Ватикан (СИЭ, 1962)

ВАТИКАН (от лат. Mons Vaticanus - один из семи холмов, на которых расположен Рим; итальянское официальное название - Stato della Città del Vaticano) - теократическое государство-город на части территории Рима; официальная резиденция римского папы. Под Ватиканом понимают также центр и правящую верхушку римско-католической церкви. История Ватикана как центра римско-католической церкви восходит к раннему европейскому средневековью (см. Папство).

Государство Ватикан возникло в 1929 году на основе Латеранских соглашений между папским престолом и правительством Италии. Этим был положен конец так называемому «Римскому вопросу» - конфликту, возникшему между папством и правительством Италии в ходе борьбы за объединение Италии и в связи с ликвидацией в 1870 году Папской области и включением ее территории в состав Итальянского королевства. Территория Ватикана 0,44 км2, население около 1 тысячи человек, из них подданных Ватикан - около 700 человек. Кроме собственно территории Ватикана, 13 зданий и радиостанция Ватикана, находящиеся в других частях Рима, пользуются правом экстерриториальности.

В государстве Ватикан верховным сувереном является глава католической церкви - папа римский. Он обладает законодательной, исполнительной и суд властью. По его поручению управлением городом Ватиканом и общим надзором за деятельностью административного аппарата ведает губернатор. Главным источником действующего в Ватикане права служит каноническое право. Ватикан имеет свою армию - наемную швейцарскую гвардию (100 человек, 1959 год), жандармерию и для торжественных церемоний - дворянскую и палатинскую гвардии из представителей римской аристократии и буржуазии. Государство Ватикан связано дипломатическими отношениями почти с 50 государствами, в том числе с государствами, где наибольшее распространение имеют некатолические религии: Пакистан, Иран, ОАР, Индия, Швейцария, Япония, Турция и др. Ватикан установил дипломатические отношения с кликой Чан Кайши (на Тайване). При Ватикане представлены и давно не существующие буржуазные «правительства» Польши и Литвы.

Ближайшими помощниками папы как главы римско-католической церкви являются кардиналы. С 1586 по 1958 годы кардинальская коллегия не могла превышать 70 человек. В декабре 1958 года их число было увеличено до 75, в марте 1962 года - до 87. Члены кардинальской коллегии назначаются папой из числа епископов разных стран. Как корпорация кардинальская коллегия играет решающую роль только при выборах папы (избираемого ею из ее же среды). Одна часть кардиналов возглавляет в Риме учреждения Ватикана (кардиналы курии), другая - римско-католические епархии в разных странах (об учреждениях Ватикана, ведающих различными областями его религиозно-политической деятельности, см. ст. Римская курия). На протяжении столетий в кардинальской коллегии преобладали итальянцы. С 40-х годов 20 века, в связи с активизацией папской политики в странах Америки, Азии и Африки, значительно изменился национальный состав кардинальской коллегии, в частности впервые в коллегии появились китаец (1946), индиец (1953), мексиканец (1959), японец, филиппинец и негр (из Танганьики, 1960 год). К марту 1962 года из 87 кардиналов итальянцев было всего 30. Официальные органы Ватикана - "Acta apostolicae sedis" и газета "Osservatore Romano".

В своей общественно-политической и религиозной деятельности Ватикан опирается на разветвленный по всему миру аппарат католической церкви и связанные с ней религиозные и светские организации. По данным на 1960 год, аппарат католической церкви в различных странах мира насчитывал свыше 2 тысяч епископов, патриархов и других представителей высшего духовенства, около 400 тысяч священников, свыше 1 млн. членов монашеских и полумонашеских орденов, братств и т. п.

Под прямым влиянием католической церкви и Ватикана находятся, а нередко являются и проводниками ее политического курса, католические партии, христианские профсоюзы, миссионерские организации (в колониальных странах), а также культурные, юношеские, женские, спортивные и другие общества, объединяемые в ассоциации - "Католическое действие". Орудием идейного влияния Ватикана на широкие массы верующего населения являются контролируемые церковью научные, учебные и школьные учреждения, начиная с Папской АН (существующей в Ватикане в современном виде с 1936 года) и католических университетов (свыше 30: в Вашингтоне, Лувене, Лионе, Неймегене, Оттаве, Париже, Милане, в странах Южной Америки и др.), кончая контролируемой католической духовенством сетью средних и низших школ (в США, Франции, Италии, Испании, ФРГ, Бельгии, Нидерландах и др.). Ватикан опирается в своей пропаганде на католические органы печати, издательства, широко использует радио, кино и телевидение.

Ватикан владеет огромными капиталами, инвестированными в промышленные и другие предприятия многих стран. Согласно некоторым отрывочным данным, приведенным в литературе (Ватикан не публикует своего бюджета), Ватикан владеет акциями на сумму 12 млрд. долл. Огромными капиталами владеют католические ордена и организации. По сведениям печати, один только орден иезуитов владеет акциями на сумму в 5 млрд. долл.

Папский престол выступает представителем общих классовых интересов эксплуататоров всех стран, является непримиримым врагом коммунизма и освободительной борьбы трудящихся. В выступлениях пап и видных представителей церкви, посланиях католических епископов и работах католических социологов ведется пропаганда антикоммунизма и отстаивается буржуазный общественный строй, как якобы богом установленный, частная капиталистическая собственность и классовое деление общества, проповедуется классовое сотрудничество (например, энциклика Пия XI "Quadragessimo Anno", 1931 года, многочисленные послания Пия XII по социальным вопросам, в частности послание к американской католической иерархии 6 ноября 1939 года, энциклика Иоанна XXIII - "Mater et Magistra", 1961, и др.).

Стремясь оторвать рабочих от коммунизма и привлечь их на сторону церкви, Ватикан и по его директивам церковные иерархии в ряде стран создали специальные организации для религизно-политической пропаганды на предприятиях. С этой же целью Пий XII в 1955 году провозгласил 1 Мая церковным праздником «Плотника Иосифа».

Главным мотивом всей современной религиозно-политической деятельности Ватикана является борьба с коммунизмом и социалистическими странами и с освободительным движением трудящихся во всем мире.

В международных вопросах Ватикан ориентируется на ведущие империалистические державы и поддерживает наиболее реакционные режимы, принимая активное участие в политике империалистов, направленной против социалистических стран. Начиная с ноября 1917 года Ватикан занимает враждебную позицию в отношении Советского государства. В 1930 году по призыву папы Пия XI была проведена широкая антисоветская кампания (так называемый «Крестовый поход»), подхваченная реакционными силами многих стран. В период между двумя мировыми войнами Ватикан находился в союзе с фашистским правительством Муссолини, с которым папа заключил Латеранские соглашения и конкордат (1929), и гитлеровской Германией, с которой заключил конкордат (1933). Ватикан активно поддержал начавшийся в 1936 году фашистский мятеж в Испании, а со времени установления в Испании диктатуры генерала Франко (1939) находится в союзе с ним. В августе 1953 года был подписан конкордат с Испанией, а Франко был в декабре того же года награжден высшей ватиканской наградой - орденом Христа.

В годы 2-й мировой войны Ватикан, целиком разделявший вражду держав «оси» к коммунизму и СССР, был одним из центров, где велись тайные переговоры между представителями Германии и Италии и представителями США и Англии о сепаратном мире и создании единого фронта буржуазных государств против СССР. К концу войны и после нее Ватикан выступал против предания суду военных преступников и призывал к «милосердию» по отношению к ним, а многим из них помогал скрываться (например, убийце миллионов людей Эйхману, преданному суду лишь в 1961 году).

После 2-й мировой войны антикоммунистическая направленность политики Ватикана еще более усилилась. Ватикан занял враждебную позицию по отношению к странам народной демократии, его представители в Румынии, Чехословакии, КНР и других странах активно поддерживали заговоры империалистов против народно-демократического строя в этих странах. Ватикан выступил на стороне контрреволюционных заговорщиков в Венгрии в конце 1956 года.

В июле 1949 года ватиканская конгрегация «священной канцелярии» в целях разжигания вражды к коммунизму опубликовала декрет об отлучении от церкви коммунистов и всех поддерживающих коммунистические партии, читающих и распространяющих коммунистическую печать. В апреле 1959 года этот декрет был подтвержден в еще более решительной форме: католикам запрещалось под страхом отлучения поддерживать те организации и партии, в том числе и называющие себя христианскими, которые сотрудничают с коммунистами.

Вражда к социалистическому лагерю и коммунизму сделала Ватикан сторонником агрессивной политики американских империалистов, а также немецких реваншистов в ФРГ. Ватикан враждебно отнесся к борьбе Советского Союза за смягчение международной напряженности, за мирное сосуществование государств с различными социальными системами (например, рождественское послание Пия XII в 1955 года, обращение его к Всегерманскому католическому конгрессу в 1956 году). Видные представители Ватикана стремятся разжечь ненависть к СССР у верующих-католиков (например, выступление кардинала Оттавиани в Риме в январе 1960 года в связи с предстоявшей поездкой в СССР президента Италии, враждебная позиция епископатов США, Франции и Австрии к государственному визиту главы Советского правительства Н. С. Хрущева в эти страны в 1959-1960 годы). Учитывая лишь настроения верующих, папа Иоанн XXIII призвал (сентябрь 1961 года) руководящих деятелей правительств разрешить спорные вопросы путем переговоров. В то же время Ватикан всецело поддерживает политику империалистических государств.

Ватикан и его организации (в том числе в странах Азии, Африки и Южной Америки) враждебны национально-освободительному движению народов и своими средствами поддерживают колонизаторов. После 2-й мировой войны Ватикан стал прилагать большие усилия, чтобы укрепить и расширить позиции церкви в странах Азии и Африки, сбросивших с себя колониальный гнет (расширение католических церковных организаций, подготовка служителей культа из местного населения и пр.). Программу неоколониалистской деятельности церкви в странах Азии и Африки изложил папа Пий XII в энциклике "Fidei Donum" (1957). Заметна все более явная тенденция Ватикана к сотрудничеству с церковынми руководителями и церквами других исповеданий и религий для борьбы против национально-освободительного движения народов и коммунизма (об этом свидетельствуют визит в Ватикан одного из наиболее реакционных представителей евангелической церкви Германии епископа Дибелиуса в 1956 году, объезд кардиналом Агаджаняном (в 1959 году) ряда стран Востока, посещение Ватикана главой англиканской церкви архиепископом Кентерберийским Фишером в 1960 году, участие представителей католич. церкви в качестве наблюдателей на конференции Всемирного совета церквей (протестантских и православных) в Нью-Дели в 1961 году и др.). Политический курс Ватикана, связавшего себя с империализмом, вызывает недовольство не только в прогрессивных кругах различных стран и среди широких масс католиков, но и в самой католической церкви (о чем свидетельствует борьба течений в католических партиях, участие католических деятелей в движении в защиту мира, несогласие широких масс католиков и значительной части духовенства социалистических стран с враждебной этим странам политикой Ватикана и др.).

M. M. Шейнман. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Литература:

Лаврецкий И. Р., Ватикан, М.,1957; его же, Кардиналы идут в ад, М., 1961 (библ.); Волгин В., Ватикан - центр реакции и мракобесия, Л., 1960; Мэнхэттен А., Ватикан, пер. с англ., М., 1948; Михневич Д., Очерки по истории католич. реакции (Иезуиты), М., 1955; Тонди А., Иезуиты, пер. с итал., М., 1955; Шейнман М., Ватикан и католицизм в конце XIX - начале XX в., М., 1958; его же, Ватикан между двумя мировыми войнами, М.-Л., 1948; его же, Ватикан во Второй мировой войне, M., 1951; Канделоро Дж., Католич. движение в Италии, пер. с итал., М., 1955.

Рубрика: