Франкское государство: общественный строй (Федоров К.Г., 1977)

В IV—V веках Европа пережила великое переселение народов. В движение пришли десятки варварских племен: гунны, германцы, славяне, арабы, сарматы. Возникали и распадались союзы племен, бесследно исчезали целые народности. В числе германских племен были рипуарские и салические франки, бывшие союзники (федераты) Рима.

После падения Западной Римской империи салические франки во главе с королем Хлодвигом в начале VI века заняли почти всю территорию бывшей Римской провинции Галлии. К концу VIII века они подчинили себе германские племена аллеманов, тюрингов, саксов, баваров, лангбардов.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Его можно представить по Салической правде, памятнику обычного права VI века. В нем отражена переходная эпоха от военной демократии к государству. Свободные франки занимались земледелием и жили соседской общиной-маркой. Именно они составляли основу социальной организации. Общее собрание полноправных членов общины решало наиболее важные вопросы. Только оно могло при согласии всех членов общины принять в свой состав нового жителя деревни.

Пахотная земля находилась в коллективной собственности марки и периодически делилась между общинниками. Свой надел франк не мог отчуждать, в случае его смерти земля оставалась в общине. Пашня считалась владением, а не собственностью. Леса, луга, выгоны для скота также находились в совместном пользовании. Община отвечала за убийство на ее территории. Сородичи обязывались платить штраф за правонарушения своих родственников. Франки ежегодно призывались на сборы, получившие название «мартовские поля». Король проводил смотр ополчения.

Собственность франка в те времена состояла обычно из дома, приусадебного участка, скота. Состоятельная семья имела рабов и полусвободных литов в качестве слуг, ремесленников. Из их числа Салическая правда упоминает кузнеца, конюха, свинопаса, виноградаря. Однако если свободная девушка по своей воле вышла замуж за раба, то она утрачивала свободу.

Следует иметь в виду, что Салическая правда в статьях об общине фиксирует обычаи минувших лет. В VI веке франки уже отошли от родовых связей и стояли на пороге классового общества. Это видно из многих статей памятника права.

Пребывание в общине-марке не являлось обязанностью, любой ее член мог отказаться от родства. Для этого было достаточно на заседании судей сломать над головой три ветки мерой в локоть, разбросать их в четыре стороны и сказать, что отказываешься от наследства и от помощи сородичей.

Салическая правда содержит положение об аллодах — участках земли, принадлежащих их владельцам по праву частной собственности. С каждым годом аллодов становилось все больше. Следовательно, община-марка постепенно распадалась, а ее земли попадали в руки знати и разбогатевших общинников. Увеличение частновладельческих земель несло угрозу самому существованию общины. Ф. Энгельс отмечал, что «с того момента, как возник аллод... возникновение крупной земельной собственности стало лишь вопросом времени» *. Однако женщина не могла получить в наследство аллод, т. е. частновладельческую землю. Позднее эта норма стала толковаться во Франции как узаконенный обычай, запрещающий женщине занимать королевский престол.

Как видим, Салическая правда сохранила многие пережитки родового строя. Она является памятником права раннефеодального государства ив то же время свидетельствует о распаде общины. Свободные франки попадали в кабалу к знати. Тем самым военная мощь ополчения ослабевала.

После доставшейся с трудом победы над арабами в битве при Пуатье в 732 году майордом Карл Мартелл ясно увидел слабость франкского ополчения — малочисленность хорошо оснащенной конницы. Общиннику-франку не под силу было иметь дорогое вооружение всадника, которое стоило целое состояние — 45 коров. Разорение и закабаления общинников было одной из главпых причин проведения важной земельной реформы.

По реформе Карла Мартелла конным дружинникам короля, будущим рыцарям, стали раздавать землю только за службу. Эти наделы, находившиеся в условном пожизненном держании, стали называться бенефициями. Сидящие на земле бенефицария крестьяне были обязаны платить ему оброк, нести барщинные повинности. Рыцарь жил за счет эксплуатации подвластных крестьян. По примеру короля такую же практику ввели и крупные феодалы.

Для раздачи бенефиций король конфисковал землю у некоторых аббатств, у непокорных из числа знати. Владелец бенефиция считался вассалом короля и за отказ от службы в королевском войске терял свое держание. За неявку на службу с вассала взыскивался штраф в 60 солидов. Бенефиций не разрешалось передавать по наследству — это было пожизненное держание. Так возник вассалитет с леном. Именно тогда появились иммунитетные грамоты, разрешавшие феодалам взимать налоги с местного населения, вершить над ними суд, собирать ополчения. Повинности выполнялись в пользу магната, а не короля.

Введение бенефиция в начале преследовало цель создать сильную королевскую конницу и тем самым упрочить положение монарха. Но впоследствии бенефиций стал наследственным владением — феодом. Развитие института наследственных владений содействовало феодальной раздробленности, концентрации земли в руках местной знати. Все это ослабило власть короля.

Реформа Карла Мартелла явилась показателем разорения и закабаления свободных франков. Процесс феодализации общества после этого пошел гораздо быстрее, возникли новые группы феодально-зависимого населения.

Широкое распространение получил институт прекария, при котором крестьянин был вынужден считать свой надел условным владением. Он мог обрабатывать на определенных условиях землю, собственником которой были светские или духовные феодалы. Он обязывался платить оброк или выполнять барщину своему сеньору. Просьба земледельцев о покровительстве называлась коммендацией. Она стала одной из распространенных форм закабаления свободных крестьян. Утверждение системы вассалитета-сюзеренитета означало окончательный упадок родового строя.

В одном из капитуляриев императора Карла Великого (IX век) содержится красноречивое признание массового захвата феодалами общинных земель. Епископы, графы, судьи, сотники в погоне за аллодами одолевали их владельцев внеочередными призывами на военную службу, судебными преследованиями до тех пор, пока крестьянин, «оскудевши, волей-неволей, собственность свою не отдаст».

К середине IX века свободные франки почти исчезли. Общество состояло теперь из трех групп: крупных землевладельцев, их вассалов и феодально-зависимых крестьян. Разорение свободных общинников привело к ослаблению королевской власти. Такова была цена, за которую Карл Великий купил свою новую Римскую империю, подчеркивает Ф. Энгельс.

Примечания

*  Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 497.

Цитируется по изд.: Федоров К.Г. Истрия государства и права зарубежных стран. Л., 1977, с. 58-61.