Иран (Гудзь-Марков, 1997)

Цивилизация, обладавшая рядом крупных городов, металлургией, торговлей и развитым сельским хозяйством, расцвела в Иране еще в V тысячелетии до н.э. В эпоху возвышения Рима территория Ирана входила в состав Парфянской державы. В ту пору в Иране господствовал зороастризм. Создатель учения Зороастр вошел на земли Ирана вместе с потоком индоевропейских кочевников, хлынувшим в XIII — VIII веках до н. э. в Афганистан и Иран с севера, из степей Евразии.

Этнически иранцы принадлежат восточной группе индоевропейских народов Евразии наряду с хеттами, индоариями II — I тыс. до н. э. и кочевниками — киммерийцами, скифами, сарматами, аланами, населявшими низовья Волги, Дона и Днестра.

Корни языкового и этнического единства протославян и протоиранцев уходят в глубину V — III тысячелетий до н. э.

В III веке Парфянская держава, в состав которой были включены провинции Ирана, Месопотамии, северо-западной Индии, Авганистана и юга Средней Азии, втянулись в период необратимого разрушения и распада. Население Ирана, как и в глубокой древности, на равнинах возделывало культурные растения, а в горах выпасало скот. Землей владели общины, что не мешало земледельцам сохранять свободу.

В 226 г. главой Ирана, иначе именуемого Персией, был провозглашен Ардашир (226 — 241 гг.), положивший начало правлению династии Сасанидов. Тогда же были заложены основы административного деления государства, противоречившие прежним патриархальным рубежам родовых объединений.

Практически одновременно с воцарением сасанидов в Иране родилось новое духовное учение, остававшееся, впрочем, в русле основополагающих традиций зороастризма. Около 215 г. в Вавилоне родился Мани. В 242 г. в городе Ктесифоне Мани вступил на путь проповедования учения, призывавшего к избавлению человеческого духа от земного материализма как единственного пути к спасению. Манихейцы проповедовали аскетизм.

В 276 г. Мани, оказавшись в тюрьме, был казнен. Заметим, что манихейство стоит в одном ряду с учениями тондакитов (Армения), альбигойцев (Западная Европа), богомилов (Болгария), хотя и развивавшимися в среде христианской, но также отрицавшими материальные оковы человечества.

На западе Ирану (Персии), а ранее Парфии несколько веков противостоял Рим. В 260 г. Иран одержал победу. Ее ознаменовал разгром римлян близ Эдессы. При этом римские воины вместе с императором Валерианом были пленены и обращены в рабство. Правил в то время Ираном Шапур I (242 — 272 гг.)

К концу IV в. после ряда войн Армения была поделена между Ираном (4/5 территории) и Византией (1/5 территории)).

Тем временем внутри державы сасанидов развивались сложные социальные и экономические процессы, причины и следствия которых в дальнейшем оказались важными и для Руси. Как всякое крупное государство, Иран нередко сотрясали не только экономические кризисы (семилетний неурожай при Перозе (459 — 484 гг.)), но и внутренние противоречия, решить которые мирными средствами не всегда удавалось. Знать в Иране стремилась к увеличению податей и налогов. Для земледельцев это оборачивалось такой уздой, что, образно говоря, у всего Ирана буквально синели конечности, кровеносные сосуды которых пережимали налоговые подпруги. Монархи не могли не осознавать того, что алчность части населения угрожает существованию и целостности государства, и как могли боролись с этим злом.

Ардашир II (379 — 383 гг.), видя, что население буквально вдавлено поборами в землю, издал указ об освобождении иранских крестьян от податей на 10 лет. Вскоре Ардашир II был свергнут.

Ездигерд I (399 — 420 гг.) репрессировал знать и подавил ее мятеж в Парсе. Но и он заплатил престолом и жизнью.

В 483 — 484 гг. на северо-западе Ирана вспыхнуло восстание. Правители подавили его ценой огромных усилий. Но это было лишь начало.

488 г. в истории Ирана ознаменован рождением движения маздакитов. Их учение утверждало, что в мире борются светлые и темные начала, при этом светлое действует осознанно, а темное — бессознательно.

К сожалению, на практике торжество маздакизма обернулось перераспределением власти и собственности.

Шахиншах Кавад I не преминул использовать движение маздакитов для борьбы со знатью. Задачу Кавада облегчало то, что основу его войска составляли разоренные поборами земледельцы. В 496 г. Кавад I был свергнут и оказался в темнице. Но уже в 499 г. Кавад I сумел вернуть престол, и тут Маздак, глава движения маздакитов, оказался среди влиятельнейших лиц в государстве.

И вот в Иране отменили привилегии знати. Тем была подорвана основа ее экономического могущества. Более того, значительная часть знати была физически истреблена.

Когда Кавад I почувствовал, что знать и духовенство более не угрожают его власти, он пошел на примирение с ними. Вслед за этим началось истребление маздакитов. Окончательно движение потерпело крах в 529 г.

Бурные события, происходившие в Иране в 488 — 529 гг., и их последствия исторгли из Передней Азии значительное число иудейского населения, принявшего активное участие в движении Маздака и в процессе перераспределения власти и собственности в Иране. Часть иудеев поселилась в греческих городах Малой Азии, а часть перебралась к северу от Кавказского хребта, где в VII в. возник Хазарский каганат.

Хосров I Ануширван (531 — 579 гг.) принял безземельную знать на государственную службу и, отменив множесто прежних налогов, ввел поземельную и подушную подать. Постепенно Иран начал втягиваться в эпоху экономического подъема.

В VI в. продолжилась давняя борьба Ирана с Византией. В 540 г. Иран овладел Антиохией, стратегически важным городом на реке Оронт в Сирии, и обеспечил себе выход в Средиземное море. А к Черному морю иранцев Византия не пустила.

На севере, у Дербента, Хосров I возвел мощную оборонительную стену, где сдерживал кочевников. На востоке, по течению реки Аму-Дарьи, была установлена граница с Тюркским каганатом Центральной Азии (552 — 745 гг.).

Около 570 г. Иран овладел Йеменом, вытеснив оттуда союзников Вавилона — эфиопов.

В 605 г. иранцы, словно предчувствуя скорое падение государства, вторглись в Армению, овладели Месопотамией и пошли к Византии. Иранцы заняли Халкидон, но столицы империи ромеев не завоевали.

В Палестине и Сирии Ирану сопутствовал большой успех. В 614 г. был занят Иерусалим. Войска иранцев овладели нижним Египтом.

То были последние успехи державы сасанидов, поверженной Александром Македонским в IV в. до н. э.

В 622 г. Византия пошла в наступление на Иран, в Малой Азии и на Кавказе . В 627 г. греки заняли столицу Азербайджана — город Ганзак.

В Иране началась смута. Она сопровождалась частой сменой правителей и упадком хозяйства. В 636 — 651 гг. Иран был завоеван арабами.

Гудзь-Марков А.В. История славян. М., 1997, с. 45-46.

Рубрика: