Вьетнам в древности
Период первобытнообщинного строя (до 3 века до н. э.). Территория Вьетнама входит в ареал формирования человека современного типа. В центральном Вьетнаме обнаружены (в 1960 году) памятники материальной культуры нижнего палеолита. В верхнем палеолите и мезолите здесь существовала бакшонско-хоабиньская культура. В неолите Вьетнам вошел в широкую область культур, характеризующихся употреблением «плечикового топора» и керамики со штампованным орнаментом. Отдельные металлические орудия северокитайских типов появились на рубеже 2-1-го тысячелетий до н. э. Самостоятельная культура эпохи бронзы возникла в середине 1-го тысячелетия до н. э. (культура Донгсон). На рубеже нашей эры на территории Вьетнама совершился переход к железному веку. В период неолита и ранней бронзы население бассейна реки Хонгха (Красной) и низовьев реки Меконг по своему антропологическому облику относилось к индонезийскому антропологическому типу и говорило, по-видимому, на языках аустроазиатской семьи. Оснлвными занятиями населения были земледелие, отчасти рыболовство и в меньшей степени охота. Центральные районы Вьетнама занимали протоиндонезийские племена, основными занятиями которых были охота и рыболовство. У племен, населявших территорию Вьетнама, господствовали в этот период первобытнообщинные отношения. Вопрос о формировании непосредственных предков вьетнамцев, известных в источниках под именем лаквьетов, связан с историей этнической группы вьет (юэ), в 1-й половине 1-го тысячелетия до н. э., занимавшей низовья реки Янцзы, а затем начавшей перемещаться к югу, в бассейны рек Сицзян и Хонгха, где она смешивалась с протоиндонезийскими и аустроазиатскими племенами.
Период раннерабовладельческого строя (3 век до н. э. - 2 век н. э.). По вопросу о социальной структуре раннеклассового общества во Вьетнаме, а также по вопросу о времени формирования этого общества в исторической науке существуют разные мнения. Одни ученые относят формирование классового общества во Вьетнаме к 3 веку до н. э. и считают, что Вьетнам прошел через стадию раннерабовладельческого строя; другие относят формирование классового общества к более позднему периоду (первые века н. э. и полагают, что вьетнамское общество перешло непосредственно от первобытнообщинного строя к феодальному. Исследователи первого из этих двух направлений полагают, что процесс разложения родового строя на территории Северного Вьетнама, ускоренный перемещением сюда части вьетов, привел в 3 веке до н. э. к образованию раннерабовладельческого государства Аулак.
Основными производителями в Аулаке были земледельцы-общинники (лакзаны), в меньшей степени - рабы (ноле); господствующий класс (лакчыонги и лакхэу) состоял из бывшей родоплеменной верхушки - крупных землевладельцев и служилой знати. В 207 году до н. э. государство Аулак попало в зависимость от вьетского государства Намвьет, сформировавшегося во 2-й половине 3 века в бассейне реки Сицзян; возникло двуединое вьетское государство Намвьет-Аулак. Захват Намвьета-Аулака китайским императором У-ди (династия Западная Хань) в III веке до н. э. привел к включению Аулака в состав империи Западная Хань. Территория Аулака была разделена ханьской администрацией в 110 году до н. э. на три провинции (Цзяо-чжи, Цзю-чен и Е-нань). В начале 1 века н. э. ханьская администрация стала проводить широкую ассимиляцию лаквьетов и усилила их налоговую эксплуатацию. Это вызвало в 40-43 годы всеобщее восстание против ханьской династии, возглавленное героинями вьетнамского народа сестрами Чынг (см. «Двух сестер» восстание). Это восстание, как и последовавшие за ним во 2-й половине 1 века и особенно во 2 веке многочисленные выступления лаквьетов-общинников, вынудили ханьские власти отказаться от политики ассимиляции. Лаквьеты сохранили свою общинную организацию и свою самобытную культуру. Фактическая власть в стране лаквьетов постепенно перешла от ханьской администрации к местной служилой знати (куанам).
В централбной части современного Вьетнама во 2 веке н. э. у племен индонезийской языковой семьи тьямов сложилось классовое общество и государство - Тьямпа.
В 3 веке до н. э. - 3 веке н. э. у лаквьетов шел процесс развития самобытной духовной и материальной культуры. Формировался язык, отличный как от языков более северных групп вьетов, так и от языков более южных аустроазиатских групп (протокхмерских), складывался народный эпос (легенда о Золотой черепахе и др.). Развивалась своеобразная деревянная архитектура с центральностолбовыми конструкциями, без несущих стен. Самобытное искусство лаквьетов характеризуется многими реалистическими изображениями и сложными композициями на бронзовых барабанах, многочисленными скульптурами, выполненными в своеобразной манере. Раннерабовладельческие отношения нашли свое идеологическое отражение в создании религиозной системы, в которой наряду со старыми родовыми анимистическими верованиями значительную роль играли культ предков (при этом все более распространялся государственный культ предков выонга) и сложные магические представления. С начала н. э. на лаквьетскую культуру начали оказывать известное влияние китайская культура и индийский буддизм, появились произведения искусства смешанных стилей (находки в погребениях 1-3 веков в дельте реки Хонгха).
Д. В. Деопик, Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 3. ВАШИНГТОН - ВЯЧКО. 1963.