Нарская монархия в VIII веке
Утверждение государственной собственности на землю и образование на этой основе в начале VIII века Нарской монархии — раннефеодального государства с централизованным управлением —сопровождалось известным подъёмом производительных сил.
Подъём этот обнаружился прежде всего в сельском хозяйстве. Широкое распространение получили железные земледельческие орудия. В хрониках того времени постоянно упоминается о прорытии канав, об устройстве водохранилищ, возведении плотин, т. е. о расширении оросительной сети. Кроме риса, широко распространились пшеница, рожь и просо. Обрабатываемая площадь увеличилась, что было связано с развитием производительных сил и ростом населения.
Сохранившиеся источники свидетельствуют о развитии горных промыслов. В это время добывались железо, медь, золото, серебро, сера и слюда. Больше всего добывалось, по-видимому, меди, на которую имелся спрос в Китае. В городе Нара существовали особые группы различных мастеров, обслуживавших потребности императорского двора и знати. Эти мастера оставались фактически на положении полусвободных — томобэ. Сохранились образцы тканей, особенно шёлковых, образцы керамики, изделия из лака, меди, бронзы, изготовленные этими мастерами.
Наличие мастеров, работавших в дворцовых мастерских, отнюдь не свидетельствовало об отделении ремесла от сельского хозяйства. Ремесло в стране продолжало существовать в соединении с сельским хозяйством. Это явствует из постановлений о наделах. В постановлениях предусматривались налоги продуктами не только с зерновых» но и с промысловых культур, главным образом в виде тканей и сырья — шёлка-сырца. В некоторых случаях держатели государственных наделов поставляли изделия кузнечного ремесла — земледельческие орудия. В тех же местах, где добывалось железо, крестьяне должны были наряду с сельскохозяйственной продукцией вносить в качестве налога и часть полученного железа.
Развивалась торговля. В городе Нара были отведены места для двух рынков, торговля на которых регулировалась специально выработанными правилами. Рынки существовали и в других важных пунктах страны, в одних местах — постоянные, в других — периодические. Они устраивались в портах, у почтовых станций, около стен буддийских монастырей, в посёлках, где находились местные власти.
Для периода Нарской монархии характерным являлся некоторый подъём и в области образования. В стране создавались школы, организованные для детей знатных лиц. Обучение в этих школах было почти целиком построено на изучении китайской литературы и законодательства. Влияние китайской культуры проникало в Нарскую монархию и другим путём: вместе с посольствами, отправлявшимися в Танскую империю, туда ездили молодые люди из знатных семейств, которые усваивали весь комплекс китайского образования. Ездили в Китай и буддийские монахи для изучения в монастырях буддийской литературы и церковных уставов.
Переход власти к дому Фудзивара
В течение всего VIII века в Нарской монархии не прекращалась борьба внутри господствующего класса. Некоторые представители старой родовой и рабовладельческой знати, оттеснённые от власти теми группами, которые пришли к ней после переворота Тайка, стремились к восстановлению прежнего положения. Во главе этой группы стоял род Отомо. Во главе же группы, пришедшей к власти после переворота 645 г., находился род Фудзивара. Борьба между ними закончилась в 80-х годах VIII в. поражением рода Отомо. Это свидетельствовало о прочности установившихся феодальных отношений.
После разгрома остатков старой знати Фудзивара стали стремиться к ослаблению императорского дома. Им удалось захватить императора и перевезти его из города Нара в провинцию Ямасиро, где были их владения. Здесь, в районе равнины Кадоно, они начали возводить город в качестве новой столицы государства. Постройка была закончена в 794 г. Новая столица получила название Хэйан-кё — столица Хэйан. Это тот самый город, который под именем Киото оставался столицей Японского государства до 1868 г.
Лишив императоров реальной власти, Фудзивара постарались ликвидировать представление о «божественном происхождении» императорского дома, и, как свидетельствуют литературные памятники IX—XI вв.» это в значительной мере удалось: в данных памятниках нет и следа концепции, развитой в «Кодзики» и «Нихонги». Превратившись в фактических правителей государства, Фудзивара постарались закрепить своё положение официально, присвоив себе посты регента (в случае несовершеннолетия императора) и канцлера (при взрослом императоре). Так в том или ином звании члены дома Фудзивара правили Японией в течение двух столетий — с середины IX до середины XI века.
Упадок надельной системы и рост феодальных поместий (сёэн)
Утверждение власти дома Фудзивара было связано с переходом от господства одной формы феодальной собственности на землю — государственной к господству другой — собственности отдельных феодалов. Уже давно в стране существовали такие формы земельной собственности, как «должностные» и «ранговые» наделы, наделы за заслуги. Вначале владение такими землями носило условный характер» но постепенно на этой почве вырастали поместья, основанные на земельной собственности отдельных феодалов. Совершенно вне рамок надельной системы развивалось земельное держание, связанное с распашкой нови: поднятые участки оставались в руках тех, кто их обрабатывал. В 743 г. последовало и законодательное признание таких земель частной собственностью. Естественно, что новые земли попадали главным образом в руки господствующего класса, пользовавшегося для распашки целины трудом приписанных к «должностным» наделам крестьян.
К середине Х века новая форма феодальной собственности в Японии полностью утвердилась. При этом члены сильно разросшегося дома Фудзивара, захватившие важнейшие посты в государстве и сосредоточившие в своих руках массу всяких «наделов», постепенно превратили их в собственные поместья (сёэн) и стали крупнейшими земельными собственниками в стране. Рост поместий вызывал непрерывное сокращение числа государственных надельных дворов. В связи с этим уменьшились и доходы центральной власти. Уменьшение же прежних доходов правительственный аппарат и придворная знать стремились компенсировать усилением налогового обложения. Крестьяне отвечали на это бегством с земли и борьбой со своими эксплуататорами. Иногда крестьянские движения охватывали довольно обширные районы. Так было; например, в 877—884 гг. в провинции Тикуго. В начале XI в. нападению крестьянских отрядов подверглась даже столица — город Хэйан. Часть крестьян уходила с государственных наделов в поместья феодалов, где она искала защиты от поборов правительственных чиновников. С Х в. поместья не только были освобождены от всякого обложения, но и получили полный административный и судебный иммунитет. По терминологии законодательства того времени, они составляли «земли, на которые губернаторы провинций не имели права вступать» (кокуси фуню-но ти). Это обстоятельство позволило владельцам поместий на первых порах ограничиваться менее тяжёлой эксплуатацией в сравнении с той, которой крестьяне подвергались на надельных землях. Налоговые переписи свидетельствуют о почти полном исчезновении надельного крестьянства к XI веку.
Возникновение ленных отношений. Сёгунат
В связи с ростом экономической и политической мощи крупных феодалов центральная государственная власть, осуществлявшаяся регентами и канцлерами из дома Фудзивара при номинальном правлении императоров, потеряла в стране всякое значение. Переход к феодальной раздробленности со всей наглядностью обнаружился в событиях, развернувшихся в 1069 году. Враждебные дому Фудзивара феодалы, к которым присоединились и некоторые члены этой фамилии, боровшиеся друге другом из-за владений, званий и постов, похитили императора и увезли его из столицы в монастырь Хиэйдзан, имевший в своём распоряжении крупные военные силы. Фудзивара ответили на это возведением на престол нового императора. Так образовались два лагеря, с 1086 года претендовавшие на положение центрального правительства в стране — в Киото и в монастыре Хиэйдзан. Такое состояние продолжалось около ста лет — до 1167 г. В стране хозяйничали феодалы, считавшиеся с киотоским или хиэйдзанским лагерем лишь постольку, поскольку им это было вы годно. Между крупными феодалами шла непрекращавшаяся борьба, так как каждый из них стремился к приобретению всё новых и новых поместий, часто расположенных в различных местах страны. Так, например, дом Тайра в середине XII в. имел более 600 поместий.
Такая обстановка делала неизбежным появление у феодалов собственных вооружённых сил. Феодалы формировали свои отряды главным образом из так называемых нануси, крестьянских старост. Это была хозяйственно наиболее «крепкая» и влиятельная часть крестьянства, поскольку пост старосты обычно составлял наследственную прерогативу определённых семей. Служба в отрядах привела к возникновению новых порядков внутри поместья: владелец поместья стал передавать своим дружинникам в пользование участки земли в качестве вознаграждения за службу. Так в крупных поместьях стали формироваться ленные отношения, отношения сеньора и вассала. Это привело к развитию мелкого ленного землевладения. На этой почве создавались новые отношения между отдельными слоями феодалов и стали складываться большие группировки феодалов со своими вождями. Ко второй половине XII в наиболее крупными из таких группировок оказались две: одна, образовавшаяся на востоке острова Хонсю во главе с домом Минамото, другая — в юго-западной части Хонсю во главе с домом Тайра. Между ними и разразилась борьба за власть над всей страной. В 1185 г. эта борьба закончилась полным разгромом дома Тайра. В 1192 г. победители провозгласили своего вождя — сёгуна (буквально — верховного военачальника) Минамото Йоритомо—правителем государства. С этого момента слово «сёгун» превратилось в официальное обозначение военнофеодальных правителей Японии, а слово бакуфу, которым обозначалась ставка сёгуна, — в официальное наименование его правительства.
В 1221 г. были ликвидированы последние крупные феодалы, пытавшиеся сопротивляться новому правительству; в числе их имелись и члены императорского дома. Однако Йоритомо не уничтожил императорскую власть. Он оставил императоров на престоле как исконных носителей верховных жреческих функций. В то же время для пресечения у императоров самой возможности сделать какие-либо попытки вернуть себе реальную власть, в Киото, оставшийся местом их пребывания, был введён гарнизон, командующий которого следил за каждым шагом императора. Резиденцией сёгуна и его правительства стало место главной ставки Минамото — селение Камакура, ныне город на восточном побережье острова Хонсю (неподалеку от Токио).
Культура Японии в IX-XII веках
В IX в. в истории культуры японского народа произошло событие огромного значения была создана собственная письменность. До этого времени японцы писали китайскими иероглифами, лишь с трудом приспосабливаемыми для передачи японской речи Новая письменность была звуковой, т. е. буквы в ней обозначали звуки языка, она была при этом слоговой, т. е. каждая буква обозначала в ней слог. За этой письменностью упрочилось название кана.
Появление своей письменности способствовало развитию литературы, особенно художественной прозы, основу которой составили народные легенды и рассказы. Но сюжеты были заимствованы из жизни господствующего класса, главным образом из жизни его верхов. Авторами этих произведений были представители феодальной аристократии, преимущественно из придворных кругов. Среди них было много женщин, часто получавших в этой среде широкое образование. Два наиболее выдающихся произведения этих столетий — «Гэндзимоногатари» («Повесть о Гэндзи») и «Макура-но соси» («Интимные записки») принадлежат женщинам Мурасаки-сикибу и Сэй-сёнагон. Обе они были придворными фрейлинами Особое значение имеет роман «Гэндзи-моногатари» — история жизни знатного аристократа Гэндзи. Это произведение вполне заслуживает наименования реалистического, нравоописательного романа. Появление такого романа на рубеже Х и XI вв. свидетельствует не только о раннем развитии повествовательной литературы, но и о достигнутом ею высоком уровне.
Продолжала развиваться и придворная поэзия. Один за другим выходили сборники — поэтические антологии. Важнейшая из них — «Кокинсю» («Собрание стихотворений древности и настоящего времени») появилась в начале Х в. В ней помещены стихотворения, ставшие для последующих времен классическими образцами поэзии. Главный составитель этой антологии Цураюки вошел в историю японской литературы как выдающийся поэт и как зачинатель литературной теории и критики. В предисловии к «Кокинсю» он изложил свои взгляды на поэзию и подверг разбору стихи некоторых поэтов.
Помимо литературы, в Японии в IX—XI вв. расцвело и искусство. Об этом свидетельствуют скульптура в многочисленных буддийских храмах, живопись во дворцах знати, а также всякого рода произведения прикладного искусства. Больших успехов достигла также архитектура. Особенно же процветали живопись и музыка уметь рисовать и играть на музыкальных инструментах считалось в то время столь же необходимым для образованного человека, как и слагать стихи.
Цитируется по изд.: Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 302-306.