Туркмения с древнейших времен
Первобытнообщинный строй и возникновение классового общества на территории Туркмении (до 6 века н. э.). Территорию Туркмении люди начали заселять еще в эпоху нижнего палеолита, о чем свидетельствуют каменные орудия ашельской, мустьерской и более поздних эпох каменного века, найденные в районе Красноводска (Джебел) и некоторых других районах. В пределах Туркмении выделена одна из наиболее древних (5-е тысячелетие до н. э.) на территории СССР неолитических земледельческих культур - так называемая джейтунская культура (см. Джейтун). Памятниками этой культуры являются остатки древних поселений - Джейтун, Чопан-Тепе, Вами, Чагыллы, Монджуклы и других, расположенные на предгорной равнине Копетдага. В эту эпоху экономическую основу общества составлял род, а основными занятиями населения были земледелие с архаическим лиманным орошением (сбор и распределение вод горных ручьев), домашнее животноводство и охота. Обрабатывали земли и собирали урожай, по-видимому, женщины. Мужчины в основном занимались охотой. Эпохи энеолита и бронзы представлены культурой Анау (5-2-е тысячелетия до н. э.), остатками поселений, обнаруженных вдоль северных отрогов Копетдага (Намазга-Тепе, Кара-Тепе и другие) и в низовьях реки Теджен (холм Геоксюр). Характерными чертами этого времени были развитое земледелие (в Геоксюре открыты первые оросительные каналы начала 3-го тысячелетия до н. э.) и скотоводство. Во 2-м тысячелетии до н. э. появляются различные ремесла (гончарное, металлообработка), возникают крупные поселения городского типа. Кроме пшеницы и ячменя, начинают культивировать виноград, рожь, овес и др. Экономическую основу общества составляли, по-видимому, большие семьи.
Конец 2 - начало 1-го тысячелетий до н. э. - время разложения первобытнообщинного строя и зарождения классового общества у племен, населявших территорию Туркмении. Этот процесс в первую очередь связан с коренными изменениями в главной отрасли хозяйства - земледелии, в котором развивалось искусственное орошение (остатки древних систем ирригации сохранились в предгорных районах юго-западной Туркмении, на так называемой Мисрианской равнине, в низовьях Амударьи и Маргиане). Это способствовало увеличению производства продуктов и вместе с тем создавало условия для развития классовых отношений. Становление классового общества, государственности сопровождалось дальнейшим развитием ирригационного земледелия, ремесел и торговли, возникновением городов.
В 1-м тысячелетии до н. э. вырастают первые значительные города (по последним данным, некоторые из них возникли еще в 6-5-м тысячелетиях до н. э. - Алтынтепе, Елькентепе). Сложились древние народы: хорезмийцы - в низовьях Амударьи, парфяне - в южной Туркмении, дахи и массагеты - в пустынной зоне. В наиболее развитых областях (Маргиане и Парфии) появляются первые государственные образования. В условиях дальнейшего роста производительных сил в этих государствах складываются рабовладельческие отношения. Археологические материалы свидетельствуют, что среди народов, населявших Туркмению, была распространена религия зороастризм.
В 7 веке до н. э. часть территории Туркмении входила в Мидийскую державу (см. Мидия). В 6-4 веках до н. э. ее сменило Ахеменидов государство. В конце 4 века до н. э. Туркмения завоевал Александр Македонский, а в середине 3 века до н. э. в предгорной полосе Туркмении возникло Парфянское царство. Резиденцией парфянских царей была крепость Ниса, развалины которой находятся у современном селе Багир в 18 км к Северо-Востоку от Ашхабада. При раскопках развалин Нисы были обнаружены дворцовые, культовые и хозяйственные постройки. Основными занятиями населения Туркмении в это время были земледелие (в том числе виноградарство) и скотоводство. В 224 году н. э. персидские цари из династии Сасанидов разгромили Парфянское царство и захватили южную Туркмению. В 1-й половине 5 века из степей вторгаются полукочевые племена эфталитов (или белых гуннов), которые вытесняют Сасанидов к Югу.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.