Византия (Гудзь-Марков, 1997)
Греческий город Византия возник в VII — VI в. до н. э. На европейском берегу Боспорского пролива он стал преемником Трои 2750— 1250 гг. до н. э., ране связывавшей миры Азии и Европы. Выгоды положения Византии столь очевидны, что император Константин Великий в 330 г. перенес в нее столиц Римской империи. Город был переименован из Византии в Константинополь, но прежнего имени не забыл. Мы же будем называть город его древнейшим именем — Византия.
В VII — VIII вв. в Византии перешли от римской латыни к греческому языку.
В VI — VII вв. Восточно-Римскую империю сотрясала бесконечная череда вторжений славян и авар на Балканах и персов на востоке. Благодаря сильным периодам правлений Юстиниана I (527 — 565гг.) и Ираклия 1(610 — 611гг.) империя выстояла. При этом Балканы и значительная часть Греции оказались населенными оседлым земледельческим славянством.
В 717 — 718 гг. Византия выдержала осаду арабов. Столица выстояла. И началась новая, не менее опасная и гораздо более длительная осада устоев империи, продлившаяся с эпохи правления Льва III Исавра до правления Василия Македонянина (717 — 867 гг.). Это время названо эпохой иконоборчества. Ее наступлению предшествовали двадцать лет смут в империи.
В эпоху иконоборчества в империи главенствовали две династии восточного происхождения — исавров и армян.
Иудеи и магометане поставили под сомнение устои христианских постулатов. Гонениям подверглись иконы. Утверждалось, что икон не должно быть в церкви. Борьба перемежалась частыми бунтами и появлением самозванцев. Империя вечно делилась на сторонников и противников тех или иных воззрений и идей. Устои империи отстояли греки и славяне. Их решающим аргументом стало следование традициям глубочайшей и божественно прекрасной культуры Эллады. В 842 г. над иконоборцами была одержана полная победа. Это обеспечило духовное преобладание греков и славян над выходцами из Азии.
С восшествием на престол Василия I Македонянина (867 — 868 гг.) начался новый этап в истории империи. Началось широкое распространение культурного и религиозного влияния Византии в Европе и Азии.
В завершение приведены перечень императоров Восточно-Римской империи и время их правления. Тут же отмечены наиболее яркие вехи в истории Ирана мира арабов, Хазарского каганата. В дальнейшем эти данные помогут сопоставить и понять множество событий и явлений, имевших место в мире славян I тыс. — II тыс. н. э.
Гудзь-Марков А.В. История славян. М., 1997, с. 50-51.