Шри-Ланка. Исторический очерк

Обзор историографии. Периодизация истории. Первыми историками были местные монахи, составлявшие хроники. Историческая хроника «Махавамса» была написана в 5 веке на основании более ранних хроник. В ней содержится очень ценный материал по древней истории страны и буддизму (до 4 века). Продолжением ее служит хроника «Чулавамса», состоящая из 3 частей (изложение исторических событий доведено до 18 века). Наибольшую ценность представляют первые 2 части «Чулавамсы», написанные в 14 веке. Много фактов содержат хроники «Никая-санграха», «Пуджавалия» (14 век) и «Раджавалия», а также эпиграфические источники (их обнаружено свыше 2500). Важным источником по периоду развития феодализма является книга англичанина Р. Нокса "An historical relation of the Island of Ceylon", прожившего во 2-й половине 17 века 20 лет в плену на острове. Наиболее крупные исторические труды написаны в 19 и 20 веках цейлонскими (С. Паранавитана, П. И. Пирис, Дж. С. Мендис, Р. Пирис) и европейскими (В. Гейгер, Л. Миле, Дж. Э. Теннент) авторами. Лучшими работами по проблемам новейшего времени являются книги цейлонского историка И. Ф. С. Людовика. В современной историографии разработка истории государства только начинается.

В истории страны можно выделить следующие основные периоды: 1) Первобытнообщинный строй. 2) Возникновение классового общества и ранних государственных образований (до 8 века н. э.). 3) Развитие феодализма (8-18 века). 4) Цейлон под колониальным господством Англии. Развитие капиталистических отношений и рост национально-освободительного движения (конец 18 века - февраль 1948 год). 5) Цейлон после достижения политической независимости: доминион Цейлон (февраль 1948 - май 1972) и Республика Шри-Ланка (с мая 1972 года).

Первобытнообщинный строй. Археологические памятники (палеолита и неолита) свидетельствуют о том, что остров был заселен в глубокой древности. Древние каменные орудия были найдены в различных районах. Они принадлежали охотничьим племенам. Вероятно, эти племена были предками современных веддов.

Возникновение классового общества и ранних государственных образований (до 8 века н. э.). Остров испытал несколько волн миграции, главным образом из Индии. Первые индийские поселенцы во главе с принцем Виджая прибыли на остров в 5 веке до н. э. Индийские переселенцы были земледельческим народом. Они принесли с собой культуру выращивания риса. Население острова смешалось с переселенцами; начала формироваться сингальская народность. Основным занятием населения стало поливное земледелие (рисосеяние). Районами поселений были Север и Юго-Восток острова. Поселения представляли собой замкнутые свободные деревенские общины. Во главе общин стояли выборные старосты. Первое крупное государственное объединение произошло при Деванампиятиссе (3 век до н. э.). Столицей государства стала Анурадхапура, давшая название одному из периодов древней истории. Вопрос об отнесении периода Анурадхапуры к рабовладельческой или феодальной формации еще не решен. В период Анурадхапуры большого развития достигли земледелие и ремесла. На острове была создана совершенная система ирригации. Тесные государственные и культурные контакты с Индией способствовали проникновению на остров буддизма (3 век до н. э.). Буддизм стал государственной религией. Важную роль в хозяйственной и культурной жизни начали играть буддийские монастыри. В руках буддийского духовенства сосредоточились крупные земельные владения. В 5 веке н. э. страна подвергалась набегам тамильских завоевателей - выходцев из Южной Индии. К этому времени единое государство распалось на ряд самостоятельных государств. Столица одного из них была расположена на скале Сигирия. Междоусобные распри облегчили захват значительной части острова тамилами. Борьба между тамильскими и сингальскими правителями окончилась восстановлением сингальской династии (6 век). Анурадхапура вновь стала столицей государства.

Развитие феодализма (8-18 века). С 8 века в стране стали развиваться феодальные отношения. Глава государства являлся верховным собственником земли. Все земледельцы обязаны были платить ему налог, величина которого зависела от качества земли. Широкое распространение получила практика дарения земель и деревень за службу. Происходило закабаление свободных общинников и превращение их в зависимых крестьян. Крестьянство подвергалось жестокой эксплуатации. Часто земли и деревни дарились буддийским монастырям. С ростом экономия, могущества буддийских монастырей увеличилось влияние верхушки буддийского духовенства на политику государства. Государственный аппарат приобрел стройную иерархическую структуру. До 13 века столица государства почти все время находилась в Полоннаруве, давшей название этому периоду истории страны. Страна была разделена на провинции, области и районы; во главе их стояли чиновники. Низшей административной единицей была деревенская община (гама). При главе общины существовал деревенский совет, который ведал делами общины. Большого развития в 8-10 веках достигли ремесло и торговля. На острове не затихала борьба крупных феодалов за престол. Иногда правителям приходилось освобождать столицу от узурпаторов из южноиндийских государств (Пандья, Чола и Чера). В 1-й половине 12 века сингальское государство распалось на районы, не подчинявшиеся центральному правительству. Паракрамабаху I (1153-1186) подавил сепаратизм крупных феодалов и вновь создал единое централизованное государство. Но бесконечные войны наносили огромный ущерб стране. Разрушалась ирригационная сеть, целые районы приходили в запустение. В 13 веке началось усиленное переселение жителей на Юго-Запад острова и в округа Центрального нагорья. Государство вновь распалось на ряд независимых феодальных владений. Сепаратизм феодалов и многочисленные войны препятствовали объединению страны. На Западе и Юго-Западе острова возникло (15 век) сингальское феодальное государство Котте. На землях государства Котте выращивалось коричное дерево, кокосовая и арековая пальмы. Торговля корицей приносила огромные доходы. В 15 веке в округах Центрального нагорья образовалось феодальное государство Канди. Жители государства Канди занимались выращиванием риса на террасированных склонах гор, а также пастбищным скотоводством. На Севере острова в 70-х годах 15 века возникло тамильское феодальное государство Джафна. Успешная попытка объединить сингальское государство была предпринята в середине 15 века Паракрамабаху VI. После его смерти сингальское государство вновь распалось. Политическая раздробленность и экономическая слабость страны облегчили проникновение на остров европейцев.

В 1505 году у берегов острова появилась первая португальская эскадра. В 1517 году между португальцами и правителем государства Котте было заключено торговое соглашение. Португальцы получили возможность вывозить корицу и другие товары, а также строить торговые фактории и форты. Опорным пунктом португальских владений стал форт Коломбо. Вдоль западного побережья острова португальцы создали сеть морских фортов. Для упрочения своего господства они использовали обращение местного населения в католичество. В 1551 году с помощью португальцев престолом в государстве Котте завладел правитель Дхармапала, принявший католичество. Распространение католичества и тесное сотрудничество Дхармапалы с португальцами вызывало недовольство самых разнообразных обществ, слоев. Патриотические силы в 1565 году сумели изгнать захватчиков из государства Котте и подчинить своему влиянию правителя государства Канди. Только получив подкрепление от вице-короля в Гоа, который был главой всех португальских владений на острове, португальцы вскоре сумели разгромить войска местных правителей. Под властью португальцев оказались прибрежные районы Севера, Запада и Юго-Запада острова. Завоеватели стали выступать против государства Канди, строить на его границах военные форты и совершать набеги на его территорию. Политика португальских завоевателей вызвала протест со стороны кандийцев. В 1594 году правитель государства Канди Вимала Дхарма Сурия I нанес португальским захватчикам тяжелое поражение. Это послужило сигналом к крупному восстанию. В 1596 году восстание было подавлено португальцами. Однако длительные войны с государством Канди окончились поражением португальских захватчиков. Не смогли они также противостоять наступлению голландцев. В 1658 году голландцы захватили Коломбо и окончательно изгнали португальцев с острова. Во 2-й половине 17 века голланские захватчики завладели около ¼ территории острова. Государство Канди сохранило независимость. Высшая военная и гражданская власть находилась в руках голландского губернатора, он был ставленником совета директоров голландской Ост-Индской компании. Компания монополизировала торговлю корицей и другими товарами. Она захватила крупные участки земли. Голландцы заставляли крестьян в принудительном порядке заниматься разведением коричного дерева и облагали их тяжелыми налогами. Большие доходы приносила голландцам торговля продуктами кокосовой и арековой пальм. Специализация многих районов на производстве товарных культур способствовала развитию товарно-денежных отношений. Но на занятие торговлей требовалось разрешение голландской Ост-Индской компании. Голландские колонизаторы жестоко эксплуатировали население страны. В 1723 году произошло крупное восстание сборщиков корицы, которое было подавлено колонизаторами. Голландцы вели борьбу с кандийцами за господство над торговыми городами на Восоке острова. Эта борьба шла с переменным успехом.

В 18 веке в стране наблюдался процесс замены условных земельных держаний частной собственностью крупных феодалов. Постепенное разложение общины приводило к образованию частной собственности на землю общинной верхушки и появлению мелкокрестьянского наследственного землевладения. Во 2-й половине 18 века Голландия вела колониальные войны с Англией. На протяжении 1795-1796 годов английские войска изгнали голландцев с острова и подчинили его своей власти.

Период завоевания страны европейцами был временем упадка в архитектуре, скульптуре и живописи, гибели многих буддийских рукописей и книг. Были разрушены и разграблены буддийские храмы и монастыри. Лишь в области поэзии были созданы крупные произведения.

Цейлон под колониальным господством Англии. Развитие капиталистических отношений и рост национально-освободительного движения (конец 18 века - февраль 1948 года). Захваченные английскими колонизаторами области острова были в административном отношении включены в Мадрасское президентство, находившееся в ведении английской Ост-Индской компании. Англичане ввели новые налоги. Особенно тяжелой для крестьянства была выплата налогов в денежной форме. Хищнические методы эксплуатации привели к крупному антианглийскому восстанию в конце 1796 года. Восставших поддержали кандийцы. Английские власти подавили восстание, но были вынуждены отменить некоторые налоги и провести административную реформу. Английское правительство назначило на Цейлон губернатора и высших административных чиновников. С 1802 года Цейлон стал отдельной колонией Англии. Для упрочения своего господства английские колониальные власти решили ликвидировать независимое государство Канди. Во главе государства Канди стоял Шри Викрама Раджасингхе, против которого выступали многие представители кандийской знати. Но когда в 1803 году началась война с англичанами, он сумел организовать отпор колонизаторам. Война закончилась в 1805 году поражением английских войск. Для того чтобы укрепить армию, Шри Викрама Раджасингхе ограничивал доходы феодальной знати. Ему приходилось вести борьбу с заговорщиками. В январе 1815 года английские колонизаторы начали новую войну с государством Канди. Англичане сумели разгромить кандийскую армию. 2 марта 1815 года было аннексировано государство Канди - последний оплот независимости цейлонцев. Оккупация государства Канди обострила отношения между кандийскими феодалами и английскими колонизаторами. В 1818 году почти вся территория бывшего государства Канди была охвачена антианглийским восстанием, его возглавляла кандийская знать и буддийское духовенство. Английские колонизаторы со страшной жестокостью расправились с восставшими. Кандийская феодальная знать лишилась многих привилегий. Территория бывшего государства Канди была разбита на 11 округов и поставлена под контроль английских чиновников. На всем острове была установлена единая административно-налоговая система. Новые административные реформы были проведены в 1833 году. При губернаторе был создан совещательный орган - Законодательный совет. Английские власти конфисковали у кандийской знати крупные участки земли, на которых создавали плантации корицы. В 1833 году было отменено монопольное право английской Ост-Индской компании на торговлю корицей и другими товарами. Это право перешло к колониальным властям.

С 30-х годов 19 века началось разведение новой плантационной культуры - кофе. В плантации превращались захваченные у крестьян земли. Развитие плантационного хозяйства изменяло структуру экономики страны. Разведением кофе занимались многие представители колониальной администрации. В районах плантаций началось строительство дорог. Появилась прослойка цейлонцев, занятых обслуживанием нужд плантаторов. Некоторые цейлонцы тоже занимались производством кофе. Местные плантаторы выросли из торгово-ростовщических элементов и из среды крупных феодалов, сотрудничавших с колониальными властями. Расширение плантационного хозяйства требовало значительных средств. Колонизаторы увеличивали налоговое бремя. Введение новых налогов обострило недовольство различных слоев населения английской политикой. В 1848 году в Канди, Матале и Курунегале произошли антианглийские выступления крестьян. Руководство восстанием попало в руки кандийской знати и буддийского духовенства. Один из руководителей восстания Пуран Аппу был коронован королем Канди. Это вызвало недовольство других руководителей. Разрозненные крестьянские отряды не могли оказать серьезного сопротивления английским войскам. Используя военную машину, колонизаторы сумели в короткий срок подавить восстание. Руководители восстания были убиты. Земли участников восстания были конфискованы колониальными властями. В 50-х годах огромные земельные массивы были обращены в кофейные плантации. Очень остро стояла проблема обеспечения их рабочей силой. На плантациях острова использовался труд завербованных индийских кули, которые подвергались чудовищной эксплуатации. Развитие экономики страны было подчинено запросам колонизаторов. Основные капиталовложения направлялись в плантационный сектор. Создавались промышленные предприятия, занятые переработкой продуктов плантационного хозяйства. Продукция этих предприятий шла на экспорт, главным образом в Англию. Разведение товарных культур подорвало продовольственный баланс страны. Производство риса и других продовольственных культур велось примитивными методами. Во 2-й половине 19 века процесс экспроприации владельческих прав крестьянства настолько усилился, что многие крестьяне полностью лишились земли и вынуждены были арендовать ее на кабальных условиях. До 1880 года основной плантационной культурой был кофе. В 90-х годы его сменил чай *. На многие годы производство чая стало основой экономики страны. Другими важнейшими плантационными культурами стали каучуконосы и кокосовая пальма. Ключевые позиции в производстве и экспорте плантационных культур занимали колонизаторы. Цейлонские землевладельцы также занимались производством продуктов плантационного сектора, но местный капитал находился в подчиненном положении.

Нарождавшаяся цейлонская буржуазия начала требовать предоставления ей определенных политических и экономических прав. Стала складываться местная буржуазная интеллигенция. Проводимая английскими колонизаторами политика торможения развития национальной промышленности Цейлона порождала противоречия между местной буржуазией и колонизаторами. Первая национальная общественно-политическая организация - Цейлонская лига возникла в 1864 году. Члены этой организации требовали расширения участия цейлонцев в управлении страной, в частности предоставления им большинства мест в Законодательном совете. Во 2-й половине 19 века получило развитие просветительство и религиозное реформаторство (буддизм, индуизм). Публичные диспуты между христианскими и буддийскими проповедниками способствовали пробуждению интереса цейлонского народа к национальной культуре. В 1860 году появились первые газеты на сингальском языке, в которых печатались рассказы местных писателей. Движение за возрождение национальной культуры помогало становлению национального самосознания. Многие активные борцы за возрождение национальной культуры (Анагарика Дхармапала, Дж. д' Алвис, Ананда Кумарасвами и др.) принимали участие в антиколониальном движении. Критика английских колониальных порядков со стороны цейлонской буржуазии усилилась в начале 20 века. Большое влияние на развитие антиколониальной борьбы на Цейлоне оказало национально-освободительное движение народов Индии. На острове возникали новые буржуазные политические организации, требовавшие осуществления конституционных реформ. Лидерами национально-освободительного движения были Дж. Пирис, П. Аруначалам, П. Раманатхан, Д. Б. Джаятилака, Э. В. Перера. В 1912 году была введена конституция, по которой цейлонская буржуазия увеличила число своих представителей в Законодательном совете, но не получила большинства мест. Во 2-й половине 19 - начале 20 веков страна окончательно превратилась в аграрно-сырьевой придаток английской метрополии. Большинство рабочего класса составляли плантационные рабочие, главным образом выходцы из Индии, а также портовый и железнодорожный пролетариат, строительные и муниципальные рабочие, рабочие мелких предприятий и мастерских.

В годы 1-й мировой войны усилилась колониальная эксплуатация страны. Зависимость экономики острова от ввоза продовольствия и важнейших промышленных товаров поставила население страны в очень тяжелое положение. Стихийные выступления беднейших групп городского и сельского населения в 1915 году, направленные против мусульманских торговцев и ростовщиков, использовавших трудности военного времени для увеличения цен на рис и другие товары, были подавлены колонизаторами со страшной жестокостью. Репрессии обрушились не только на участников выступлений, но и на лидеров национально-освободительного движения, которые не были к ним причастны. Чтобы оправдать аресты невинных людей и введение чрезвычайного положения, английские колониальные власти объявили о наличии будто бы против них заговора. Террор английских колонизаторов породил чувство протеста и толкнул новые группы цейлонского народа на освободительную борьбу.

Начало общего кризиса капитализма ознаменовалось ростом антиимпериалистического движения в стране. Возглавляемое национальной буржуазией, это движение велось в форме борьбы за демократические реформы. В мае 1917 года одним из лидеров цейлонской буржуазии П. Аруначаламом была основана Цейлонская лига реформ. 15 декабря 1917 года была созвана конференция представителей буржуазии для пересмотра конституции. Первая крупная политическая партия Цейлонский национальный конгресс сформировалась в декабре 1919 года. Ее создателями были крупные политические деятели: П. Аруначалам, П. Раманатхан, Д. Б. Джаятилака, Д. С. и Ф. Р. Сенанаяке и др. Основные пункты программы этой партии касались создания выборного большинства в Законодательном совете, осуществления принципа территориального представительства, образования ответственного правительства. Стремясь приостановить рост антиимпериалистического движения, английские власти провели в 1924 году реформу конституции страны. Впервые создавалось выборное большинство цейлонцев среди членов Законодательного совета. Но колониальный статут страны остался неприкосновенным.

Великая Октябрьская социалистическая революция в России оказала влияние на подъем рабочего движения на острове в 20-х годах. В начале 20-х годов происходили первые крупные забастовки цейлонского рабочего класса. В 1922 году была создана первая организация рабочего класса - Цейлонский рабочий союз. Политическая и экономическая борьба трудящихся страны активизировалась в годы мирового экономического кризиса. Цейлонская буржуазия использовала общее недовольство колон, порядками для получения особых привилегий. В 1931 году была введена новая конституция Цейлона, так называемая конституция Дономора (по фамилии главы специальной миссии английского кабинета, посланной на Цейлон), по которой создавался выборный парламент - Государственный совет. Важной политической победой цейлонцев было введение в 1931 году всеобщего избирательного права (прежде действовал принцип общинного представительства). Члены Цейлонского национального конгресса завоевали большинство мест в Государственном совете на выборах 1931 года. Представители крупной сингальской буржуазии получили ограниченную возможность участвовать в решении внутренних дел Цейлона. В начале 30-х годов появились первые марксистские кружки, наладившие связь с рабочим классом. Началось широкое антиимпериалистическое движение. В 1935 году была основана партия Ланка сама самадж парти (ЛССП, Социалистическая партия Ланки). Накануне 2-й мировой войны под ее руководством было создано много профсоюзов.

2-я мировая война принесла огромные тяготы цейлонскому народу. Особенно остро стоял продовольственный вопрос, так как японская оккупация Бирмы привела к потере Цейлоном традиционного рынка импорта риса. Потребление риса и других видов продовольствия трудящимися сильно сократилось. Стоимость жизни за годы войны возросла более чем вдвое. Рост цен на предметы первой необходимости значительно опережал увеличение заработной платы. Экспорт продуктов плантационного сектора продолжал приносить крупные прибыли английским фирмам и крупным цейлонским плантаторам. Цейлонский национальный конгресс оказал Англии поддержку в годы войны и вместе с тем выдвинул требование ликвидации колониального режима после окончания войны. Решительную борьбу по сплочению демократические сил и за предоставление стране независимости повела созданная в июле 1943 года Коммунистическая партия Цейлона. Рост антиимпериалистического движения заставил английское правительство назначить комиссию по выработке новой конституции Цейлона. В 1945-1946 годы были опубликованы отчет комиссии и проект новой конституции страны. Отказ английских империалистов от немедленного предоставления стране независимости поднял широкую волну протеста. Произошло много крупных выступлений трудящихся, в том числе всеобщая стачка в мае - июне 1947 года. Под напором национально-освободительного движения ** народов Цейлона и соседних стран Азии английское правительство 4 февраля 1948 года предоставило Цейлону независимость на правах доминиона.

Э. Д. Талмуд. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ - ТЯНЬ-ЯШТУХ. 1976.

Примечания «ИГ»

* — В 90-х годы его [кофе] сменил чай». — Дело в том, что примерно в 1880 году плантации кофе поразило некое грибковое заболевание (типа фитофторы у томатов). Борьба с этой напастью не давала результатов, кофейные кусты вновь и вновь заболевали, урожайность упала. Поэтому было принято решение: на всём острове заменить прежнюю основную сельскохозяйственную культуру на новую, а именно: на выращивание вместо кофе чая. С тех пор Цейлон (Шри-Ланка) стала чайным островом.

** — «Под напором национально-освободительного движения…» — Марксистко-ленинская методология советских исторических исследований не предусматривает иного объяснения для окончания колониального статуса территории. Объяснение одно: трудящиеся массы вынудили империалистов пойти на уступки. Как ни печально будет читать эти строки современным марксистам-ленинцам, но освобождение Индии и Цейлона Великобритания произвела по своим внутренним причинам, а именно: начиная с 1900 года, элита Англии приступила к мероприятиям по замене колониального управления заморскими территориями новыми формами эксплуатации, которые позже получили наименование «неоколониализм». В какой-то исторический момент (рубеж XIX и XX веков) прежние методы владения миром стали восприниматься высшим слоем английской элиты, управляющими крупнейших банковских групп, как слишком затратные. Содержание армии и администрации в каждом колониальном владении стало слишком обременительным в новых условиях. Верные элите управленческие кадры были нужны для организации целых двух мировых войн, для своего рода переформатирования территорий, ранее заселенных англосаксонским населением (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия). Взять необходимые для решения новых задач кадры больше негде – только из колониальных администраций. В колониальных владениях Англии начинается работа по истреблению структур, способных к сопротивлению, и к выращиванию компрадорского слоя, которому в середине XX века предстоит передать функции управления. Проще говоря, зачистка под ноль местных национально мыслящих слоёв населения и воспитание «пятой колонны», способной заменить собой английскую администрацию. Как мы знаем сегодня, запланированный ориентировочно в 1900 году переход к «неоколониализму» приобрел лавинообразный характер в 1968 году. Однако в Индии и на Цейлоне он произошел раньше – в 1948-1949 годы. Эти территории были в каком-то смысле экспериментальными.