Византия в последний период существования рабовладельческого строя

Византия в последний период существования рабовладельческого строя (4 - начало 7 веков). Собственниками земли Византии этого периода являлись государство, знать, церковь, горожане, свободные крестьянские общины. Члены крестьянской общины (митрокомии) имели участки пахотной земли в частной собственности; продажа земли "чужакам" была ограничена (Кодекс Юстиниана, XI, 56). Крестьяне были связаны круговой порукой; общинные отношения регламентировались обычным правом; широкое распространение получили садовые и огородные культуры, виноградарство; основная экономическая тенденция сводилась к росту мелкого хозяйства.

Рабство еще сохраняло преобладающее место в обществе как в деревне, так и в городе. Хотя количество рабов, поступающих в качестве воен. добычи, уменьшилось, но приток рабов в государство продолжался, так как соседние с Византией варварские племена, воюя друг с другом, продавали в Византию множество рабов (почти единственный эквивалент в торговле с Византией). Цены на рабов были устойчивы в продолжение долгого времени. Раб по-прежнему считался вещью, использование которой регулировалось законом; раб не был субъектом семейного права, не имел гарантированной законом личной собственности. Однако влияние новых отношений сказывалось; законодательство облегчило отпуск рабов на волю, что приняло в 4-6 веках широкий размах. Имения крупных землевладельцев обрабатывались не только рабами, но и зависимыми крестьянами - энапографами, вольноотпущенниками, или сдавались в аренду. Рабовладельцы стремились использовать выгоды мелкого хозяйства. Вопреки основной экономической тенденции эпохи, они пытались закабалить и прикрепить к земле мелких землевладельцев, зависимость которых в условиях господства рабовладельческих отношений нередко приближалась к рабскому состоянию (особенно у энапографов). Рабовладельческий характер общества в 4-6 веках определялся не только преобладанием в обществе рабского труда, но и сохранением рабовладельческой надстройки, вступавшей в противоречие с прогрессивными тенденциями развития. Государственный аппарат находился в руках тех прослоек знати, которые были заинтересованы в консервации рабовладельческих имущественных отношений.

Из византийских городов только часть являлась центрами ремесла и торговли (например, Константинополь, Антиохия, Александрия, Лаодикея, Селевкия, Скитополь, Библ, Кесария, Бейрут, Фессалоники, Трапезунт, Эфес, Смирна). Большинство городов - объединенные в муниципии поселения мелких собственников, рабовладельцев. Провинциальные города эксплуатировались знатью Константинополя; местное самоуправление (курии) превратилось в подсобный аппарат налоговой системы. Большинство городов в 4-6 веках лишилось своей общественной земли; ряд поселений, входивших прежде в район, подчиненный городу, получил права митрокомии. Крупные имения провинциальной знати также вышли из подчинения городу, более того, избрание должностных лиц и епископа (имевшего большое значение в самоуправлении) решалось окрестными крупными землевладельцами (Кодекс Юстиниана 1, 4, 17 и 19). Производство в городах было мелким, ремесленники нанимали помещения у знати, церкви, государства. Торгово-ремесленные объединения были связаны с системой литургий, поэтому в коллегии принудительно включали богатых горожан и землевладельцев. Налоги и плата за помещение поглощали значительную часть прибавочного продукта ремесленников. Предметы роскоши и оружие изготовлялись в государственных мастерских, где преобладал рабский труд (Кодекс Юстиниана, XI, 8, 6); юридически свободные также обычно закреплялись за такими мастерскими и в случае бегства принудительно возвращались. В крупных городах существовала многочисленная люмпен-пролетарская прослойка, жившая за счет либо государства (политика "хлеба и зрелищ"), либо городских литургов. С 4 века благотворительные функции стали возлагаться на церковь и специальные "богоугодные учреждения". Основная масса хлеба для столицы шла из Египта. Местные рынки снабжались главным образом пригородными хозяйствами: городская знать стремилась иметь "проастии" (пригородное имение) с виноградниками, оливковыми рощами, огородами, садами. Несмотря на опустошения, причиненные варварскими нашествиями, тяжесть налогов, заставлявшую горожан иногда бежать из города, до 7 века не было признаков аграризации городов. Надписи, папирусы свидетельствуют скорее об укрупнении старых и основании новых городов. Развитие города основывалось, однако, на зыбкой почве деградирующего рабовладельческого хозяйства и прервалось в начале 7 века (эта точка зрения, однако, оспаривается некоторыми учеными). Города являлись культурными центрами (см. в ст. Византийская культура). Те виды античной собственности, которые уже фактически перестали существовать, отменялись Кодексом Юстиниана, где была провозглашена единая "полная собственность". Юстинианово право, проникнутое идеей надклассовой сущности государства, теоретическим обоснованием которой являлось положение о божественном происхождении императорской власти, имело целью гарантию имущественных отношений рабовладельческого общества. Социальной базой монархии в Византии 4-6 веков были городские рабовладельцы: собственники пригородных имений ("проастиев"), домовладельцы, ростовщики, торговцы, из среды которых путем покупки должностей создавалась сановная знать. Материальной базой монархии были тяжелые для населения налоги, поглощавшие значительную часть прибавочного продукта рабов и колонов.

М. Я. Сюзюмов. Свердловск.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 3. ВАШИНГТОН - ВЯЧКО. 1963.