Афон (Богуславский, 2004)

АФОН (иначе Святая Гора) — гористая местность высотой в 2033 м над уровнем моря на мысе Нимфеон полуострова Айон-Орос, далеко вдающемся в Эгейское море, в греческой провинции Македония, на которой возник целый город православных монашествующих. Первые иноки появились здесь в VI веке. Сначала это были одинокие пустынножители. Небольшие по размерам и материальным средствам обители возникали на Афоне в царствование византийского императора Константина Погоната (668—685), официально отдавшего этот полуостров инокам. Последующие императоры также благоволили к насельникам ставших постепенно святынями мест. Вскоре после смерти св. Афанасия Афонского, особенно способствовавшего развитию и укреплению здесь иноческой жизни, монашество Афона начало столь выделяться высотой своего духа среди прочего православных монахов, что само местопребывание их на Афоне. в Уставе императора Константина Мономаха получило наименование «Святой Горы». К XIII веку вся гора уже была покрыта монастырями и представляла собой целое иноческое сообщество со своим жизненным укладом. В 1204 году, когда Константинополь был захвачен крестоносцами, Афон также был превращён в цитадель католицизма. При императоре Михаиле VIII Палеологе афонские монахи подверглись гонениям за то, что выступили против новой веры императора, перешедшего в католичество. В 1453 году на Афон пришли турки, и Святая Гора пришла в запустение. Жизнь в монастырях едва теплилась до начала XIX века. Однако и во время владычества турок паломничество на Святую Гору из всех православных стран, в том числе и из России, не прекращалось. Многие русские князья, бояре и цари давали большие средства «афонским старцам» на поддержание жизнедеятельности монастырей, семинарий, на пополнение собраний прекрасных библиотек, икон и святынь. Часто из России на Афон посылались посольства от светских или духовных властей с просьбой дать совет или разъяснение по тому или иному вопросу, касающемуся жизни государства или церкви, разрешить философский спор между отдельными течениями или вопросы престолонаследия (например, разрешение на развод великого князя московского Василия III Ивановича с Соломонией Сверчковой-Сабуровой и новый брак), настолько высоким был авторитет монахов с Афона. Русским издавна принадлежал монастырь св. Пантелеймона, в 3 часах ходьбы от Карен, на северо-западной стороне Афона, на низкой скале побережья Святогорскаго залива. Причины возникновения здесь русской обители объясняются в рукописи архимандрита Варлаама (1706): «спонеже все святогорские отцы, советовавшие с собою за высоким благословением святейшаго господина отца Кир Гавриила, патриарха цареградскаго, избраша единому быть между всеми греческими и болгарскими монастырями, русским, дабы отовсюду приходящие странники, хотящии там быти, при нем пребывание имели». Но, когда такое решение было принято — неизвестно. Предание относит его ко времени великого князя киевского Владимира Святославича, но скорее всего, русский монастырь на Афоне был основан в соответствии с хрисовулом императора Алексея Комнина (1080), и, судя по документу, находящемуся в монастыре Богоматери — Ксилурге, эту обитель следует считать первой, которую греки уступили русским. Монастырь же святаго Пантелеймона, принадлежавший на Афоне солунянам, отдан им в 1172 году. Там в густом лесу, на вершине горы, и основали русский монастырь, существовавший до XVIII века. В XIV—XV века его величали в грамотах как «сербская лавра» (потому что первым из сильных мира сего сюда пришёл сербский царевич Савва) и «царская лавра», а затем — «Русика». За сербскими владетелями не забывали его своими подаяниями молдавские и валахахские господари, а потом царь Иван Грозный и династия романовых. Но после 1770-х годах Русике пришлось плохо: иноки должны были оставить его за неимением средств к существованию. Осталась лишь монастырская пристань с храмом Вознесения. Здесь в 1803 году благодаря монаху Савве и была вновь основана русская обитель на средства, предоставленные господарем Молдавии князем Каллимаха. Возникшее здесь общежитие чуть не исчезло во время русско-турецкой войны (1816—1828), однако Адрианопольский мирный договор позволил вновь собрать братию. Монастырь начал поправляться под управлением отца. Герасима, преемника Саввы, который начал сооружать здания, украсившие эту обитель, начиная с храма св. Пантелеймона, где покоилась голова великомученика с др. мощами. В монастырском архиве хранились около 60 хрисовулов греческих императоров, грамот сербских и русских царей, с ХIII до конца XVII века Грамотой (29 февраля 1660 года) архимандриту монастыря было разрешено через 4 года на пятый приезжать в Москву за милостыней. Монастырь Св. Пантелеймона был (1850) во владении греков, русских же насчитывалось из 200 человек братии лишь 50. Но уже скоро обстановка изменилась, и русских оказалось больше всего среди монашествующих. Монастырь Св. Пантелеймона стал весьма благоустроенным и первым на Афоне по строгости своего устава, русский скит Св. Илии основан уроженцем города Полтава и постриженным в городе Любеч старцем Паисием Величковским, прибывшим на Афон в 1746 году. Устроив скит, Паисий занялся переводом на славянский язык книг: «Добротолюбие» и сочинений Исаака Сирина, и собрал до 100 человек братии, но против искусного духовного вождя восстали недовольные его управлением, и он удалился с 64 человек (из всего числа монашествующих) в Нямцу, в Молдавии, и основал там Новую лавру; здесь же осталось большинство малороссиян. Скит владел землями близ города Салоники, в Македонии и в Бессарабии. Иверский монастырь, издревле известный русским паломникам основан современниками св. Афанасия, представителями рода Багратидов, братьями Иоанном и Евфимием, прославившимися постничеством. В поисках совершенного уединения они поселились в 6 часах ходьбы от св. Афанасия, возле храма, основанного каким-то Климентом. Сами братья с помощью привлечённых святостью их жизни последователей, построили храм Иоанна Предтечи и образовали небольшую обитель, в которой захотел провести остатокъ жизни родственник основателей, воевода Георгий Торникий, но был вызван императрицей Феофано для отражения арабов. Отогнав завоевателей, он вернулся с богатством, давшим возможность расширить монастырь и возвести в нём разные сооружения, начиная с великолепного храма Успения Богоматери. Ко времени окончания застройки Ивера относят приплытие по морю иконы Богородицы, взятой иноками и поставленной сперва над главным входом в обитель, а потом в церкви «Вратарницы». В 1260 году Ивер, названный так по национальности основателей обители, был разорён шайкой разбойников «каталонцев», грабивших Афон 3 года подряд. Пострадал Ивер, если верить преданиям, и в эпоху взятия султаном Мехметом II Константинополя (1453). Оставался необитаемым полвека и будто бы только в 1500 году был восстановлен грузинским царём, отцом некоего Кайхозру. Ивер приведён в цветущее состояние и окончательно устроен в 1674 году. Монастырь Ивер имеет форму крепкого замка с бойницами и высокой башней у пристани. Иверская икона Богоматери находится в приворотном храме, а внутри стен: собор Успения, малый храм Предтечи и трапезная. В алтаре хранятся части мощей разных святых, в т. ч. апостолов — Петра, Варфоломея, евангелиста Луки, Лазаря, воскрешённого Христом, и мн. др. Точный список с чудотворной Иверской иконы был прислан в Москву при царе Алексее Михайловиче и помещён патр. Никоном в основанный им на Валдайском озере Иверский монастырь (1656); др. список, привезённый позже, поставлен в часовне у Воскресенских ворот в Москве. В числе легенд, относящихся к Иверу на Афоне, есть сказание о посещении Святой Горы Богоматерью, приставшей «к Климентовой пристани» близ Ивера, где сооружена часовня. Ивер один из богатейших монастырей на Афоне. Кроме земель в Македонии и Румынии, ему принадлежал греческий Никольский монастырь в Москве.

Владимир Богуславский

Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.