Великая Моравия (Гудзь-Марков, 1997)
Славяне центра и востока Европы, как мы помним, в 454 — 560 гг. переживали эпоху относительного благоденствия из-за отсутствия посягательств на их земли со стороны кочевников востока и стремления германцев овладеть территориями павшей Западно-Римской империи. Район, занятый памятниками археологической культуры Прага - Корчак V - VII вв., указывает на то, что славяне в V - VI вв. спустились долинами рек Прут и Днестр к низовьям Дуная.
Одновременно славяне-анты, создавшие археологическую культуру Прага — Пеньковка V — VII вв., продвинулись с территории правобережного поднепровья на земли современной Румынии и также вышли на дунайский рубеж Восточно-Римской империи ромеев.
Во второй половине VI в. в долину Дуная ворвались орды апар. С приходом новой волны воинственных тюркских кочевников эпоха благоденствия для славян центра и востока Европы завершилась и началась долгая борьба за выживание с жестокими и многочисленными противниками.
В 627—662 гг. сложился военно-государственный союз славян центра Европы во главе с Само. В VII в. могущество авар в центре Европы было поколеблено не только военными действиями государства Само, но и неудачами в борьбе с Византией и немирьем, царившим в степях Северного Причерноморья. Византия искусно сталкивала тюрок-авар с тюрками-булгарами и хазарами, нейтрализуя и тех, и других.
Западные славяне в 630 г. нанесли военное поражение армии франков, ведомой королем Дагобертом.
Поеме кончины Само союз западных славян распался. Он в значительной степени выполнил свою задачу по сдерживанию авар и франков. И постепенно на передовые позиции в мире славян центра Европы стала выходить Моравия, отбитая и очищенная от авар. Так обратимся к истории Моравии, ибо ее роль в мире славян Европы в IX в. была едва ли не определяющей.
В эпоху возвышения империи франков Моравия была принуждена к выплате дани германцам. Кроме того, в IX в. земли Моравии были густо заселены германскими колонистами. В IX в. в Моравию стало проникать христианство.
В первой половине IX в. князь Моймир начал объединять славян, населявших Моравию. Так Моймир оказался основоположником государственного устройства Великой Моравии IX в.
Известно о борьбе Моймира с правителем Нитранской области князем Прибиной. Местный князь был изгнан, а его область Моймир включил в состав Великой Моравии. Ниже, рассматривая историю Древней Руси IX — XI вв., мы увидим, как много общего в путях сложения различных славянских государств. Впрочем, заметим мы и разницу в их судьбах. Если в центре Европы славяне боролись с латинизированным германством, то на востоке Европы редкий год обходился без набега тюркских кочевников.
Германский император Людовик в 840 г. отнял власть у несговорчивого Моймира и отдал престол Великой Моравии князю Ростиславу, на которого возлагал определенные надежды. Но сколько раз рационализм германцев спотыкался о загадки славянской души!
Ростислав не просто подобно Моймиру проявлял недовольство засилием германцев в Моравии. Он пошел дальше. Ростислав принялся строить города и крепости Девин, Велеград и пр. Великая Моравия вступила в тесный союз со страдавшими от германского засилия Чехией и Болгарией. Вся эта центрально-европейская сила была повернута Ростиславом против Германии, и началась война.
Лудвиг Немецкий в 855 г. организовал военный похода пределы Моравии. Ростислав отразил вторжение и сам вторгся на земли восточных марок империи. О выплате Моравией дани Латинской империи не шло и речи. Отнюдь не случайно князь Великой Моравии Ростислав в 862 г. отправил послов в Византию, прося прислать христианского проповедника. Обратимся к свидетельству "Ипатьевской летописи". Под 898 г. в ней помещен рассказ о событиях, ранее произошедших в Великой Моравии: "Князья Ростислав, Святополк и Коцел послали к царю Михаилу (Михаил III 842 — 867 гг.) говоря — земля наша крещена, но нет в ней учителя. Кто бы нас научил и растолковал святые книги, ибо не разумеем ни греческому языку ни латинскому. На совете Михаилу сказали, что есть в Солуни муж именем Лев, а его сыновья разумеют язык словенский. Михаил послал в Солунь— прислать Мефодия и Константина. Они пришли к князьям Ростиславу и Святополку и Коцелу. И начали составлять письмена азбукой словянской. Немцы (ньчии) начали хулить славянские книги, говоря, что недостойно ни одному из языков иметь букв своих кроме еврейского, греческого и латинского" (перевод со старославянского сделал автор настоящей книги). И тут составитель Ипатьевской летописи дал отповедь латинянам: "... да аще кто хулить словеньскую грамоту да буть отлучен от церкве... ти бо суть волци. а не овци... "
Константин вернулся учить болгар, а Мефодий остался в Моравии. Князь Коцел поставил Мефо-дия во главе кафедры епископа в Паннонии. Мефодий посадил за работу попа-скорописца, и в шесть месяцев, с марта по октябрь, были переложены христианские книги с греческого на славянский язык. Так мир славян центра Европы в 862 г. принял христианство из рук Византии.
Реакция германского духовенства не заставила себя долго ждать. Латиняне повели беспощадную борьбу с Ростиславом, политика которого напугала их больше, чем все славянское воинство. В Германии вспомнили о правившем в Нитре племяннике Ростислава Святополке. Последний схватил дядю и выдал германцам. Ростислава ослепили и заключили в темницу.
В то же время в плен к германцам попал Мефодий.
Князь Святополк в 870 г. утвердился на столе Великой Моравии, признав верховную власть Германской империи. И вновь надежды Германии были обмануты. Вызвавший подозрения в неверности Святополк был схвачен и отправлен в Регенсбург на суд Лудвига Немецкого. А покинутая князьями Моравия попала в руки маркграфов.
Нет ничего удивительного в том, что очень скоро над Моравией занялось пламя восстания, во главе которого стал человек с удивительно красивым именем — Славомир. Лудвиг Немецкий решил погасить пламя встречным огнем. В Германии Святополка признали невиновным и отправили на умиротворение Моравии. И снова надежды Германии не сбылись. Святополк объединился с восставшими, изгнал из Моравии маркграфов и истребил едва не все германское войско. Произошли те события в 871 г.
И тут судьба, хотя и не надолго, смилостивилась над Великой Моравией. В 874 г. в Форхгейме Лудвиг Немецкий, стесненный немирьем в Германии, заключил со Святополком мир, выгодный скорее Моравии. Одновременно распахнулись окованные железом ворота перед Мефодием, возвратившимся в Моравию. Но конца разгоревшейся в IX в. в Моравии борьбе латинского запада с восточным (православным) христианством видно не было. Германская партия принудила Святополка поставить в помощники к Мефодию епископа Викинга. Мефодий умер в 884 г., и Викинг, став во главе архиепископской кафедры Моравии и Паннонии, принялся за изгнание учеников Мефодия и передачу церковной власти в руки выходцев из Германии.
В 887 — 899 гг. Германией правил Арнульф. Князь Святополк умел уберечь пределы Великой Моравии от маркграфов. Более того, могущество Святополка охраняло безопасность входивших в состав державы Чехии, Паннонии, Лузации, Словакии.
После кончины Святополка (+ 894 г.), как часто случается в истории, его сыновья принялись за дележ отцовского наследства, не держа при этом в голове и мысли о целостности и силе государства. Этим не преминула воспользоваться Чехия. Тем временем и Арнульф все более вникал вдела Моравии. И туч в центр Европы ворвались угры. Выше писалось, что пригласил их на средний Дунай Арнульф.
Ослабленная смутой Моравия не выстояла. Ее земли заволокло пылью, поднявшейся от копыт угорских лошадей. И мы вновь сталкиваемся с особенностью славянской истории. Угры разрушили государственность Великой Моравии. Но угры же отбросили германцев к западу от славянских земель Карпатской котловины.
В XI в. Моравия была отнята у угров Чехией и с тех пор выступала как самобытная провинция Чешского государства. Лежащая к северо-востоку от земель Моравии Словакия при сыне Святополка князе Моймире II также подпала под власть угров. Часть Словакии, тяготевшая к Чехии, со своими князьями Спитигневом и Вратиславом угорскому вторжению предпочла власть Германии. В 900 г. Словакия выступила как союзница Германии во время похода германцев в Моравию. Особенность Словакии в том, что она долее Чехии и Моравии хранила верность греческому обряду, кириллице и всему строю архитектуры, языка и культуры, присущему славянам центра Европы эпохи великоморавских князей Ростислава и Святополка.
Гудзь-Марков А.В. История славян. М., 1997, с. 85-86.