Феодализация Византия в период господства городской сановной знати

Феодализация Византия в период господства городской сановной знати (середина 9 - конец 11 веков). Два столетия преобладания свободной крестьянской общины положительно сказались на развитии производительных сил: заселились пустующие земли, шире распространились водяные мельницы, поднялась доходность сельского хозяйства. В 9 веке свободная крестьянская община сделалась объектом наступления со стороны землевладельческой знати, особенно после поражения восстания Фомы Славянина. Социальная борьба обострилась; часть крестьянства примкнула к павликианам, основавшим у границ халифата военный центр Тефрику. Длительные войны окончились в 872 году поражением павликиан, которые частично были истреблены, частично переселены на Балканский полуостров. Насильственное переселение имело целью ослабить сопротивление масс на Востоке и создать военный заслоны из чуждого населения для противодействия болгарам на Западе. Масса крестьянских земель была захвачена военной знатью. Дальнейшее наступление на крестьянскую общину проводилось путем скупки земель обедневших крестьян с последующим предоставлением участков приобретенной земли присельникам на "паричском праве" (см. Парики). Широко распространилась феодальная зависимость крестьян: парик, редко встречавшийся в памятниках 9 века, делается главной фигурой в деревне в конце 11 века. Рабство к конце 11 века почти исчезло, хотя наблюдались его отдельные случаи, например, продажа детей в годы народных бедствий.

В процессе феодализации изменилась воен. организация населения. Народное ополчение потеряло значение. Состоятельная часть крестьян включалась в стратиотские списки (см. Стратиоты) с объявлением определенной части земли неотчуждаемой. Размеры этих участков к середине 10 века были увеличены в связи с введением тяжелой конницы и дошли до размеров поместья (стоимость 12 литр, около 4 кг золота).

Среди стратиотов наблюдалась дифференциация: экономически ослабевшие теряли участки и попадали в зависимое состояние, становясь вместе с тем политически ненадежным элементом; более состоятельные стратиоты имели тенденцию влиться в состав привилегированной военно-землевладельческой знати. Громадные территории, конфискованные во время павликианских войн, послужили основой могущества малоазиатской знати, которая в 10-11 веках делает попытки овладеть государственной властью.

С середины 9 века наблюдается быстрое развитие городов, особенно крупных приморских ("эмпории"). Концентрация богатств в результате становления феодальной собственности в провинции, быстрый рост внешней торговли со странами Восточной Европы, восстановление морского могущества на Эгейском море и в Адриатике - все это способствовало развитию ремесла. Товарные отношения укреплялись. Было восстановлено гражданское право Юстиниана (см. Прохирон, Эпанагога, Василики). Были кодифицированы (так называемая книга Эпарха) постановления о торгово-ремесленных корпорациях, в которых наряду со свободными хозяевами эргастериев могли быть и рабы (как подставные лица господ). Корпорациям предоставлялись льготы - преимущественное право на производство и торговлю, закупку товара у иностранцев. В эргастериях работали наемные работники, мало связанные с корпорацией, а также рабы и ученики. Как виды изделий, так и норма прибылей регламентировались градоначальником (эпархом). Строительные рабочие находились вне корпораций и работали под руководством подрядчиков. Жизненный уровень основной массы ремесленников был крайне низким. Политика правительства сводилась к поощрению объединений в целях облегчения государственного контроля и регулирования. Несмотря на наличие пережитков рабовладельческих отношений, которые препятствовали развитию техники, ремесло в основном носило средневековый характер: мелкое производство, объединения по профессиям, регламентация. Во избежание народных волнений правительство стремилось обеспечить снабжение столицы и крупных городов необходимыми товарами; в меньшей степени государство было заинтересовано в вывозе за границу. Разбогатевшие торговцы и ремесленники путем покупки должностей и званий переходили в состав сановной знати, отказавшись от непосредственного участия в торгово-ремесленной деятельности, что ослабляло позиции византийского купечества в его конкуренции с итальянским. Внутренняя политика Византии в 9-10 веках проводилась в основном в интересах городской сановной, сплоченной вокруг синклита знати, стремящейся сохранить ведущее положение в государстве и через налоги, административный и судейский аппарат эксплуатировать население. Закабаление сельского населения провинциальным землевладельцами (динатами) и развитие частной власти на местах наносили ущерб влиянию столичной знати, в интересах которой Македонская династия стала поддерживать свободную крестьянскую общину против динатов, запрещая им скупать крестьянские земли, причем беднякам давались льготы для обратного выкупа проданной земли. Крестьянам-родичам, соседям предоставлялось право предпочтения при покупке крестьянских участков. Эта политика настойчиво проводилась в продолжение 10 веке. Однако правила предпочтения создали такие преимущества деревенской зажиточной верхушке, что из среды самих крестьян стали выделяться вотчинники, сливавшиеся впоследствии с феодальной знатью. Со 2-й четверти 11 века византийское производство усилило налоговый гнет, переводя натуральные взносы на денежные. Повысилось значение синклита, местных судебных учреждений, возросло влияние ремесленно-торговых корпораций, участилось вмешательство народных масс (особенно в столице) в политической жизнь. В то же время в провинции насаждались типичные формы эксплуатации крестьянства через феодальную ренту. Подчинение центральных государственных учреждений городской знати совершенно не соответствовало сложившемуся могуществу провинциального феодального землевладения, в связи с этим обострилась борьба между столичными и провинциальными прослойками знати, причем правительство лавировало между ними. После поражения иконоборчества и восстановления иконопочитания (843) усилилось значение монашества и политическая роль патриарха. Патриарх Фотий выступил с теорией сильной (равной императорской) власти патриарха (Эпанагога). Церковь активно вмешивалась в борьбу различных прослоек за власть, отсюда ряд конфликтов с императором Львом VI, Никифором II Фокой, Исааком Комнином. Но византийской (православной) церкви не удалось создать сильную централизованную организацию, подобно папству на Западе: и государственный строй, и законодательство, и образованность в Византии находились в меньшей зависимости от церкви, чем на Западе. Различия между византийским феодализмом и феодализмом на Западе привели к разногласиям между восточной и западной церквами. В 9-10 веках разногласия между церквами усилились в борьбе за влияние в славянских странах и в Южной Италии. Раздоры иерархов подогревались ненавистью торгово-ремесленных кругов Константинополя к итальянским конкурентам. В 1054 году последовало "разделение церквей". В 10-11 веках создались крупные монастырские феодальные владения, которые получили особые привилегии в области налогового обложения и прав над зависимым населением.

М. Я. Сюзюмов. Свердловск.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 3. ВАШИНГТОН - ВЯЧКО. 1963.