Павловск: Дворец-музей, Вольерный участок…

ДВОРЕЦ-МУЗЕЙ — «ВОЛЬЕРНЫЙ УЧАСТОК» — «БОЛЬШИЕ КРУГИ» — «СТАРАЯ» И «НОВАЯ СИЛЬВИЯ» — ДОЛИНА РЕКИ СЛАВЯНКИ. Здание Большого дворца служит композиционным центром всей планировки парка и хорошо просматривается почти из всех его участков. Расположенный на высоком правом берегу река Славянки (около городского моста) дворец одним из своих флигелей граничит с городом (ул. Революции, д. № 20). Это высокое каменное здание с золотистой окраской стен, увенчанное куполом с колоннадой из 64-х колонн. Центральный корпус с отходящими от него одноэтажными галереями, ведущими к боковым флигелям, построен по проекту архитектора Ч. Камерона в 1782—1786 годы. Надстройка боковых квадратных корпусов и пристройка к ним замыкающих парадный двор флигелей выполнены архитектором В. Ф. Бренна в 1790-х годах. Начиная с 1803 года, над отделкой залов дворца работал архитектор А. Н. Воронихин. В 1822 году архитектор К. И. Росси пристроил с северо-западной стороны помещение библиотеки.

Четкое членение архитектурных масс, удачно найденные их пропорции, простота и строгость отделки, умелое сочетание фасадов с окружающими пейзажами — таковы художественные достоинства дворца. Лепка и роспись, мрамор и позолота, резьба и художественные ткани были использованы архитекторами для оформления залов дворца, среди которых особенно выделялись «Итальянский», «Греческий», «Кавалерский», «Тронный», «Залы войны и мира» и парадные комнаты северной и южной анфилад. Пожар, учиненный во дворце фашистскими захватчиками, сильно повредил, но не уничтожил архитектурную отделку, что и позволило вести реставрацию.

Познакомившись с выставкой «Художественный ансамбль Павловска» и музейными залами южных корпусов дворца, можно осмотреть придворцовые участки парка, находящиеся в центральном районе.

Этот район, расположенный возле дворца, особенно интересен разнообразием планировки, большим количеством скульптуры, павильонов и других архитектурных сооружений.

К юго-западной части дворца примыкает «Собственный садик» — один из самых ранних по планировке участков центрального района. Он оформлен по проекту арх. Ч. Камерона в 1780-х годах. Планировка его задумана по типу голландских садиков с геометрически правильно расположенными дорожками и многочисленными цветочными клумбами. В примыкающей к городу части садика в 1801 году по проекту архитектора Ч. Камерона был сооружен павильон «Трех Граций». Это широкая, украшенная балюстрадой терраса с колоннами; на фронтонах ее находятся лепные барельефы с изображением Аполлона и Минервы. В центре на мраморном пьедестале помещена давшая павильону название группа «Трех Граций», выполненная из цельного куска мрамора скульптором П. Трискорни.

С восточной стороны дворца к парадному его двору проложена широкая Тройная липовая аллея. Ее деревья посажены в 1780-х годах. Если смотреть со стороны парадного двора на центральную дорогу аллеи, то она кажется бесконечной, так как переходит в широкую просеку Ям-Ижорской дороги. По сторонам аллеи неподалеку от дворца были распланированы участки «Вольерный» и «Большие круги».

«Вольерный участок» (архитектор Ч. Камерон) состоит из двух частей — пейзажной, примыкающей ко дворцу, и регулярной, начинающейся за павильоном «Вольер» и идущей до «Парадного поля». Регулярная часть распланирована в виде затейливого спиралевидного лабиринта. Эта планировка, запущенная в XIX веке, вновь восстановлена в 1956 году по архивным чертежам Ч. Камерона. Название участка произошло от павильона «Вольер» (архитектор Ч. Камерон), предназначавшегося в XVIII веке для размещения редкостных певчих птиц. По своим архитектурным формам павильон является замечательным образцом русской классики, где красота форм достигается не обилием украшений, а соразмерностью частей, тщательно выисканными пропорциями и скромной отделкой. Роспись потолков сделана живописцами Ф. Мясниковым и И. Ивановым. В настоящее время в павильоне находятся библиотеки-читальни для взрослых и для детей.

Там, где заканчивается лабиринтная планировка, расположен «Павильон Росси». Это красивая беседка с колоннами на широком гранитном цоколе, завершающаяся полукуполом (построена в 1814 году по рисункам архитектора К. И. Росси). Павильон в настоящее время используется как открытая эстрада.

«Большие круги» — наиболее парадный участок парка, расположенный напротив «Вольерного участка» между Тройной липовой аллеей и долиной реки Славянки. Планировка этого района выполнена архитектором В. Бренна в 1799 году. Центральная аллея соединяет две круглые площадки, от которых радиально расходятся дорожки, проложенные между цветочными клумбами. В центре каждой из таких площадок устроены круглые гранитные возвышения со ступенями, где на постаментах установлены мраморные статуи работы итальянского скульптора П. Баратта, приобретенные в Италии еще по заказу Петра I. На ближайшем ко дворцу круге находится статуя «Мир», на втором круге — статуя «Правосудие».

Неподалеку от второго круга расположена площадка, окруженная кустами акации и деревьями, вершины которых при подстрижке создавали сомкнутый полог. Это — зеленая «Беседка Росси», украшенная чугунными вазами. Устроена она по проекту архитектора Росси в 1815 году.

Рядом находится сложенный из крупных булыжных камней «Молочный домик» — один из старейших павильонов парка, построенный в 1782 году архитектором Ч. Камероном. В XVIII веке здесь устраивались завтраки для первых владельцев парка и их гостей.

Участок «Больших кругов» вместе с «Вольерным участком» заканчивается у Театральной аллеи, где расположена братская могила со скромным гранитным памятником в центре большой клумбы. Здесь в 1919 году похоронены участники гражданской войны, погибшие в борьбе за дело социалистической революции.

Театральная дорога начинается от улицы Революции, огибающей парк с запада и с юга.

При входе в парк на ней установлены каменные Театральные ворота (архитектор В. Бренна). Эта широкая красивая дорога, украшенная по обочинам большими гранитными валунами, ведет к району «Старой Сильвии» с 12 дорожками.

Планировка «Старой Сильвии» принадлежит архитектору В. Бренна (1795 год). В центре района находится большая круглая площадка, обсаженная дубами. От нее расходятся 12 дорожек-аллей, окаймленных кустами стриженой акации. По границам района эти дорожки охватываются кольцевой аллеей. В «Старой Сильвии» сосредоточена лучшая скульптура парка. На центральной площадке вокруг статуи Аполлона размещены статуи девяти муз, а также изображения Венеры Каллипиги, Меркурия и богини цветов Флоры.

По концам дорожек с восточной стороны района размещены статуи Ниобид, Все они отлиты из бронзы мастерами В. Можаловым, В. Екимовым и Э. Гастеклу в Петербургской Академии художеств по моделям скульптора Ф. Г. Гордеева.

Одна из дорожек «Старой Сильвии» подводит к павильону, названному в XVIII веке «Памятником родителям» (1786 год, архитектор Ч. Камерон). Павильон сооружен в виде античного надгробия с глубокой нишей в каменной стене, где на высоком постаменте помещена скульптурная группа: скорбная фигура женщины, склонившейся к урнам, и Гений, закрывающий урну покрывалом. Прекрасные пропорции фигур и выразительность лиц в этом памятнике позволяют отнести его к числу лучших работ скульптора И. П. Мартоса.

Каждая из дорожек, идущих от круга к северу, завершается каким-либо сооружением: каменным амфитеатром со статуей Весталки, беседкой с мраморной скульптурной группой, площадкой с итальянской статуей «Борца», привезенной в Россию из виллы Боргезе. От этой последней площадки каменные ступени ведут к Руинному каскаду, сооруженному над стоком Старосильвийских прудов, вода из которых устремляется к р. Славянке. Перейдя мост Руинного каскада и дорогу, ведущую к «Пиль-башне», можно попасть в район «Новой Сильвии».

«Новая Сильвия» расположена на правом берегу р. Славянки и тянется от Пильбашенного до Новосильвийского моста. Вход в этот район со стороны Руинного каскада украшен бронзовой статуей Аполлона Кифареда, увенчанного лавровым венком и держащего в руках кифару. В древних мифах Аполлон с кифарой именовался Музагетом (предводитель муз). Статуя отлита в Петербургской Академии художеств по модели скульптора Ф. Г. Гордеева в 1798 году. За статуей Аполлона Кифареда начинаются пять параллельно идущих дорог, проложенных вдоль всего района; местами эти аллеи сходятся к объединяющим их площадкам.

По центральной аллее «Новой Сильвии», перейдя ров и свернув направо, можно попасть через чугунные воротца к «Мавзолею» (1807—1808 годы, архитектор Тома де Томон). Здание «Мавзолея» сложено из желтого песчаника, а вход оформлен в виде античного портика с монолитными колоннами из темного гранита, которые поддерживают треугольный фронтон с надписью: «Супругу благодетелю». Внутри павильон украшен скульптурной группой из белого мрамора, выполненной И. П. Мартосом. Сочетание строгих форм архитектуры с суровым окружающим пейзажем, в котором преобладают сомкнутые плотной стеной темные ели и высокие сосны, должно было, по замыслу художника, создать впечатление торжественности. Несколько поодаль от «Мавзолея» ближе к берегу Славянки находится колонна из розового мрамора, возвышающаяся на постаменте, установленном на небольшом холмике. Это колонна «Конец света», названная так, видимо, в связи с тем, что здесь некогда находилась пограничная часть парка.

Через аллеи «Новой Сильвии» и Новосильвийский мост можно подняться по склону левого берега реки Славянки до района «Большой звезды» и дальше по дороге (к району спортплощадок) — к долине реки Славянки.

Долина реки Славянки является богатейшим по разнообразию пейзажей районом. Первоначально была осуществлена планировка придворцовой части, выполненная по проекту Ч. Камерона. Главнейшей постройкой этого участка был Большой дворец. Неподалеку от него на берегах Славянки построены павильоны «Колоннада Аполлона», «Холодная баня» и «Храм дружбы». Все эти постройки сооружены по проекту Ч. Камерона в стиле классицизма. Их отличают простота и строгая соразмерность форм, изящество и гармоническое сочетание с окружающим пейзажем.

«Колоннада Аполлона» (1780—1783 годы) размещена так, что ее хорошо видно из окон дворца. В центре двойного ряда колонн, расположенных по кругу, установлена статуя Аполлона Бельведерского (отлитая по образцу античной статуи, хранящейся во дворце папы римского в Бельведере).

В 1817 году замкнутый круг колоннады был разрушен грозой, что, по мнению строителей парка, придало ей романтический вид античных руин. И поэтому разрушенные архитектурные детали разместили около статуи, не восстанавливая замкнутого кольца колоннады.

Особенно хороши мосты в этой части долины реки Славянки. У дворца был сооружен Большой каменный мост, через который шла проезжая дорога из Царского Села в Ям-Ижоры. Несколько  ниже по реке перед «Холодной баней» находится изящный мост Кентавров, выполненный каменщиком Н. Яковлевым. По обеим сторонам моста в 1805 году установлены мраморные статуи кентавров. Еще ниже по течению реки Славянки с северной стороны дворца в 1800-х годы устроены Черный и Горбатый мостики. Чугунный мостик у «Храма дружбы» выполнен по проекту арх. К. И. Росси в 1823 году. Последний в этой части долины Висконтьев мост сооружен из светлого известкового камня с высоким овальным выгибом над водой.

Хороши небольшие чугунные воротца около «Холодной бани», украшенные вазами с изображением фруктов, исполненные в 1820 году по рисунку архитектора К. И. Росси. Эффектна Большая каменная лестница с террасообразно расположенными площадками, ведущая от реки Славянки к дворцу (1799 год, архитектор В. Бренна). У нижних ее ступеней установлены чугунные фигуры львов, а наверху — вазы и балюстрада.

Дорога от лестницы ведет к одному из самых красивых павильонов парка — «Храму дружбы», сооруженному в 1782 году по проекту архитектора Ч. Камерона. Он построен в виде античной ротонды с колоннадой и куполом. Строителям «Храма дружбы» — архитектору Г. Пильникову, мастерам П. Королеву, И. Кускову и А. Лисицыну — удалось создать прекрасную постройку. В зависимости от того, откуда рассматривается павильон, он кажется то фарфорово-миниатюрным, то монументально-величественным. Искусно выполнены лепные украшения: изящные веточки, сложенные в венок, чередуются с изображениями дельфинов — символом семейной любви и дружбы. Сооружая рядом с «Храмом дружбы» Чугунный мостик, К. И. Росси повторил изображение дельфинов на постаментах под вазами.

Между «Храмом дружбы» и Висконтьевым мостом на левом берегу реки Славянки в 1787 году по проекту Ч. Камерона был сооружен Большой каскад. В 1794 году архитектор В. Бренна оформил каскад каменной балюстрадой с вазами. Воды каскада должны были наполнять искусственно созданное Круглое озеро в долине реки.

В 1790-х годах, когда парк стал расширяться и добавились районы «Старой» и «Новой Сильвии», архитектор В. Бренна оформил пейзажи на берегах реки Славянки. По его проекту сооружены Каменный и Зеленый амфитеатры; первый служит местом для зрителей, второй (напротив на левом берегу) — сценой.

У самой реки в 1795 году архитектор В. Бренна возвел павильон «Пиль-башня» — круглую каменную постройку с конической кровлей. Стены этого павильона покрыты фресковой живописью, выполненной художником П. Гонзаго. Рядом находится сооруженный в 1807— 1808 годы по проекту А. Н. Воронихина Пильбашенный мост с красивыми чугунными перилами. За ним, примыкая к району «Новой Сильвии», начинается самая живописная часть долины р. Славянки, получившая название «Красной долины».

Участок «Красной долины» оформлен по проекту итальянского живописца П. Гонзаго. В числе украшающих долину построек можно назвать «Руины», сооруженные Ч. Камероном в виде полуразрушенной стены с аркадами и лестницами. Неподалеку от «Руин» был построен каменный Новосильвийский мост с плавным выгибом арки над рекой. Вместо обычных перил мост был украшен березовыми стволами, укрепленными в специально насыпанных грудах камней. Там, где граница парка сливается с полями окрестных деревень, в 1801 году по проекту архитектора Ч. Камерона возник затейливой архитектуры павильон, состоящий из двух соединенных аркой частей. Это — «Краснодолинный павильон», с крыши которого открывается вид на окружающие парк поля.

Путеводитель по Ленинграду. Л., 1957, с. 652-661.

Tags:

Рубрика: