Классовая борьба в Византии 4-6 веков
Классовая борьба в Византии 4-6 веков была протестом против военно-фискальной диктатуры, против попыток искусственно задержать общественное развитие в рамках рабовладельческих отношений. С 4 века она приняла в основном форму еретических движений. При Константине христианство стало господствующей религией, что вызвало обострение внутренних противоречий в церкви. Христианство, генетически связанное с протестом угнетенных масс, в 4 веке сохраняло еще демократическую фразеологию. Церковные иерархи и эксплуататорские слои стремились ликвидировать в христианском учении демократические тенденции; народные массы стремились их сохранить. Происхождение любой "ереси" того времени кроется в этом противоречии. Отдельные иерархи, опираясь на настроения масс, догматически оформляли несогласные с господствующей церковью учения (см. Донатисты, Арианство, Несторианство и др.); в дальнейшем, сделавшись "церковью", ересь теряла свой демократический характер. Против еретиков применялись репрессии, ограничения в правах и религиозной "анафемы" (церковная иерархия яростно защищала рабовладельческих отношения). В Египте и Сирии церковные волнения, принимавшие религиозную оболочку, были обусловлены также сепаратистскими настроениями. Другой формой классовой борьбы было движение димов - организаций городского населения по цирковым партиям (см. Венеты и прасины). Обе партии стремились привлечь народные массы, которые иногда выступали против гнета рабовладельческого государства в целом, помимо воли своих руководителей (например, в восстании "Ника" в 532 году). Византия этнически представляла соединение различных народностей, вовлекаемых в эллино-римскую государственность и культуру. Греческое население преобладало в Греции, на восточное побережье Средиземного моря; на Балканах жили романизированные племена, в среду которых вливались германские, аланские и славянские поселенцы. На Востоке Византии подчинила армян, сирийцев, исаврийцев, арабов, в Египте - местное коптское население. Официальный язык был латинский, который постепенно заменился греческим с конца 5 и в 6 веках. Язык гражданских актов был большей частью греческим. Протест против национального гнета принимал религиозную форму (восстание самаритян 529-530 годов). Серьезной опасностью для рабовладельческой Византии были нападения варваров. Сельское население Византии иногда поддерживало варваров, надеясь с их помощью избавиться от фискального гнета и притеснений землевладельческой знати. Но городской патрициат и торгово-ремесленные слои, боясь варварских грабежей и нарушения торговых связей, отчаянно защищали города. Среди византийской землевладельческой знати существовала прослойка, готовая сблизиться с варварскими вождями. Стремясь слиться с военной знатью Византии, вожди варваров пошли на службу к византийскому правительству, которое использовало варваров в качестве карателей в борьбе с народными движениями (особенно в городах). Принятые на службу Византии вестготы в 376 году восстали, что привело к революционному движению среди населения Балканского полуострова. В битве у Адрианополя (378) византийская армия была разгромлена. Однако при поддержке городского населения и вследствие предательства варварских вождей это движение было подавлено в 380 году императором Феодосием I. К концу 4 века варварский элемент стал преобладать в византийской армии и нависла реальная угроза объединенного выступления варваров-рабов с варварами-солдатами. Перед лицом этой опасности патрициат Константинополя в 400 году произвел резню варваров-наемников и поддерживавших их рабов, ликвидировав угрозу варварского завоевания. Преодолев в 5 веке опасность со стороны остготов и гуннов, империя в целях стабилизации рабовладельческих отношений во всем Средиземноморье перешла при Юстиниане в наступление против варварских государств Запада (вандальского, остготского и вестготского). Однако успехи Византии оказались непрочными. В Африке возникло сопротивление широких масс (восстание Стотзы), в Италии - восстание остготов под руководством Тотилы при поддержке рабов и колонов. Византия подавила эти движения с трудом. Возрастали трудности на Востоке, где персы, используя сепаратистские настроения, вели войны против Византии, стремясь пробиться к морским торговым путям на Средиземном и Черном морях. Тяжелую борьбу Византия вела с различными племенами, наступавшими со стороны Северного Причерноморья, отбивая их нападения то силой оружия, то подкупами вождей. При Юстиниане Византия добилась высшей степени своего могущества; однако агрессивная политика Юстиниана подорвала силы Византии и уже в последней четверти 6 века. Византия стала терять свои завоевания в Италии и Испании. Коренные перемены в положении империи связаны с наступлением на Балканский полуостров славян. Неудачи в войнах со славянами, общее недовольство населения вызвали восстание в армии. Восставшие в 602 году при поддержке городских низов овладели Константинополем и, провозгласив императором центуриона Фоку, стали проводить террор в отношении знати. Независимо от субъективных целей Фоки его правительство объективно выполняло прогрессивные функции. Через 8 лет восстание было подавлено, но господствующему классу в целом был нанесен сокрушительный удар. Мощь рабовладельческой надстройки была надломлена и силам, стремившимся к социальной реорганизации, дан простор. В 1-й половине 7 века большая часть Балканского полуострова была заселена славянами, а Сирия, Палестина и Египет были потеряны Византией в результате арабских завоеваний.
М. Я. Сюзюмов. Свердловск.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 3. ВАШИНГТОН - ВЯЧКО. 1963.