Возникновение Сиама
Район к юго-востоку от Бирмы был заселён другой группой племени мон. Главным местом её расселения был бассейн реки Менам. Здесь ещё в VII—VIII веках образовались два государства монов: Дваравати — в нижнем течении реки Менам, Халипунджайя — в верхнем. Оба эти государства, находившиеся между Индией и Ченла, играли крупную роль в распространении в Ченла индийской культуры. Ченла — древняя цивилизованная страна — была гораздо сильнее, чем оба государства монов, и не раз пыталась подчинить их себе. В XI веке ей удалось присоединить Дваравати. Она удерживала Дваравати под своей властью, повидимому, ещё в XIII веке. Об этом свидетельствуют надписи на языке кхмеров на каменных стелах, найденные в этом районе и относящиеся к XI—XIII векам. В XII веке кхмеры пытались овладеть Халипунджайей, но это им не удалось.
Усиление передвижения племён тай, вызванное нашествием монголов, привело к проникновению многочисленных групп из племён тай на территорию Ченла. В первой половине XIII века они прочно утвердились по всему течению реки Менам и в верхнем течении реки Меконг, Их центр находился тогда в районе Луанпрабанга, нынешней столицы королевства Лаос. Часть племён тай, осевшая в районах верхнего течения реки Менам, в середине XIII века построила город Ченлай. В 90-х годах XIII века эта часть племён присоединила к своим владениям территорию южного соседа — Халипунджайю, которой не могли овладеть кхмеры, а в середине XIV века племена тай отвоевали у кхмеров и Дваравати.
После этого Рама Тибоди — король части племён тай, обитавшей в районе Ченлай, подчинил себе другую часть, называвшуюся скотай, которая ещё в конце XIII в. под предводительством своего короля Рама Камхэн захватила обширную территорию от Луанпрабанга на северо-востоке до Лигора на Малайском полуострове на юге. Так было закончено объединение двух главных групп тай и возникло большое государство Сиам. Название «Сиам», согласно объяснению китайских источников, сложилось из наименований двух ветвей тай. Столицей Сиама стал город Аютия, расположенный в нижнем течении реки Меконг, несколько севернее современной столицы Таиланда — Бангкока.
С возникновением Сиама у Ченлы по соседству оказалось сильное государство. Начались столкновения, причём перевес всё время был на стороне Сиама. В XIV— XV веках сиамцам удавалось даже не раз захватывать столицу Ченлы — город Ангкор. В 1431 году был взят в плен и сам король Ченлы. Семья короля бежала в горы, где вскоре возник новый город Пном-Пень, с 1434 года ставший столицей Ченлы.
Культура сиамцев но достигла такого блестящего расцвета, как у кхмеров. Столице Сиама было далеко до Ангкора. Но сиамцы быстро усвоили индийскую культуру. Ещё в конце XIII века у скотай появилась письменность, основанная, как показывает надпись на стеле этого времени, на письменности кхмеров. Дармашока, правивший у скотай в первой половине XIV века, принял буддизм и содействовал его распространению. При Рама Тибоди, первом короле Сиама (1350—1369), образцом государственного устройства послужили древние индийские законы Ману, на основе которых были выработаны законы королевства и созданы формы его управления.
Цитируется по изд.: Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 552-553.