Кушаны в Индии (ВИ, 1956)
С начала I века н. э., как уже указывалось, происходит возвышение одного из племён юэчжи, которое вошло в историю под именем кушанов (в Индии их называли также шаками, хотя этнически они принадлежали, по-видимому, не к шакам (сакам), а к тохарам). Основным местом расселения кушанов была территория теперешней Таджикской ССР.
При царе Кадфисе II (47—78) кушаны предприняли завоевательные походы в Индию и подчинили себе многие разрозненные северо-индийские государства, возглавлявшиеся царями парфянского или шакского происхождения. Расширение владений кушанов в Индии в последние годы царствования Кадфиса II и в начале правления его преемника Канишки (78 — 123) временно приостановилось, так как в их среднеазиатские владения вторглись китайские войска под командованием Бань Чао.
В последующие годы Канишка успешно вторгался в глубь Индии и даже угрожал Паталипутре. На вторую половину царствования Канишки приходится период наибольшего могущества Кушанской империи. В связи с этим год воцарения Канишки стал началом летосчисления, сохранявшегося в Индии в течение всего средневековья и известного под названием «эры шака».
При Канишке кушанами была подчинена вся Северо-Западная Индия до реки Нарбады на юге и города Бенареса на востоке. Столицей Кушанской державы был город Пурушапура (современный Пешавар), расположенный на основном пути, связывавшем индийскую и среднеазиатскую части Кушанской империи.
Ещё при Кадфисе II началась постепенная индианизация кушанов. Индийская культура, восприняв многое из культуры среднеазиатских народов (в том числе и элементы эллинистической культуры — в чеканке монеты, архитектуре, изобразительном искусстве), сама оказала на последнюю огромное влияние. Взаимодействие этих культур особенно ярко видно на примере возникновения в пределах Кушанской империи особого стиля в изобразительном искусстве, называемого кушанским, или «гандхарским» по имени области Гандхара (Гандара) в долинах рек Кабула и Инда. Индианизация пришельцев особенно усилилась при Канишке. В буддийских преданиях он занимает не менее важное место, чем Ашока, Канишка принял буддизм и был ревностным его покровителем. При нём был созван второй (по буддийским преданиям четвёртый) буддийский собор, определивший основы вероучения реформированного буддизма. Канишка основал много монастырей, возвёл много ступ и буддийских храмов, поощрял миссионерскую деятельность буддийских монахов. Именно при нем буддизм начал широко распространяться в Средней Азии и Китае.
Распад Кушанской империи
Свидетельством внутренней борьбы в государстве кушанов, имевшей место даже в период его наибольшего могущества, является сохранившееся в источниках предание, что Канишка был задушен во время восстания, вспыхнувшего в результате недовольства народа широкой завоевательной политикой кушанского царя.
Разноплемённая, не имевшая более или менее прочных внутренних связей Кушанская империя не могла быть устойчивым государством. Уже при втором преемнике Канишки, носившем чисто индийское имя Васудева (140—178), начинается ослабление государства, приведшее к его явному упадку в 30-х годах III века. Возможно, что это находится в связи с усилением государства Сасанидов в Иране. Кушанские цари удержались в Гандхаре и части Пенджаба до V века, но их царство было только одним из многих, возникших в первой половине III века в Северо-Западной Индии на развалинах Кушанской империи.
Период с начала III века до начала IV века — один из наименее изученных в древней истории Индии. В этот период на её территории существовало множество мелких и мельчайших государств, постоянно враждовавших между собой. Ни одно из них не претендовало и не могло претендовать на большое значение в масштабе всей страны.
Цитируется по изд.: Всемирная история. Том II. М., 1956, с. 560-562.