Древний Китай в 770—453 годы до н. э.

Чуньцю (770—453 годы до н. э.). Особенностью периода Чуньцю являлось то, что одновременно с утратой чжоускими ванами политической власти происходили поиски альтернатив во взаимоотношениях между правителями различных формально равных царств. Статус и роль вана утрачивались постепенно. В этих условиях на первых порах казалось, что сановник при чжоуском дворе (в новых условиях им мог быть и правитель самостоятельного царства, занимавший высокий пост цинши) станет посредником и координатором политических взаимоотношений домена и других царств. В период существования института цинши (771—697 годы до н. э.) происходило своего рода «лавирование» чжоуских ванов между занимавшими пост цинши и «левого (т. е. старшего) цинши» соответственно правителем авторитетного, но небольшого царства Восточное Го и правителем мощного царства Чжэн, находившегося в противостоянии почти со всеми другими государствами чжоуского мира. В 771—720 годы до н. э. цинши являлся правитель царства Чжэн, но в 719—697 годы до н. э. чжоуский правитель Хуань-ван попытался вернуть себе реальную власть, что ослабило институт цинши. До 714 года до н. э. пост цинши занимал правитель Восточного Го, а затем «левым цинши» стал правитель Чжэн. К началу VII века до н. э. институт цинши полностью себя изжил. Царствам не была нужна политическая координация со стороны домена, их устраивало то, что двор вана оставался лишь эталоном в выполнении придворных религиозных и светских церемоний, тем самым внося в жизнедеятельность чжоуского мира необходимую упорядоченность. А во внутри- и во внешнеполитических делах царства стремились к абсолютной самостоятельности. Тем не менее, сохранялись и усиливались важные проблемы: угроза набегов со стороны степняков на севере и конфликты с коренным аустрическим населением, оказавшимся в своеобразных анклавах, окруженных хуася, а также необходимость координирования взаимодействия между царствами долины Хуанхэ. Некоторые из них росли и усиливались, другие сохранялись как некрупные владения. Время от времени у них возникало стремление расширить свое влияние на юг Великой равнины, занятой промежуточными царствами Сун, Цай, Чэнь. На влияние здесь претендовало также все более усиливавшееся царство Чу, чьи размеры и потенциал пугали хуася.

С этого времени в чжоуском обществе можно выделить несколько социальных групп: носители высшей власти — ваны Чжоу и гуны (правители) отдельных царств, которые объединялись понятием «чжухоу» (буквально — «все хоу»); представители знатных родов в столицах и в провинции — дафу. Чжоуский ван лишь формально находился на верхушке этой социальной пирамиды. В летописях его эпитетом по-прежнему оставался «Сын Неба» (кит. Тянь цзы), а пространство, на которое распространялось его сакральное влияние, называлось Поднебесной (кит. Тянься). Ниже дафу располагались средние землевладельцы — главы семей и местные управленцы ши. Следующую за ними группу составлял простой народ: крестьяне, ремесленники и торговцы, а также многочисленная прислуга. Наконец, в самом низу находились рабы, которыми становились должники, военнопленные и преступники.

Период 696—597 годов до н. э. характеризовался появлением и распространением института гегемонии (кит. 6о), возникшего в Китае в новых политических условиях в начале VII века до н. э. (известен и в других регионах Старого Света). Гегемоном являлся правитель сильнейшего царства, признанный таковым на съезде правителей других царств и получивший формальное одобрение чжоуского вана. Прерогативой гегемона была организация и проведение съездов правителей, подготовка совместных военных походов и руководство ими, обеспечение внешней безопасности, улаживание внутренних конфликтов. Фактически же это означало появление новой фигуры, обладавшей значительной властью, пусть и на время. В период Чуньцю насчитывалось два ранних северных царства-гегемона (Ци, Цзинь) и три поздних южных (Чу, У, Юэ).

Эпоху доминирования царства Ци в 696—643 годы до н. э., включая гегемонию циского Хуань-гуна (679—643 годы до н. э.), сменила в 643—597 годы до н. э. гегемония цзиньского Вэнь-гуна (632—628 годы до н. э.), после чего при Му-гуне (624—621 годы до н. э.) лидерство перешло к Цинь. Все это время шли военные конфликты между Цинь и Цзинь, Чу и Цзинь. Период 597—453 годов до н. э. стал временем доминирования «южных гегемонов», конец которого характеризовался также ослаблением и кризисом крупных царств бассейна Хуанхэ — Цзинь и Ци (распад или смена династий). Сначала, в 597—553 годы до н. э., при гегемонии правителя Чу (597— 591 годы до н. э.) фактически сохранялся паритет между Цзинь и Чу. Но постепенно Цзинь начало преобладать. В то же время Цзинь боролось с Ци за выход на Великую равнину. Ослабление Цзинь из-за внутриполитической борьбы в 552—498 годы до н. э. привело к усилению Ци. В 497—453 годы до н. э. установилась гегемония южных царств: У при при Фу Ча (495—473 годы до н. э.), а затем Юэ при Гоу Цзяне (473—464 годы до н. э.). К концу периода Чуньцю из двух сотен самостоятельных царств, формально признававших верховную власть чжоуского вана, осталось менее трех десятков, среди которых в ходе ожесточенных войн постепенно выделились семь сильнейших.

Д. В. Деопик, M. Ю. Ульянов.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 8. М., 2020, с. 463-464.

Рубрика: