Спасо-Евфимиев монастырь (Ваганов, 1978)

К северу от Покровского монастыря на кручах левого берега Каменки возвышаются твердыни другого, более могучего монастыря — Спасо-Евфимиева. Для защиты княжества от давления быстро растущей Москвы суздальский князь Константин Васильевич в 1352 году основал в Суздале мужскую обитель святого Спаса — крепость-форпост. Первые монастырские постройки были деревянными, каменные начали появляться лишь в начале XVI века. В это время деревянную церковь Спаса заменили каменной, а в 1594 году к ней пристроили большой четырехстолпный храм, превратив маленькую церковь в придел святого Евфимия, первого настоятеля монастыря. Архитектурный образ храма спокоен и строг. Один лишь аркатурно-колончатый поясок украшает его широкие фасады, напоминая о древней архитектуре Суздаля. Главный объем собора завершается пятью мощными главами на барабанах с узкими щелевидными окнами. Первоначально собор имел три притвора, которые позднее были объединены галереей. В XIX веке к северному фасаду храма пристроили новый придел, увенчав его цилиндрическим барабаном с луковичной главкой. Нижняя часть здания увеличилась, поэтому с восточной стороны собор выглядит приземистым, несколько расплывшимся книзу. Поздняя четырехскатная кровля исказила формы храма. Во время реставрационных работ будет восстановлено начальное позакомарное покрытие. Большой историко-художественный интерес представляет внутренняя фресковая живопись собора, выполненная в 1689 году известными костромскими мастерами монументальной росписи Гурием Никитиным и Силой Савиным.

Среди всех монастырских памятников выделяется Успенская трапезная церковь. Четверик ее покрыт высоким каменным шатром на восемь скатов. С востока примыкает граненая алтарная часть, декорированная выше цоколя килевидными кокошниками со вставленными в них донцами наружу глиняными горшочками. К западу от четверика — одностолпная трапезная палата, перекрытая системой коробовых сводов. А с южной стороны располагается настоятельский дом — жилые палаты архимандрита, построенные в XVII—XVIII веках. Сама же Успенская трапезная церковь, сооруженная в 1525 году, является древнейшей среди каменных шатровых храмов, сохранившихся до сего дня. Как в древние времена, этот сложный разновысокий комплекс имеет островерхие тесовые кровли и луковичные главки, крытые деревянным лемехом. Монастырская звонница XVI—XVII веков является оригинальной как по конструктивному решению, так и по декоративному убранству фасадов. Многогранная звонница — это наиболее древняя часть. К ней пристроены три арки «звонов», где висели колокола. Свободными приемами, без соблюдения каких-либо законов симметрии украшены стены звонницы. К северу от звонницы, у восточных стен Спасского собора в родовой усыпальнице в 1642 году был погребен Д. М. Пожарский.

К северо-востоку в 1669 году возведена Никольская больничная церковь. Ее особенностью является пристроенная с запада двухэтажная трапезная часть, на втором этаже которой была устроена больничная палата для излечивания «болезных монахов и узников», томившихся в застенках секретной монастырской тюрьмы. Недавно здесь открыта оригинальная выставка произведений декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов и камней. Выйдя из арки входной башни, мы оказываемся перед Благовещенской надвратной церковью. Основание ее относится к XVII веку. Верх же перестроен позднее. Особенностью храма является разнообразная декорировка окон южного фасада, что еще раз подчеркивает стремление суздальских зодчих к постоянному поиску новых архитектурных решений. От Никольской церкви до Благовещенской вытянулся длинный двухэтажный Братский корпус. Здесь были устроены кельи, где жили монахи. Нижний этаж был построен в XVII веке, а в XIX веке был надстроен второй этаж. Сейчас в здании разместился музей самодеятельного творчества народов РСФСР.

Всю монастырскую территорию ограждают высокие крепостные стены с 12 башнями, имеющими бойницы для дальнего и навесного ведения боя. Среди этих башен своей монументальностью выделяется входная, 22-метровая. Все фасады ее украшены аркатурным пояском с колонками, квадратными нишами, несколькими рядами городка, кокошниками с килевидными завершениями рустовкой по углам. Среди такого большого количества украшений мудрый мастер словно специально замаскировал множество бойниц, придав строгой и тяжелой военной постройке нарядность. Монументальность ей придает высокая кровля, увенчанная главкой с флагом. В основании башня имеет две арки проездных ворот, через которые можно проникнуть в монастырь. За северными валами посада возвышаются стены Ризоположенского монастыря, основанного в начале XIII века. Его древнейшей постройкой является Ризо- положенский собор, выстроенный в середине XVI века. Своими декоративными украшениями и конструктивным решением здание выделяется среди других памятников города. Верхнюю часть собора венчают стройные барабаны, со шлемовидными главами, крытые осиновым лемехом. В конце XVII века суздальские каменщики пристроили западную паперть удивительной красоты с разноцветными изразцами.

В южной монастырской ограде двумя изящными восьмигранными шатрами выделяются Святые ворота, построенные в 1688 году посадскими людьми Маминым, Шмаковым и Грязновым, украшенные полихромными изразцами.

Возле стен Спасо-Евфимиева монастыря на его слободе сохранился каменный жилой посадский дом конца XVII— начала XVIII века. Архитектура его говорит о старинной традиции деревянного жилищного строительства. Дом состоит из двух разновысоких клетей, покрытых деревянной кровлей. Древнейшей его частью является западная — одноэтажная, имеющая внизу подвал, перекрытый коробовым сводом. Из исторических документов известно, что в XVII веке здесь стоял дом суздальского протопопа Никиты Пустосвята. Здание реставрировано, внутри восстановлен интерьер XVIII века.

К юго-западу от кремля, на противоположном берегу реки Каменки, на месте не сохранившегося Дмитриевского монастыря (конца XI в.) в конце 60-х годов создан Музей деревянного зодчества и крестьянского быта, в который свезены деревянные постройки из разных мест Владимирской области. В центре экспозиции установлены Преображенская и Воскресенская церкви XVIII века, относящиеся к типу многоярусных деревянных храмов. К западу от них расположены крестьянские избы с восстановленными в них интерьерами. В будущем сюда будут привезены крестьянские дома сто-летней давности, из которых составят целую улицу. Западнее домов установлены ветряные мельницы, овин, колодец с огромным колесом. Под берегом Каменки у самой воды на высоких деревянных столбах стоят амбары. Таким образом, скоро здесь вырастет целая деревня в том виде, какой она имела два века назад.

По дороге на Кидекшу на восточной окраине города — еще одна древняя обитель — Васильевский монастырь, известный в XIII веке. Свободно и просторно расположились на холмистом берегу Каменки его старинные постройки. Главный собор в честь Василия Великого построен в 1662—1669 годах. Широкие фасады его лишены декора, только три большие арки украшают карнизную часть. Внутренние помещения перекрыты системой сводов, опирающихся на два столба. Соседняя двухэтажная «зимняя» церковь покрыта редкой для Суздаля четырехскатной кровлей (XVII в.). Первый этаж ее составляли хозяйственные помещения, на втором устроена церковь, а с запада пристроена трапезная палата. Трехчастное алтарное полукружие церкви, опирающееся на прямоугольные стены первого этажа, — необычный конструктивный прием в местной архитектуре. Каменные стены с прямоугольными башнями построены в XVII—XIX веках.

Варганов А. Суздаль. М., 1978.