Эллинистические Афины
Эллинистические Афины (последняя треть 4 века - середина 2 века до н. э.) и Афины под властью Рима. В эллинистическое время, когда Греция стала ареной борьбы между крупными эллинистическими государствами (в столкновениях друг с другом нередко искавшими поддержки в греческих городах и ориентировавшимися то на олигархические, то на демократические группировки граждан), положение Афин неоднократно изменялось. Были кратковременные периоды когда Афинам удавалось добиваться относительной независимости, в других случаях в город вводились македонские гарнизоны. В ходе завоевания Балканского полуострова римляне после поражения (197) македонского царя Филиппа V при Киноскефалах торжественно декларировали на Истмийских играх в 196 году "свободу" всем греческим полисам. Афины пользовались фиктивной "свободой" и поддерживали хорошие отношения с Римом вплоть до 88 года, 2 век и начало 1 века характеризуются ухудшением экономического состояния Аттики, расстройством афинских финансов, ростом политической зависимости от Рима. Кроме этого, в конце 2 века Аттика была потрясена двумя восстаниями рабов (первое в 134-133 годы, второе в 104-103 годы). Особенно серьезным было второе, подавляющее число участников которого являлось рабами Лаврийских рудников. Борьба между антиримскими и проримскими группировками внутри Афин закончилась в 88 году победой антиримски настроенной радикальной демократии, возглавленной Аристионом, и Афины примкнули к движению, поднятому против Рима понтийским царем Митридатом VI Евпатором. Вскоре после этого Афины были осаждены войсками римского полководца Корнелия Суллы. Осада, во время которой римляне вырубили знаменитые рощи Академии и Ликея, длилась всю зиму 87-86 года. 1 марта 86 года Афины были взяты штурмом, был разграблен Акрополь, в Пирее уничтожены великолепные здания и портовые постройки (найденные в Пирее в июле 1959 года восемь замечательных античных скульптур были, видимо, спрятаны афинянами от этого разгрома, см. ВДИ, 1960, No 3, с. 228-32). Из уважения к великому прошлому Сулла, однако, оставил городу "свободу", но утвердил в нем проримское олигархическое правительство. Эта "свобода" сохранилась за Афинами и после превращения в 27 году до н. э. Греции в римскую провинцию Ахайю. Они продолжали пользоваться самоуправлением, формально не были подчинены римскому наместнику и не платили в римскую казну налогов. В последний век республики и первые века империи за Афинами продолжала сохраняться репутация центра науки и культуры, где обычно богатые римляне завершали свое образование. Некоторые римские императоры, особенно Адриан, оказывали Афинам особое покровительство, возводили в них здания и храмы, например, храм Зевса и Геры, библиотеку, гимнасий. При Адриане и Марке Аврелии в Афинах существовали содержавшиеся на средства римского правительства школы риторики и философии. С 3 века н. э., когда Балканская Греция начинает подвергаться вторжениям варваров, Афины приходят в полный упадок. С образованием Византийской империи многие памятники афинского искусства были перевезены в Константинополь. В 529 году по приказу императора Юстиниана в Афинах были закрыты последние школы. Так закончилась культурная история античных Афин.
Д. П. Каллистов. Ленинград.
Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.