Архаические Афины
Архаические Афины (2-е тысячелетие - 6 век до н. э.). Археологическими исследованиями установлено, что Аттика была обитаема со времен неолита (древнейшее из раскопанных погребений датировано 3-м тысячелетии до н. э.). В микенскую эпоху на Акрополе существовало укрепленное поселение и "дворец" микенского типа, восходящий к 16-13 векам до н. э. Погребения того же времени были обнаружены на склонах Акрополя и на прилегающей к нему местности; таким образом, Афины были одним из центров микенской культуры. В 12 веке, в прямой связи с угрозой дорийского вторжения, оборонительные сооружения Акрополя были расширены (сохранились остатки стен и древнейшей системы водоснабжения). В послемикенское время в Аттике существовало несколько обособленных родовых общин. Воспоминания об объединении их вокруг Афин сохранились главным образом в легендах, приписывающих проведение так называемого синойкизма царю Тесею. Ему же приписывалось древнейшее устройство афинской общины, разделение ее населения на эвпатридов, геоморов и демиургов. В действительности процесс объединения Аттики вокруг Афин (первоначально им, по-видимому, принадлежала только область Педиэи) растянулся на несколько столетий. Основным литературным источником по дальнейшей истории Афин служит долгое время считавшаяся утраченной "Афинская полития" Аристотеля (была найдена в 1890 году и впервые опубликованная в 1891 году Кенионом). Судя по "Афинской политии" и примыкающим к ней свидетельствам других античных авторов, в Афинах с раннего времени получает развитие процесс нарастания социального и имущественного неравенства, сосредоточения земли в руках родовой аристократии, в зависимость от которой попала большая часть свободного населения. Аристотель упоминает о "шестидольниках", очевидно, обрабатывавших поля богачей на условиях выплаты им 5/6 урожая. Несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи. Долговая кабала служила одним из источников рабства, получившего уже значительное развитие. Наряду с рабами и свободными в Афинах существовал промежуточный слой - так называемые метеки, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав люди. Свободное население - демос - продолжало сохранять старые деления на 4 родовые филы, фратрии и роды, но царская власть уже прекратила свое существование, и Афины управлялись девятью ежегодно избиравшимися из среды аристократов архонтами и ареопагом - древним советом старейшин, который теперь стал пополняться отбывшими срок полномочий архонтами. Последующая история Афин характеризуется углублением социально-экономических противоречий и обострением борьбы между родовой аристократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах, передела земли, отмены долгов и долговой кабалы. В середине 7 века до н. э. аристократ Килон предпринял неудавшуюся попытку овладеть властью. В 621 году при архонте Драконте были впервые записаны законодательные обычаи, что несколько ограничило произвол судей-аристократов. В 594 году под сильным давлением демоса в Афинах были проведены реформы Солона: уничтожена долговая кабала и впредь запрещена продажа свободных афинян за долги в рабство, аннулированы тяготевшие над крестьянством поземельные долги, установлена свобода завещания, что способствовало развитию частной собственности; был учрежден новый орган - Совет 400, осуществлен ряд мер, поощрявших ремесло и торговлю. Солону приписывается также деление всех граждан по их имущественному положению на 4 имущественные разряда, принадлежность к которым стала теперь определять их права и обязанности перед государством. Эти реформы существенно видоизменили весь строй социально-политической жизни Афин. Однако наиболее состоятельные слои демоса, получившие доступ к власти, должны были делиться ею с землевладельческой аристократией. Крестьяне не добились передела земли. При таких условиях после реформ Солона социально-политическая борьба в Афинах возобновилась. Около 560 года в Афинах произошел политический переворот. Установилась тирания Писистрата, поддержанного крестьянами и опиравшегося на наемное войско и союзников. Острие его диктатуры было направлено против родовой аристократии. Писистрат организовал для крестьян дешевый сельскохозяйственный кредит, по-видимому, раздавал им конфискованные у своих политических противников земли, ввел разъездные суды, крестьянский культ Диониса превратил в общегосударственный. При Писистрате Афины добились также больших внешнеполитических успехов: распространили свое влияние на ряд островов Эгейского моря укрепились на обоих берегах Геллеспонта, что способствовало развитию торговли на Черном море и росту товарного производства в самих Афинах. Город разросся, украсился новыми зданиями и статуями. Был сооружен водопровод. Писистрат и его сыновья приглашали к своему двору лучших поэтов. Были записаны поэмы Гомера. Все это требовало значительных средств, в поисках которых Писистрат ввел налоговое обложение, ухудшившее положение крестьянства. После смерти Писистрата (527) власть перешла к его сыновьям - Гиппию и Гиппарху, но надолго они ее удержать не смогли. Как и всюду в Греции, тирания в Афинах оказалась кратковременной. Гиппарх был убит заговорщиками, а Гиппий свергнут (510). Попытка родовой знати захватить власть вызвала в 508 году возглавленное Клисфеном восстание демоса. Одержанная победа была закреплена реформами: прежние родовые деления на 4 филы заменены новыми, построенными по территориальному принципу (10 клисфеновских территориальных фил подразделялись каждая на 3 расположенные в разных частях Аттики триттии, которые в свою очередь подразделялись на мелкие самоуправляющиеся округа - демы) (см. карту при ст. Аттика). Были созданы новые органы управления в виде Совета 500 и коллегии 10 стратегов. Для защиты нового порядка от покушений врагов был введен остракизм. Ф. Энгельс ("Происхождение семьи, частной собственности и государства") и вслед за ним историки, стоящие на позициях марксистско-ленинской методологии, видят в раннем периоде истории Афин типичный пример образования государства непосредственно из родового общества. Реформы Клисфена уничтожили последние пережитки родового строя, тормозившие развитие производительных сил афинского общества, завершили процесс становления классового строя и государства как аппарата господства класса рабовладельцев.
Иначе трактуется этот период в трудах буржуазных ученых. При всем разнообразии взглядов, высказанных ими по отдельным частным вопросам (в связи с различной интерпретацией источников), для буржуазной историографии по истории Афины в целом характерны некоторые общие черты: непонимание или прямое отрицание закономерности в развитии исторического процесса; недооценка, а порой и открытое игнорирование специфических особенностей античной эпохи как эпохи рабовладельческой; тенденции преуменьшать значение социальной борьбы и классового антагонизма; склонность к модернизированию общественных отношений, существовавших в древности (часто оно тенденциозно и обусловлено стремлением доказать или опровергнуть на материале истории древних Афин отдельные положения, никакого отношения к ним не имеющие и связанные с животрепещущими проблемами настоящего времени); преувеличенные представления о роли и удельном весе отдельных исторических деятелей. (См. ВДИ: 1947, No 1, с. 104 и сл.; 1949, No 2, с. 114 и сл.; 1950, No 2, с. 195 и сл.; 1951, No 1, с. 200 и сл.; 1953, No 1, с. 137 и сл.; No 2, с. 136 и сл.; No 3, с. 137 и сл. и с. 147 и сл.; No 4, с. 90 и сл. и с. 94 и сл.; 1954, No 1, с. 86 и сл.; 1956, No 1, с. 75 и сл.; 1957, No 4, с. 154 и сл.; 1959, No 1, с. 141 и No 3, с. 181 и сл.). Отмеченные особенности в большей или меньшей степени присущи и работам наиболее крупных специалистов по истории Афин, зачастую построенным на тонком анализе источников, насыщенным богатым, часто новым фактическим материалом. К числу таких работ относится, например, фундаментальная монография Поля Клоше (P. Cloché, La démocratie athenienne, 1951), охватывающая историю Афин с 6 по 4 века до н. э., и монография Хинетта (С. Hignett, A history of the Athenian constitution to the end of the fifth century B. С., 1952), поставившего своей целью исследовать государственный строй Афин в его историческом развитии. В обоих случаях в поле зрения авторов этих ценных по содержащемуся в них материалу работ находятся только изменения политических форм без выяснения социально-экономических причин этих изменений. Факторы, влияющие на ход этого процесса, сводятся ими к личностям законодателей или более или менее случайным стечениям обстоятельств. То же можно сказать о посвященных Афинам разделах "Истории Греции" Бенгтсона (Н. Bengtson, Griechische Geschichte von den Anfängen bis in die Römische Kaiserzeit, 1950), в которых изменения в государственном строе Афин рассматриваются вне связи с социальной борьбой, политические же деятели различных направлений характеризуются не как представители определенных социальных групп, а лишь как носители тех или иных политических идей.
Роль труда рабов в общественном производстве, классовые противоречия и антагонизм затушевываются и отодвигаются на задний план даже в работах, специально посвященных экономической и производственной жизни древнего общества: в работе Мичелла (Н. Michell, The economics of ancient Greece, 1940), в которой содержится сводка материала по различным видам хозяйственной деятельности древних афинян; исследованиях Файна и Финли о земельных отношениях и кредите в Аттике (J. V. A. Fine, Horoi. Studies in mortgage, real security and land tenure in ancient Athens, "Hesperia", Suppl. IX, 1951; M. J. Finley, Studies in land and credit in ancient Athens. 500-200 В. С. The Horos - Inscriptons, 1952), в капитальном труде Лауффера, поставившего своей задачей изучение труда рабов в принадлежащих Афинам Лаврийских рудниках. Ценность последнего исследования (главным образом основанного на эпиграфических источниках) умаляется постоянным стремлением автора смягчить картину ужасающей эксплуатации труда рабов-горнорабочих (S. Lauffer, Die Bergwerkssklaven von Laureion, in: "Akademie der Wissenschaften und der Literatur. Abhandlungen der Geistes-u. Soz. Klasse", J. 1955, No 12, S. 1103-1217; J. 1956, No 11, S. 885-1018).
Д. П. Каллистов. Ленинград.
Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.