Нидерландская Индия в XIX — начале XX в.

К 1816 году Нидерландам возвратили их владения в Индонезии, но при этом Бантен не был возрожден как государство. В том же году голландцы лишили султана Джокьякарты права сбора базарных, транспортных и иных пошлин и передали его на откуп китайским ростовщикам. Вместе с тем еще с начала XIX века колониальная администрация вмешивалась и во внутренние дела султаната. В 1808 ему были навязаны «новые правила этикета и церемониала», подрывавшие веками сохранявшийся культ девараджи (бога-царя), разрушавшие культурные ценности и привычный образ жизни. Засухи начала 1820-х годов усугубили хозяйственный кризис и усилили недовольство происходившими в Джокьякарте переменами. Все это привело к восстанию под руководством принца из местного султанского рода Дипонегоро (1785—1855), известному также как Яванское восстание 1825—1830 годов Дипонегоро, старший сын султана Хаменгкубувоно III, за антиголландские настроения был лишен права занять трон. В 1822 году он отказался стать членом опекунского совета при малолетнем правителе-племяннике Хаменгкубувоно V, покинул Джокьякарту и обосновался в Тегалреджо. Попытка проведения независимой политики привела к конфликту с голландцами, в 1825 году переросшему в открытую войну. Пользуясь недовольством голландцами и распространившимися в народе мессианскими настроениями, Дипонегоро смог сплотить вокруг себя часть знати, привлек на свою сторону крестьян и провозгласил борьбу за защиту ислама. Нидерландские колониальные власти с трудом справились с этим движением, во многом лишь благодаря существовавшим между лидерами восстания противоречиям. Постепенно волна народных выступлений утихла, а сам Дипонегоро в 1830 году во время очередных переговоров с голландцами о своем признании султаном был арестован, а затем в 1834 году вместе с семьей сослан в Макасар. В ссылке он написал воспоминания о Яванском восстании — ценный источник по истории и культуре острова конца XVIII — начала XIX в. Социальная напряженность, вызванная недовольством действиями колониальной администрации, приводила к протестным движениям и в других частях И. На Южнных Молукках в 1817 году вспыхнуло восстание под руководством Томаса Матулесси. Оно было спровоцировано введенной еще в XVII веке практикой «хонгитохт» — карательных экспедиций, предпринимавшихся голландцами на Молуккских островах. В ходе них вырубались посадки мускатного ореха и гвоздики для поддержания монополии на торговлю пряностями (отдельные их виды должны были выращиваться лишь на определенных островах), а нарушавшие ее деревни наказывались. 15 мая 1817 года повстанцы захватили крепость Дюрстеде на острове Сапаруа близ Амбона и вырезали яванско-голландский гарнизон. Были уничтожены военные посты голландцев и сожжены их фактории.

Лишь в ноябре властям, стянувшим на Молукки значительные войска, удалось разбить восстание. Его предводителя казнили. Тем не менее, практика «хонгитохт» после этих событий была отменена. На юге Суматры военные экспедиции 1812—1825 годов привели к подчинению султаната Палембанга. А в западной части острова в 1821 — 1837 годы голландцы столкнулись с восстанием народа минангкабау, получившим название «Война падри» (от названия порта Педири на Северной Суматре, откуда шел поток паломников в Мекку). Волнения начались еще в 1803 году с выступлений мусульманских богословов и хаджи — последователей ваххабизма — против принятой по местному обычному праву (адату) передачи власти и имущества по материнской линии. Главным защитником адата являлась родоплеменная знать. Его противники под лозунгами утверждения шариата и «чистоты ислама» требовали лишить адатных старейшин прежних привилегий, особенно имущественных, дать простор товарно-денежным отношениям, частной собственности и инициативе. По мере вовлечения голландцев в эту борьбу на стороне старейшин, она переросла в национально-освободительное движение. Знать, защищавшая адат, признала суверенитет Нидерландов над значительной частью территории, населенной минангкабау (договор 1821 года). Противники адатной партии во главе с Имам Бонджолом попытались создать независимое мусульманское государство. В 1837 году, когда Имам Бонджол был взят в голландцами плен, сопротивление минангкабау пошло на убыль, но волнения в отдельных местах продолжались до 1847 года. Опасаясь подчинения «неосвоенных» районов Нусантары англичанами и американцами, колониальная администрация решила в 1850-е годы продолжить экспансию в еще не подчиненные уголки региона, длившуюся вплоть до начала Первой мировой войны. В 1851 году началось покорение голландцами Западного Калимантана, в 1857 году, после кровопролитной войны, был упразднен расположенный на юге острова султанат Банджармасин. В 1858—1859 шла война против бугского султаната Боне на Сулавеси. В итоге часть его земель перешла под прямое управление голландцев, а правитель оставшихся признал зависимость от Нидерландов. Еще раньше, в 1830 году, генерал-губернатор Нидерландской Индии Иоханнес ван ден Бос (1830—1833 годы, после возвращения в Нидерланды в 1834—1840 годы — министр колоний) ввел так называемую систему «принудительных культур», просуществовавшую до 1870 года. Все «туземцы», занимавшиеся земледелием, должны были выделить часть (не более 1/5) обрабатываемой площади для возделывания экспортных культур (кофе, сахарный тростник, индиго, табак и др.) и сдавать их властям по низким ценам. Для крестьян это означало сокращение посевных площадей под рис — основной продукт питания — и изнурительный почти бесплатный труд на плантациях. Нередко они восставали, наносили урон плантациям, поджигали дома их хозяев, убегали в джунгли. Один из чиновников колониальной администрации Эдуард Дауэс Деккер (1820—1887), проработав в Нидерландской Индии около 18 лет, после возвращения в Голландию в 1857 году написал под псевдонимом Мультатули (от латинского «я много страдал») роман «Макс Хавелар, или Кофейные аукционы Нидерландского торгового общества» (1859 год, русский перевод 1925 года). В нем он ярко описал жестокую эксплуатацию индонезийцев. Роман получил широкую известность в Нидерландах и послужил там началом кампании за отмену системы принудительных культур. Под ее влиянием систему принудительных культур в 1870 году отменили (сохранив лишь в отношении кофе, доходы от которого продолжали расти). Позже, в конце XIX — начале XX века колониальная администрация начала проводить «этический курс», предполагавший создание современной инфраструктуры, коммуникаций, образования (особенно профессионально-технического), здравоохранения, кредита, систем ирригации, а также децентрализацию и дебюрократизацию управления экономикой Нидерландской Индией. В 1873 году началось подчинение расположенного на севере Суматры Аче — «Ачехская война», затянувшаяся до 1913 года (основные военные действия закончились в 1904 году). Задолго до ее начала голландцы, заключая соглашения с зависимыми от Аче княжествами, серьезно подорвали торговую монополию этого султаната. Англо-голландский договор 1824 года защищал суверенитет Аче, но к 1870-м годам британская политика в регионе изменилась, и в 1871 году между Британией и Нидерландами был подписан Суматранский трактат, в соответствии с которым весь остров входил в сферу влияния голландцев. Война началась с предъявления голландцами в марте 1873 года ультиматума о признании султаном Аче сюзеренитета Нидерландов. На первом этапе войны (1873—1880) сопротивлением голландцам руководили представители обладавшей обширными владениями влиятельной знати: улубаланги и имамы в Великом Аче, раджи в зависимых от него княжествах побережья. После падения столицы султаната Кутараджи в январе 1874 года усилия местной аристократии свелись в основном к защите собственных владений и привилегий. К 1880 году большая часть знати столичного домена и оккупированных областей заключила соглашения с колониальной администрацией. При этом уже с 1876 года антиголландские выступления крестьян приобрели массовый характер. 

На втором, заключительном этапе войны (1881 — 1903) борьбу против власти Нидерландов возглавили представители духовенства и деревенской верхушки, объединившие крестьян под лозунгами джихада. Один из лидеров сопротивления улама Мохаммад Саман в начале 1880-х благодаря успешному применению тактики партизанской войны основал в районе Великого Аче теократическое государство, впрочем, сохранив-шее на подчиненных ему территориях власть прежних землевладельцев, власть которых была ограничена поставленными над ними духовными лидерами — улама. Оно просуществовало 15 лет, однако местное духовенство вскоре переродилось в новую владетельную знать, а попытки перенаправить недовольство ею крестьян в русло борьбы с «неверными» не были успешны, что подорвало созданное Мохаммадом Саманом государство изнутри. В государственном объединении, созданном в то же время на западном побережье Аче деревенским старостой Теуку Умаром, жестко ограничили власть вождей, но при этом там отсутствовало центральное управление, а отношения с государством Самана были враждебными. К 1896—1897 годам в ходе успешных военных кампаний голландцы захватили основные центры Великого Аче. В 1903 году султан согласился на включение Аче в состав Нидерландской Индии, но отдельные аческие партизанские отряды продолжали действовать вплоть до 1913 года. В своих попытках противостоять Нидерландам султанат Аче, ища помощь у других государств, неоднократно (1873, 1879, 1904) обращался и к Российской империи с просьбой о поддержке, а затем о принятии его владений под свое покровительство. Ачесцы действовали как через русские посольства и консульства в других странах, так и через капитана клипера «Всадник» А. П. Новосильского, на несколько часов заходившего в порт Пинанг на Малаккском полуострове. Россия отвергла просьбы Аче, так как подобный шаг привел бы к осложнениям отношений с Нидерландами.

Эти дипломатические усилия Аче во многом были связаны с усилением позиций Российской империи в бассейне Тихого океана во 2-й половине XIX века. С 1850-х годов русские эскадры во время своих плаваний заходили в порты Нусантары (в первую очередь — Явы). Экзотический растительный и животный мир, многообразие культурных традиций вызывали в России интерес к далекой нидерландской Ост-Индии. В 1885 года с целью развития прямых (а не идущих через метрополию) торговых связей с Нидерландской Индией в Батавии было открыто российское внештатное вице-консульство, в 1893 году было решено открыть штатное консульство. Первым и единственным его консулом стал в 1894—1899 годы М. М. Бакунин, позднее опубликовавший записки о своем пребывании в Индонезии. За это время стало ясно, что перспективы развития торговых отношений с Нусантарой эфемерны, а импорт поставляемого туда из России керосина падает. В 1899 году российское консульство вновь сделали внештатным, а в 1913 году — закрыли. Дипломатические отношения с Индонезией были вновь установлены лишь после Второй мировой войны. Тем не менее, за время активизации отношений с Нидерландской Индией в конце XIX — начале XX века в ней успели побывать ряд российских ученых (в первую очередь зоологов и ботаников, которых привлекал созданный колониальной администрацией ботанический сад в Бейтензорге на Яве), путешественников, а также горные инженеры и другие специалисты, занятые в разведке, добыче и переработке нефти на Суматре и Калимантане.

На рубеже XIX и XX веков начался подъем освободительного движения. Его предвестницей стала индонезийская просветительница Раден Адженг Картини (1879-1904). Она выступала против старых порядков и обычаев, добивалась эмансипации женщин, считала просвещение главным фактором развития индонезийской нации, протестовала против бесправия индонезийцев и их угнетения колониальной администрацией. Ратуя за овладение передовой европейской культурой, Раден Адженг Картини в то же время призывала ценить свое культурное наследие и не терять национальный характер. Многие участники освободительного движения испытали определенное влияние ее идей. Первый профсоюз в И. был образован в 1905 году и сплотил железнодорожных служащих, вскоре появились объединения рабочих в других сферах. Начало XX в. ознаменовалось также массовыми крестьянскими выступлениями (на Яве и в других регионах), многие из которых возглавили общественные деятели: Ч. Мангункусомо (1896—1943), У. С. Чокроаминото (1883-1934) и др. 

В начале XX века в Индонезии возникли первые национальные организации: «Буди утомо» (1908, основатель Вахидин Судирохусодо) и «Сарекат ислам» (1911 — 1912). Они критиковали колониальные порядки, а также «греховный» иностранный капитал, требовали создания парламента (как шага к самоуправлению) и обеспечения равенства индонезийцев с европейцами. Социально-миссионерская направленность «Сарекат ислама» была подхвачена неполитической модернистско-исламской организацией «Мухаммадья» (1912, основатель X. А. Дахлан), ряды которой неуклонно росли, особенно быстро на Центральной Яве и Суматре. Созданная в 1912 году метисами-«индоевропейцами» (или «индо» — детьми от браков европейцев с местными жительницами) и некоторыми представителями индонезийской интеллигенции Индийская партия (первая политическая партия в Индонезии) во главе с Дауэсом Деккером, дальним родственником Мультатули, выступила с общеиндонезийских позиций и впервые поставила вопрос о независимости страны. Колониальные власти вынудили ее самораспуститься, а в 1913 лидеров партии выслали из страны. Выдвинутые Индийской партией лозунги независимости, национального и государственного единства И. оказали большое влияние на все дальнейшее развитие национально-освободительного движения. В 1914 году образовался Индийский социал-демократический союз — первая социал-демократическая организация в Азии. Ее членами были видные деятели освободительного движения Тан Малака( 1897-1949), Хенк Сневлит (1883-1942), Семаун (1899- 1971) и Дарсоно (1893-1976).

В. А. Погадаев.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 7. М., 2018, с. 94-96.