Русское централизованное государство в XIV—XV веках

Город. Развитие ремесла

На протяжении XIV—XV веков росли русские города. В наиболее крупных из них проводились работы по благоустройству. В Новгороде и Москве настилались деревянные мостовые, применялась довольно сложная система дренажных сооружений.

Основную часть населения городов составляли ремесленники. Среди них видную роль играли кузнецы. Постепенно из кузнечного производства выделилось слесарное. Продукция слесарей-замочников вывозилась в другие страны Европы. Специализация в области производства оружия привела к выделению из числа оружейников лучников, тульников, пищальников (мастеров, производивших луки, колчаны, ружья) и т. д. Крымский хан Менгли Гирей ставил доспехи русской работы выше сирийских, турецких, итальянских и просил Ивана III прислать ему «панцыри и мелкий доспех».

В XIV веке получило развитие литейное дело, пришедшее в упадок в связи с нашествием монголов. Распространённым видом этого ремесла было литьё колоколов. Судя по упоминанию летописи, в 1382 году на Руси уже были пушки. В XV веке на Руси получил известность тверской пушечный мастер Микула Кречетников, вместо ковки железных пушек начавший отливать медные орудия. В 1483 году русский мастер Яков отлил в Москве 16-пудовую пушку. В 80-х годах XV века в Москве имелась особая Пушечная изба, где производилось литьё пищалей (ружей, как больших, тяжёлых, так и лёгких).

Потребности феодальной знати обслуживало ювелирное ремесло. Сохранившиеся от XIV—XV веков золотые пояса, иконы, переплёты книг, золотая и серебряная посуда свидетельствуют о высоком мастерстве русских ювелиров в области ковки, чекана, гравировки, черни и художественного литья. В ряде русских княжеств в середине XIV века начался чекан серебряной монеты, в связи с чем выделился особый вид ремесла — денежное (монетное) дело. На большой круг заказчиков и на рынок были рассчитаны кожевенное и сапожное ремёсла. Снова получило развитие гончарное ремесло. Мастера выделывали разнообразные виды посуды, а также глиняные игрушки, изготовляли строительные материалы, потребность в которых возрастала с развитием зодчества.

В XIV веке происходило строительство каменных церквей в Москве, Твери и других городах Каменные здания возводились преимущественно из белого камня (отсюда название Москвы — «Белокаменная»). Московские зодчие Василий Ермолин и другие достигли высокой степени мастерства. В середине XV века стала применяться забытая техника постройки кирпичных зданий. В городах устраивались башенные часы с боем. Такие часы в начале XV века были сделаны в Москве.

Увеличивалось количество мастеров, специализировавшихся в области «книжного дела» (переписка книг на заказ, их украшение миниатюрами, изготовление переплёта и т. д.).

Труд русских ремесленников имел большое значение в деле восстановления разрушений, произведённых татаро-монгольскими завоевателями, в подготовке экономических предпосылок образования Русского централизованного государства. Ремесленники работали не только на дому (на заказчика или для рынка), но и по найму. Число городских ремесленников росло за счёт притока беглых крестьян и холопов. В городе часть их переходила в разряд тяглых посадских людей.

Городские ремесленники имели свои организации. Ремесленники отдельных профессий занимали целые улицы (в городах имелись, например, улицы — Бронная, Кузнечная, Гончарная и др.). Формами ремесленных объединений являлись иногда и территориальные подразделения внутри городов («улицы», «ряды», «сотни»). Можно предполагать, что и на Руси существовал обычай, по которому требовался экзамен на звание мастера с представлением «урочных» (образцовых) изделий. В XIV—XV веках среди ремесленников наблюдалось имущественное расслоение. Некоторые из них (особенно ювелиры и оружейники) являлись даже кредиторами князей. В то же время рядовая масса ремесленников жила в бедности и многие из них попадали в долговую кабалу.

Внутренняя и внешняя торговля

В XIV—XV веках в связи с развитием товарного производства постепенно формировались местные рынки, охватывавшие значительную округу. Усиливались также экономические связи между различными русскими городами и княжествами. Из районов Поморья через Устюг, Вологду и Кострому вывозилась пушнина. Рязанская земля производила на вывоз хлеб. В связи с ростом общественного разделения труда отчётливее проявлялась роль города как центра товарного производства. Изделия отдельных городских ремесленников сбывались в деревню; на городской рынок поступали хлеб и другие продукты вотчинного и крестьянского хозяйства из соседней округи. Крупную роль в развитии внутренней торговли играла Москва — центр ремесленного производства, находившийся в узле важнейших торговых путей. Важное торговое значение имели Тверь и Новгород. Развитие товарно-денежных отношений втягивало в торговлю светских и духовных феодалов, особенно монастыри, торговые караваны которых пользовались специальной княжеской охраной. Товарно-денежные отношения постепенно проникали в деревню, способствуя установлению связей сельского населения с рынком.

Наряду с ростом внутренней торговли расширялись и торговые связи Руси с другими странами. В XIV веке русские земли вели торговлю с генуэзскими и венецианскими колониями на южном побережье Крыма, в первую очередь с Кафой (Феодосией) и Сурожем (Судаком). В Константинополе близ гавани Золотого Рога находилась русская колония. В XV веке Русь вывозила в Крым пушнину, кожи, холсты, сёдла, стрелы, ножи и т. д. Через Москву в Крым поступали и некоторые товары из стран Северо-Западной Европы (фландрские и английские сукна).

Торговлю с Востоком и Западом вели Москва, Тверь и другие города. Литовские купцы торговали в городах Московского и Тверского княжеств. Московские и тверские купцы ездили в Смоленск, Вязьму, Витебск, Дорогобуж, Киев, через Полоцк Западной Двиной — в Вильнюс, через Киев — в Крым.

По волжскому пути происходила торговля Руси с Ордою, Ираном и Средней Азией. Большим и богатым городом был Нижний Новгород, через который на Русь приезжали купцы из Золотой Орды, Ирана, Бухары, Хорезма, Армении и других стран Востока. Русские купцы торговали в Сарае и приезжали ежегодно на ярмарку в Казань. Большое количество русских товаров попадало в Самарканд. Восточные купцы в свою очередь бывали в центральных русских городах. С Востока привозились драгоценности, оружие и другие товары.

Транзитным пунктом в торговле Руси с Западом являлся Новгород. Сюда ежегодно приходили караваны водным путём — из Финского залива через Неву, Ладожское озеро и Волхов, а также сухопутным путём — через Ливонию. Новгород играл большую роль в торговле Руси с Ганзой. Через Новгород вывозились пушнина, сало, воск, лён, масло и восточные товары, попадавшие туда с Волги. С Запада привозились сукна, полотна, металлы и металлические изделия, вина и пряности.

Верхние слои московского купечества объединялись в две корпорации: «гостей-сурожан», ведших торговлю с Югом, и «суконников», торговавших с Западом. Многие купцы занимались ростовщическими операциями. Верхушка купечества пользовалась значительными привилегиями, которые ей предоставлялись великокняжеской властью, искавшей поддержки со стороны торгово-ремесленного населения городов. В договоры между князьями включалось обязательство «блюсти» (оберегать) «гостей, суконников и городских людей». Привилегией «гостей» была их непосредственная подсудность князю. Крупному купечеству противостояла в городах ремесленная беднота («меньшие», «чёрные люди»).

Классовая борьба в деревне

В период образования Русского централизованного государства усилилась классовая борьба. Крестьяне и холопы отвечали на возраставший феодальный гнёт побегами, которые особенно усилились к середине XV века.

В договорных грамотах между князьями постоянно встречались условия о выдаче беглых крестьян и холопов, особенно тех, кто совершил преступления с точки зрения феодального права. Содержание классовой борьбы в значительной мере определял вопрос о земле. «Чёрные» крестьяне боролись против феодалов, захватывавших их общинные владения. Эта борьба выражалась в вооружённых столкновениях между крестьянами и землевладельцами, в перепахивании крестьянами земельных границ феодальных имений, в поджогах изгородей и т. д.

Значительный рост в XIV—XV веках земельной собственности духовных феодалов объясняет, почему именно против них было направлено большое количество крестьянских выступлений. Так, в 1316 году основатель Челмогорского монастыря Кирилл построил небольшую келью и поставил крест на Челме-горе. Крестьяне, которые считали эту местность своей собственностью, решили выгнать Кирилла. Они вырубили на горе лес и подожгли его. Поднявшийся пожар уничтожил материал, приготовленный для постройки монастыря. В 1360 году крестьяне изгнали поселившегося на принадлежавшей им земле Стефана, основателя Махрищского монастыря, опасаясь, что он завладеет их сёлами и нивами. Ученики Стефана Григорий и Кассиан в 1396 году были убиты вятскими крестьянами. В 1370 году Дмитрий Прилуцкий построил с разрешения Дмитрия Донского церковь на реке Леже.  Окрестные крестьяне, опасаясь, что он поселится около них и присвоит себе их сёла, заявили Дмитрию Прилуцкому: «Отец, мы не хотим, чтобы ты здесь жил». Волнение среди крестьян вызвала и постройка монастыря Даниилом Переяславским. Однако, несмотря на протесты крестьян, их земли в конечном счёте сделались собственностью монастыря.

Городские движения

Классовая борьба в XIV—XV веках шла не только в деревне, но и в городе, где в это время обострились противоречия между «большими» и «лучшими людьми» (т. е. боярством, духовенством и крупным купечеством), с одной стороны, и плебейской частью горожан — «меньшими», «молодшими», "чёрными людьми» (т. е. ремесленниками, мелкими торговцами, поселившимися в городе холопами и беглыми крестьянами) — с другой. Городские восстания часто являлись движением протеста одновременно и против ига Золотой Орды, и против гнёта со стороны русских феодалов.

В начале XIV века вспыхнули восстания «чёрных людей» в Костроме, Нижнем Новгороде и Брянске. Крупные городские движения против гнёта татаро-монгольских ханов произошли в 1320 году в Ростове, а в 1327 году — в Твери, куда в это время из Золотой Орды был прислан татарский посол Шевкал. Горожане собрали вече, и по его решению Шевкал с его приближёнными были убиты. В Новгороде в 1418 году вспыхнуло широкое восстание плебейских масс против боярства. Восставшие стали громить боярские дворы и склады хлебных запасов, а затем с оружием в руках двинулись к Волховскому мосту. Восстание прекратилось лишь после того, как посадник и другие лица, облечённые властью, обещали рассмотреть требования горожан.

В марте 1440 года в Смоленске произошло восстание «чёрных людей» (кузнецов, кожемяк, мясников, котельников и других ремесленников) против литовских феодалов и поддерживавших их местных бояр. Часть бояр и представителей литовской администрации бежала из города, с остальными расправились восставшие. Воеводой был поставлен Андрей Дмитриевич Дорогобужский (из мелких смоленских князей). Изгнанные бояре сделали попытку вернуться в город, но «чёрные люди» их не пустили, и они были вынуждены разъехаться по сёлам. Ожидая наступления со стороны литовских военных сил и готовясь к сопротивлению, представители городских верхов Смоленска пригласили на княжение Мстиславского князя Юрия Лунгвеньевича. Он принял меры к тому, чтобы не допустить нового выступления городской бедноты и в то же время не дать возможности начать активные действия боярам — сторонникам Литвы. Попытка литовского войска взять Смоленск в ноябре 1440 года не удалась. Только в 1441 году в Смоленске была восстановлена литовская власть.

В 80-х годах XV века произошло антифеодальное движение в Пскове, длившееся свыше двух лет. Причинами этого восстания послужили стеснение прав горожан и увеличение повинностей смердов.

Одной из форм классовой борьбы были ереси, направленные против господствующей церкви. Во второй половине XIV века в Новгороде и Пскове появилась ересь стригольников, нашедшая особенно широкое распространение среди городских ремесленников. Стригольники не признавали церковной иерархии и обличали всех её представителей в том, что они являются «стяжателями», получая плату за исполнение церковных служб и наживая таким путём большое имущество. Стригольники были противниками церковных обрядов, не исполняли заупокойных молитв и отрицали исповедь. Официальная церковь в тесном союзе с органами светской власти вела решительную борьбу с «еретиками». Ересь стригольников была близка по своему характеру к средневековым городским ересям Западной Европы.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 773-777.