Бирма. Государство Паган
Побережье нынешней Нижней Бирмы и район реки Менам с древних времён были заселены народностью мон, по языку принадлежавшей к аустро-азиатской лингвистической группе, к которой относятся языки народов Малайского архипелага, по своему же этническому облику близкой к индийским племенам мунда и хаси. Моны, образовавшие в первые века до нашей эры царство Пегу, рано подпали под влияние индийской культуры, так как в их страну с давних пор стали проникать индийские торговцы и религиозные проповедники. От индийцев моны заимствовали письменность: знаки их письма по сохранившимся памятникам XI— XII вв. принадлежат к южно-индийской письменности. Эти знаки почти полностью совпадают с ранними надписями, найденными в Чампе.
Наряду с индийским влиянием племена мон испытывали и влияние народов Верхней Бирмы, принадлежавших к тибето-бирманской этнической группе. Переселение тибетобирманцев в страну монов шло с давних пор. Первыми переселенцами были тибето-бирманцы племени пью, ближайшие соседи монов на севере, подвергавшиеся воздействию индийской культуры, как и племена мон. Одно из наиболее ранних свидетельств этого влияния — надписи, найденные в древнем городе Проме в верховьях реки Иравади, бывшем столицей возникшего в конце I — начале II в. царства, до сившего то же название. Эти надписи передают отрывки из «Трипитаки» — буддийского канона. Сохранившиеся от древности статуи и бронзовые изделия также несут на себе следы влияния искусства индийской империи Гуптов.
В VII—VIII вв. в долину реки Иравади проникли новые волны переселенцев с севера, постепенно подчинивших себе местное население. В середине VIII в. они разрушили старую столицу (Проме) и в IX в. построили новую — Паган. Так начало своё существование Бирманское государство с династией Паган в качество правителей (1044—1287 гг.). В правление короля Анауратха (1044—1077) королевство Паган превратилось в сильное государство с обширной территорией. Тогда же к востоку от столицы была создана оросительная система, превратившая этот район в житницу Бирмы. Завоеватели полностью подчинились влиянию индийской культуры, пустившей глубокие корни у побеждённых ими монов. Они приняли от монов и их письменность.
Цитируется по изд.: Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 296-297.