Лаос с древности до конца 17 века
Первобытнообщинный строй (до середины 1-го тысячелетия н. э.). Древнейшие следы пребывания человека на территории Лаоса относятся к верхнему палеолиту (бакшонско-хоабиньская культура). В мезолите здесь жили охотничье-рыболовческие племена, близкие по материальной культуре к северо-вьетнамским. С 5-4-го тысячелетий до н. э. по середину 1-го тысячелетия до н. э. в Лаосе существовала неолитическая местная культура (вариант культуры плечикового топора), близкая к варианту этой культуры в Юго-Восточном Индокитае. В долинах Лаоса в это время развивалось рисоводство, в горах - охота и скотоводство. По своей этнической принадлежности большинство неолитического населения Лаоса относилось к аустро-азиатам. С середины 1-го тысячелетия до н. э. население Лаоса начало применять бронзовые орудия, установились связи с древними тайскими княжествами: Ба, Шуи и Дянь в верховьях реки Янцзы и позднее - с лак-вьетским государством Аулак. С этого времени таиязычные элементы начали играть значительную роль в истории Лаоса. На рубеже нашей эры в Северном Лаосе возникла самобытная культура раннежелезного века, для которой типичны мегалиты в виде кувшинов; высокого уровня развития достигли ремесло и сельское хозяйство (ирригация), оформилась сложная родоплеменная организация. На протяжении 1-й половины 1-го тысячелетия н. э. на территории Лаоса усилилось политическое и экономическое влияние кхмерского государства Фунань.
Ранний феодализм (середина 1-го тысячелетия н. э. - 17 век). Время образования феодальных княжеств (середина 1-го тысячелетия н. э. - 13 век). Сменившие Фунань кхмерские государства Ченла Земли (в 6-8 веках) и Камбуджадеша (в 9-12 веках) включали в свой состав районы современного Южного и Центрального Лаоса, где возникли кхмерские крепости и города. В 6-12 веках на территории Лаоса складывались классовые отношения в формах, близких кхмерским, в это же время на территории Лаоса во все большем количестве расселялись таиязычные предки лаосцев, у которых разложение племенной организации сменилось возникновением классового феодального общества. В 9 веке начались походы тайцев из их государства Наньчжао в Северный Вьетнам через Северный Лаос, где возникли первые лаосские и тайские феодальные княжества, вскоре начавшие борьбу с Камбуджадешей. В 10-12 веках их число растет, лаосцы и таи массами двигаются к Югу, осваивая всю территорию Лаоса и Таиланда. К началу 13 века таи-лаосский компонент стал доминировать в Северном и Центральном Лаосе над местным аустро-азиатическим. В 80-х годах 13 века Северный Лаос вошел в состав тайского государства Сукотаи, в рамках которого тайско-лаосская основа смешивалась с аустроазиатическим субстратом и подвергалась кхмерским и индийским влияниям. Господствующей религией классового общества стал буддизм теравадского толка, постепенно вытеснивший индуистские и местные агошистические верования; оформилась письменность (восходящая к кхмерской). Наиболее крупным из лаосских княжеств, подчиненных Сукотаи, было княжество Мыанг-Шва в долине реки Нам-Ун.
Время централизованного раннефеодального государства (14-17 века). В 1353 году княжества Лаоса были объединены в единое крупное государство Лансанг. Первым правителем Лансанга был Фа Нгун (1353-1373), зять кхмерского императора Джайявармана Пара-мешвары. Столицей Лансанга при Фа Нгуне стал Мыанг-Шва (современный Луанг-Прабанг), центр собственного княжества Фа Нгуна, вокруг которого он объединил восточные лаосские княжества. После многочисленных завоеваний Фа Нгуна территории Лансанга приблизительно соответствовала территории современного Лаоса и Восточного Таиланда; это было одно из крупнейших государств Индокитая. К этому времени у земледельческого населения приречных долин и плато Корат и Сиенг-Куанг феодальные отношения стали господствующими, у остальных лаосцев и нацональных меньшинств процесс феодализации еще не завершился, особенно в горных районах, где господствовали примитивное земледелие и охота, реже скотоводство. На всей территории сохранялось домашнее рабство. Чиновники на местах обладали феодальными правами в отношении населения управляемой ими местности; при регулярной уплате налогов и дани правительство не вмешивалось в дела чиновников. Города и ремесла развивались слабо, значительное развитие получили лишь торговля бензоем и ввоз ремесленных изделий из Сиама и вьетнамского государства Дайвьет. Такие города, как Мыанг-Шва, Вьентян, Бассак, Корат, Сиенг-Куанг, были по преимуществу торгово-административными центрами. В укреплении культурно-политического единства страны все большую роль играл буддизм, в культуре сильны были кхмерские и цейлонские влияния.
При сыне Фа Нгуна Сам Сене Таи (1373-1416) закончилось создание государственного аппарата и оформилась буддийская церковь в Лаосе. Как для государственного аппарата, так и для организации буддийской церкви было характерно влияние кхмерских и тайских образцов. В стране стало распространяться монастырское образование, строились храмы, религиозные школы и т. п. В 1376 году была проведена перепись (600 тысяч жителей). Интересы Лансанга, крупнейшего лаосского государства, сталкивались с интересами Аютии, крупнейшего тайского государства, в борьбе за гегемонию над лаосскими княжествами на территории современного Северного Таиланда (крупнейшим из них был Чиенгмай). Уже в первые десятилетия своего существования (2 я половина 14 века) Лаос вел длительную войну с королевством Аютия, стремясь подчинить своему влиянию мелкие лаосские княжества в верховьях реки Менам-Чао-Прайя (Менам) и захватить главенство в этом районе. После передышки (на рубеже 14-15 веков) в начале 15 века возобновились войны из-за княжества Чиенгмай. Войны были безуспешными. Наступивший после этого период внешнеполитического спокойствия сопровождался экономическим подъемом, ростом обрабатываемых площадей, распространением феодальных отношений и буддийской религии на новые (внутренние) районы Лаоса. Страна переживала период культурного расцвета, были созданы значительные памятники архитектуры (храм Висун, 1503 год, и др.), написаны многие произведения религиозной литературы (лаосский вариант «Рамаяны» и др.), систематизированы хроники. В 1563 году развитие торговых путей Лаоса привело к переносу при короле Сеттатирате (1548-1571) столицы в средоточие этих путей - город Вьентян.
Окрепший экономически, политически и культурно, более централизованный, чем ранее, Лансанг в 1545-1548 годы присоединил все северо-лаосские княжества и Чиенгмай. Это привело к длительным войнам с также претендовавшими на эти районы бирманским государством Ава и шанскими княжествами. Во время этих войн Лансанг выступал как глава конфедерации лаосских княжеств (к конфедерации примкнула и Аютия). Войны шли с переменным успехом с конца 40-х годов 16 века до первых десятилетий 17 века. В ходе этих войн Лансанг стал гегемоном Центрального Индокитая. Столица Лансанга - сильно укрепленный город Вьентян - был в это время одним из красивейших городов Юго-Восточной Азии. Во 2-й половине 16 века здесь были созданы шедевры лаосской архитектуры - храм Тхат Луанг (1586) и другие, сооружена статуя Фра-Кео («Изумрудного Будды»). Несмотря на поражения тайцев в их борьбе с Авой, Лансанг дважды (в 1565, 1570 годы) нанес поражение войскам бирманского короля Байиннауна и единственный в Центральном Индокитае сохранил независимость, хотя и потерял контроль над другими лаосскими княжествами. С 1571 года в Лансанге началась полоса династических неурядиц, осложненных нападениями Авы; междоусобица временно прекратилась только в 1592 году, при Нокео Коумане (1591-1596). Вскоре после этого Лансанг возобновил борьбу за Чиенгмай против Авы и окрепшей Аютии, но безуспешно. Конец 16 - начало 17 веков характеризуются дальнейшим экономическим развитием трех основных земледельческих центров Лаоса (район Мыанг-Шва (Луанг-Прабанг), район Вьентяна и район Бассака). Наличие трех сравнительно изолированных, экономически самостоятельных центров было базой феодальных усобиц, чему способствовала этническая пестрота населения Лаоса. С конца 16 века в Лаосе вновь обострилась борьба различных феодальных групп, в ходе которой к власти пришел Сулигна Вонгса (1637-1694), один из крупнейших правителей средневекового Лаоса. При его правлении Лансанг представлял собой централизованное государство, проводил активную внешнюю политику. В эти же годы сложился двойной (Лансанг и Дайвьет) сюзеренитет над лаосским княжеством Чань-Нинь (Сиенг-Куанг). Были улажены территориальные споры с большинством соседей Лаоса, упорядочена чиновная иерархия.
Д. В. Деопик. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.