Япония в V—VII веках: аграрный строй
Процесс разложения первобытнообщинных отношений, классообразования и формирования государства можно проследить на эволюции форм земельной собственности.
Развитие земледелия сопровождалось процессом разложения общин-ной собственности на землю, усилением экономической зависимости общинников от богатой и знатной верхушки, возникновением частной земельной собственности, неразрывно связанным с общественным раз-делением труда и с развитием обмена между общинами. Основными формами частного землевладения стали прежде всего «царские поля» — собственность главы племенного союза и его семьи, обрабатывавшиеся
[20]
при помощи обедневших общинников; зерно с этих полей свозилось ь амбары, находившиеся под наблюдением специальных чиновников. Помимо «царских полей» существовали частные земли родоплеменной знати, которые обрабатывались несвободными. Вводилась триада налогов и повинностей, присущая стадии зарождения и становления феодальных отношений: оброк зерном, налог изделиями ремесла и отработочная трудовая повинность, выполнявшаяся на строительных, ирригационных и осушительных работах.
В VI—VII веках община, основанная на кровнородственных связях, превратилась в сельскую (соседскую) земледельческую общину, базирующуюся на территориальных и хозяйственных связях. Эта община являлась формой существования, присущей последней стадии архаического первобытнообщинного строя, и новой ступенью в развитии производительных сил японского общества.
Внутри соседской поземельной общины периодически проводился передел земли. Индивидуальные семьи получали подушные наделы не в собственность или во владение, а во временное пользование. Вместе с тем лучшие общинные поля присваивались родоплеменной знатью и становились ее частными владениями; на них работали полусвободные землепашцы («табэ») из числа обедневших общинников. Возникают понятия «мое» и «чужое» поле. Однако многие участки (леса, пустоши, озера, пруды) продолжали оставаться в коллективном распоряжении. Такой дуализм сельской общины подрывал устои первобытнообщинного строя и ускорял образование на его развалинах классов и государства, создавая условия для будущего закрепощения сельской общины.
История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970, с. 20-21.