Афон (Филатов, 2011)
Афон (Святая Гора) — узкий гористый полуостров на северо-востоке Греции, выступающий в Эгейское море. Со времен поздней античности оставался необитаемым, не считая святилища Аполлона на вершине горы, разрушенного в правление императора Феодосия I Великого. Первые христианские монахи появились там в VII в., после того как на Шестом Вселенском соборе в 680-681 гг. было принято совместное решение светских и церковных властей о передаче Афона в распоряжение гонимых мусульманами монахов из Сирии, Палестины и Египта. Первоначально монахи преимущественно обитали в пещерах и других естественных укрытиях, устраивали в них небольшие часовни. С началом IX в. на Афоне началось строительство множества монастырей, и вскоре его стали называть Святой Горой. Первое письменное упоминание об афонских монахах встречается у византийского историка Иосифа Гинесия в его описании празднования в Константинополе восстановления иконопочитания в 843 г. Самыми ранними известными афонскими анахоретами были святые Евфимий Новый и Петр Отшельник, жившие в IX в. Хрисовул 872 г. императора Василия I Македонянина (866-886) утвердил за монахами Святую Гору как исключительно им принадлежащую территорию. Около 942 г. император Роман I Лакапин (920-944) предоставил ежегодную субсидию в размере одной номисмы на каждого афонского монаха, установленную для крупных монашеских центров империи. В первой половине X в. на Афоне уже были известны два довольно крупных монастыря: Святого Климента и Ксеропотам. К тому времени сложилась в основных чертах система управления, определились внутренние правила жизни монахов Афона. С 908 г. во главе монашеского самоуправления стоял назначаемый императором прот, председательствовавший в протатоне — совете монастырских старцев. Собрания совета (синаксисы) проводились трижды в год: на Рождество, Пасху и Успение Богородицы в Карее, административном центре полуострова. Одним из первых благотворителей Афона был полководец и император Никифор II Фока (963-969), сделавший значительные пожертвования из добычи, захваченной у сарацин после освобождения о. Крит от мусульманского господства, в том числе ворота дворца критского эмира. На эти средства святой подвижник Афанасий Афонский основал Большую лавру — богатый монастырь, имевший многочисленных насельников, значительную недвижимость, земельные угодья и даже собственный корабль. Некоторое время анахореты противились новым «суетным» формам монашеского общежития на Святой Горе, но в 972 г. император Иоанн I Цимисхий (969-976) дал Афону первый типикон (устав), узаконивший оба вида монашеского бытия, а также права и обязанности прота и игуменов, отношения между иноками и мирянами. С тех пор на Афоне стали гармонично развиваться все виды монашества. Начиная с XI в. Афон сделался одним из главнейших монашеских центров Византийской империи. Благодаря выгодному географическому положению и привилегиям афонские монастыри стали развивать собственную морскую торговлю, приносившую им немалую прибыль. В середине XI в. уже существовали главные афонские монастыри: Большая Лавра (Святого Афанасия), Ватопед, Иверон, Ксеропотам, Дохиар и Есфигмен. Изначально все афонские монастыри подчинялись непосредственно императору, но император Алексей I Комнин (1081- 1118) изменил этот порядок и переподчинил их константинопольскому патриарху, который осуществлял свои полномочия через епископа соседнего города Иерисса. Благоденствие Афона продолжалось вплоть до захвата большей части Византийской империи крестоносцами Четвертого крестового похода. В 1206 г. по распоряжению папы Иннокентия III политическую власть над Афоном получило Фессалоникийское королевство, а церковную — номинальное папское епископство во Фракии. На Святой Горе с появлением крестоносцев начались убийства, грабежи, глумления над монахами и надругательства над святынями, и вскоре большинство монастырей опустело. В 1222 г., после отвоевания Македонии, эпирский деспот Феодор Дука (1215-1224) освободил от латинян и полуостров Афон, а когда в 1261 г. Константинополь вновь стал столицей Византии, Афон восстановил свои связи с Вселенским патриархатом. Однако уже в 1277 г. из-за резкого неприятия святогорцами союза императора Михаила VIII (1259-1282) с папством Михаил послал войско для подавления монашеской крамолы. В ходе этого карательного похода были сожжены многие монастыри и протатон. После смерти Михаила VIII его сыну, императору Андронику II (1272-1328) пришлось приложить значительные усилия, чтобы примириться с афонскими монахами. В 1307-1309 гг. Афон захватили каталонские наемники, разрушавшие монастыри, грабившие монастырские ценности и терроризировавшие монахов. Однако после ухода каталонцев монастыри быстро восстановили свои богатства и продолжили развиваться благодаря пожертвованиям центральной власти и частных благотворителей. В те годы широкое распространение и признание на Афоне получило учение исихазма. Периодически Афонские монастыри страдали от набегов турецких пиратов и военных действий. Некоторое время Афон находился под властью сербского короля Стефана Душана и подчинялся сербскому патриарху. Стефан Душан оказывал покровительство афонским монастырям, при его поддержке основывались новые обители, реставрировались и украшались храмы. На средства местных властей и иностранных правителей были основаны монастыри: Пантократора, Григориат (молдавский), Симонопетра (сербский), Дионисиат (валашский), Святого Пантелеймона (русский) и Кутлумуш. С того времени Афон стал по праву считаться мировым центром православного монашества. В 1371 г. Афон вновь оказался под контролем Константинополя, но ненадолго; в 1383 г. полуостров захватили турки-османы. Афонцы сумели выхлопотать у султана обещание неприкосновенности своих монастырей и их собственности, но этот договор турецкой стороной часто нарушался: обители периодически подвергались разграблению, посевы поджигались, а монахи захватывались в плен. Бесчинства турок прекратились в 1404 г., когда император Мануил II Палеолог (1392-1425) договорился с султаном Сулейманом I о выводе турецких войск с Афона. Константинопольские власти старались по мере возможности поддерживать монастыри, но их силы под османским гнетом иссякали. В 1424 г., когда Афон оказался отрезанным от Фессалоник и возникла реальная угроза нападения турок на полуостров, делегация афонских монахов явилась к султану Мураду II и просила его покровительства. С этого времени Афон опять оказался под турецким игом. Чтобы выживать под тяжелым налоговым бременем, при произволе турецких чиновников и расквартированных солдат, афонцы были вынуждены использовать всю свою изобретательность и значительные финансовые ресурсы, поступавшие от торговой деятельности и в качестве пожертвований. С византийских времен и по сей день вход на Афон запрещен не только женщинам, но также и самкам животных. Монастырские библиотеки Афона содержат множество ценнейших рукописей.
Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 140-143.