царских надписей сравнительно с предшествующим временем и почитание Шивы под именем Прабхасеши/Прабхасешвары, не засвидетельствованное ранее, означает способность царя вводить новые общественные нормы (хотя они могли оказаться недолговечными). Долина Тхубона была священным центром Чампы.
Отсутствие указаний на разветвлённый административный аппарат едва ли может служить доводом против признания царства Пракашадхармана государством. Осуществление контроля над областью Лайкама, наличие областей-вишая говорит о некоей властной иерархии, хотя и косвенно. Но важно помнить о том, что имеющиеся в распоряжении историков надписи принадлежат особому жанру царских надписей: они, за редким исключением, увековечивают сооружение царём статуи бога, т.е. описывают благочестивое царское деяние. Их целью не было изложение политической организации Чампы. Поэтому в их случае отсутствие сведений об аппарате не доказывает, что его не было.
Обобщим данные о политической организации Чампы по данным эпиграфики. Почитание Бхадрешвары (позднее Шри Шамбхубхадрешвары) восходит к временам Бхадравармана. Индуистская мифология и земельные пожалования, сохраняемые последующими царями, говорят об определённой преемственности политической традиции в долине Тхубона. Однако отсутствие надписей преемников Бхадравармана на территориях современных провинций Фуиен, Кханьхоа и более близких к долине Тхубона Куангнам и Биньдинь заставляет предполагать, что контроль над отдалёнными территориями был непостоянным. Он
[128]
зафиксирован при Бхадравармане и при ПракашадхарманеВикрантавармане. Кандарпадхарман распространил, видимо, свою власть на территорию Хюе, что сохранялось и при Пракашадхармане (недавно в районе Хюе была найдена новая надпись VII века, по сообщению У. Саусворта 15). Это соответствует характеристике направленности внешней политики Линьи в китайских источниках.
_____
15. William Southworth, personal communication (E-mail) А.О. Захарову от 17 июля 2012 г.
[129]
Цитируется по изд.: Захаров А.О. Политическая история Центрального Вьетнама во II–VIII вв.: Линьи и Чампа. М., 2015, с. 124-129.