Камбоджа до середины XIX века: двойной суверенитет Сиама и Вьетнама

Данные археологии позволяют отнести заселение территории Камбоджи к эпохе палеолита, который, по материалам раскопок в Молупрее, Лонгпрао и Самронгсене, датируется XIV тысячелетием до н. э. В период позднего неолита (VI—V тысячелетия до н. э.) в долинах рек появились крупные постоянные земледельческие поселения. Помимо земледелия, которое в долинах уже было орошаемым (в основном рисоводства, кроме того культивировались бобовые и бахчевые культуры), важными занятиями населения являлись рыболовство и собирательство, а также охота. Среди археологических находок позднего неолита встречаются шлифованные каменные плечиковые, а также трапециевидные мотыги и топоры, долота, серпы, наконечники стрел, костяные рыболовные крючки. Была найдена керамика разнообразных форм с геометрическим орнаментом. Погребения совершались в ямах или сосудах. Для этого периода была характерна племенная организация общества, опиравшаяся на более мелкие семейно-родовые общины. Формирование культуры эпохи бронзы относится к III—II тысячелетиям до н. э. Железные орудия распространяются на территории Камбоджи в последние века до нашей эры, что ускорило развитие материального производства, а к началу нашей эры привело к появлению социального расслоения и возникновению зачатков государственности у древних кхмеров. Бапхном (в китайских источниках — Фунань; I—VI века) с центром в нижнем течении реки Меконг и со столицей во Вьядхапуре стал первым крупным государственным образованием на территории Камбоджи. Его ранняя история дошла до нас лишь в форме династийного мифа, этническая и лингвистическая принадлежность населения Бапхнома точно не известна. Основателем государства считался Каундинья, принадлежавший к Лунной династии (Сомавамса — одной из мифических индийских династий, восходящей к богу Луны Соме, что свидетельствует об индианизации региона в этот период). Благодаря ряду успешных войн Бапхном во II—IV вв. значительно расширил подконтрольную его пра-вителям территорию, распространив свою власть на части современного Южн. Вьетнама, Лаоса, Таиланда, Мьянмы и Малайского п-ова. Он имел торговые связи с государствами Индии и Китая и процветал во многом благодаря выгодному расположению на соединявшем их морском пути. Кроме того Бапхном поддерживал контакты с Ираном, Арменией и Римской империей. В Бапхноме существовала развитая городская культура, сложная денежная система, широко использовалась письменность. В духовной культуре местные мон-кхмерские традиции сочетались с влиянием культуры народов Южной Индии (прежде всего связанных с распространением индуизма и буддизма). В Бапхноме существовал культ богов горы и духов предков. В VI веке Бапхном постепенно приходит в упадок (вероятно, в связи с изменением путей морской торговли в регионе). Наиболее сильным государственным образованием становится ранее находившаяся в зависимости от Бапхнома Ченла с центром в среднем течении рек Меконг и Мун (на территории современных Лаоса и Таиланда), где доминировало монкхмерское население. В середине VI века правитель Ченлы Бхававарман I (около 550 — около 600 годов) объединил под своей властью Бапхном и Ченлу. Легендарная история Ченлы связывает ее основание с аскетом Камбу Сваямбхувы, считавшимся представителем другой мифической индийской династии — Солнечной (Сурьявамса). По одной из гипотез, к его имени восходит название страны — Камбоджа. При правителе Ишановармане I (около 612 — 628) была построена новая столица — Ишанапура, расширен бюрократический аппарат. Также была предпринята попытка ввести управление подчиненными территориями, до этого фактически лишь признававшими верховную власть Ченлы и множеством остававшихся полунезависимыми «вассальными» княжеств, с помощью подчиненных контролю центральной власти губернаторов. Основой хозяйства Ченлы являлось земледелие, существовавшее на базе искусственного орошения (в первую очередь — ирригационное рисоводство), для его поддержания использовался труд рабов и иных категорий зависимого населения. Эпиграфика VII века отразила тенденцию к сакрализации власти царя, которая сказалась и в добавлении к его имени в санскритских надписях термина «дева» («бог»), В духовной сфере наблюдалось усиление шиваизма, особенно заметное при Ишановармане I. Но политическое единство Ченлы было непрочным. Непрерывные войны и междоусобицы привели к ее распаду в начале VIII века на два самостоятельных государства — Ченлу Земли и Ченлу Воды, занимавших южную часть полуострова Индокитай.

К XI веку на территории бывшей Ченлы Воды сформировалось могущественное государство — империя Камбуджадеша с центром в районе Ангкора (около современный Сием Реапа). Ранний период ее истории связан с основателем правившей там династии царем Джаяварманом II (802— 854), сумевшим завоевать и объединить под своей властью несколько княжеств. Он учредил шиваитский культ дева-раджи (бога-царя), способствовавший формированию мощного централизованного государства во главе с монархом, наделенным неограниченной властью. Джаяварман также принял титул чакравартина (в индуизме и буддизме — идеальный, вселенский правитель). Он начал раздачу земель в районе к северу от озера Тонлесап, превратившемся в центр Ангкорской империи на 600 лет, и их постепенное освоение. Там Джаяварман последовательно основывал стольные города (Индрапуру, Харихаралайю, Амарендрапуру, Махендрапарвату), в которых вел широкое строительство индуистских храмов.

Яшоварман I (889—912) существенно усилил идеологическую мощь государства за счет религиозной пропаганды и активного храмового строительства. Он вошел в историю как покровитель индуизма и буддизма, лично основавший сотню монастырей. При Яшовармане в число религий, исповедуемых в стране, вошел буддизм махаяны, по его инициативе были разработаны уставы шиваитских, вишнуитских и буддийских храмов. Яшоварман продолжал политику интенсивного освоения земель на северо-западе страны. Он покинул Харихаралайю и основал новую столицу на месте современного Ангкора, назвав ее своим именем — Яшодхарапурой («город Яшода»), где была осуществлена широчайшая строительная программа. В центре столицы по приказу Яшовармана воздвигли храм царской линги — Бакхенг. Через город проложили дороги, вдоль которых располагались дома его жителей. В окрестностях столицы был вырыт грандиозный водоем — Яшодхарататака (Восточный Барай). Всего на территории столицы археологи обнаружили следы около 800 искусственных водоемов.

Наивысшего расцвета Камбуджадеша достигла при царствованиях Сурьявармана I, Сурьявармана II и Джайавармана VII. Сурьяварман I (1002—1050), утвердив свою власть на территории всей страны после почти десятилетия войны с соперниками, вел успешные завоевательные войны, расширив территорию Ангкорской империи за счет включения в нее монского государства Лаво, обладавшего большими ресурсами сельскохозяйственных земель, что обеспечило значительный экономический подъем Камбуджадеши. Сурьяварман I осуществлял широчайшее ирригационное строительство в центральных областях империи. Активную роль в освоении новых земель, а также распространении кхмерской культуры играли хозяйства сооружавшихся там храмов и монастырей. При нем был сооружен Западный Барай — гигантский водоем снабжавший столицу питьевой водой, а также сложная система каналов, водоемов, водопровода и более 1000 резервуаров для хранения дождевой воды, что создало прочную основу для успешного развития сельского хозяйства. В 1011 году он привел к присяге всех высших чиновников государства, в число которых включалась и знать покоренных областей. Текст клятвы верности был запечатлен на колоннах одного из павильонов царского дворца. Сурьяварман I стал первым из монархов Ангкорской империи, исповедовавшим буддизм махаяны. Стремясь укрепить власть на захваченных территориях, он провозгласил политику религиозной терпимости. В число религий, исповедовавшихся в Камбуджадеше, в это время входит и буддизм тхера-вады. Как и в предыдущий период поддерживались активные связи с государствами Южной Индии и Индонезии, хотя отношения с последними часто оказывались враждебными.

Сурьяварман II (1113—1150) пришел к власти после длительного периода, в ходе которого религиозные смуты (гонения на буддизм, организованные рядом правителей-шиваистов), не всегда удачные войны с соседями и внутренние раздоры фактически привели к распаду Камбуджадеши. Сохранив Яшодхарапуру в качестве столицы, он вел активную деятельность в северных районах империи, откуда сам был родом. Сурьяварман II возобновил дипломатические отношения с Китаем, куда в 1116 и 1120 годы направлял посольства. Он вел завоевательные войны против Чампы и Дайвьета. К концу правления Сурьявармана II на территории Ангкорской империи проживали кхмеры, моны, таи, чамы, малайцы и различные горные народности. Исповедуя вишнуизм, распространившийся в этот период почти по всей Юго-Восточной Азии, этот монарх придерживался политики религиозной терпимости. В качестве общеимперской религии он сохранил культ дева-раджи, активная пропаганда которого велась путем широкомасштабного религиозного строительства. При Сурьявармане II в столице был сооружен храм Ангкор-Ват, воплотивший все достижения кхмеров в области архитектуры. Выполняя функции храма «дева-раджи», он при этом был посвящен богу Вишну, золотая статуя которого, восседавшего на мифической птице гаруде, располагалась в центральном святилище Ангкор-Вата. Центральные территории империи в это время были достаточно хорошо освоены и процветали: примерно на 1000 кв. км вокруг столицы распространялась густозаселенная область с множеством деревень и обрабатываемых полей, сетью дорог и каналов, на берегах которых сооружались набережные, с многочисленными резервуарами с водой. Выросло и число городских центров, население центральных районов империи по подсчетам некоторых исследователей могло доходить до более 1,5 миллионов человек.

Одним из самых могущественных правителей в истории Ангкорской империи был Джайяварман VII (1181 — около 1220), который в 1177 году, еще в правление своего предшественника, когда армия Чампы захватила и разграбила столицу Камбуджадеши Яшодхарапуру, возглавил сопротивление чамам, а в 1181 году разгромил их военный флот. После коронации в 1181 году Джайяварман VII вел активные завоевательные походы. В 1195 году он вернул в состав империи княжества, расположенные на Малаккском полуострове, к 1203 году, после более 10 лет войн и дипломатических интриг, подчинил Чампу и включил ее в состав империи. При Джайявармане VII Камбуджадеша достигла наивысшего могущества. Ее границы расширились на севере до Вьентьяна, на востоке до побережья Восточно-Китайского моря, на юге — до центральной части Малаккского полуострова, на Западе — до Бирмы (Мьянмы). Правитель поддерживал регулярные дипломатические отношения с китайским двором. 

Джайяварман VII осуществил религиозную реформу, способствующую упрочению позиций буддизма махаяны. Мощь монарха олицетворяла теперь не линга, а статуя бодхисаттвы Авалокитешвары, которая помещалась в центральном храме — Байоне, одном из самых величественных в храмовом комплексе Ангкор-Вата. 

Официальным культом стал культ Будда-раджи — своеобразная модификация культа дева-раджи. При Джайявармане VII началась активная государственная пропаганда тхеравады, открывались учебные заведения, где велось преподавание буддийской философии. В это время развернулось и небывалое по масштабам храмовое строительство. Были возведены грандиозные архитектурные ансамбли: Преах Кхан, Бантеай Кдей, Та Пром, Бантеай Чхма, посвященные родственникам правителя. Заново отстроенная столица империи получила название Ангкор-Тхом. Повсеместно велось строительство объектов социального назначения — лечебниц, странноприимных домов, дорог, оросительных каналов.

Правление последующих монархов было отмечено борьбой за сохранение контроля над подчинявшимися Камбуджадеше землями. Уже в 1220 году от империи отделилась Чампа, к 1230 году отпала расположенная на Малайском полуострове Тамбралинга, в 1238 году тайские князья захватили подчинявшуюся до этого Камбуджадеше территорию Сукхотаи, где было образовано независимое тайское государство. Внутри страны все явственнее ощущался экономический кризис, вызванный истощением почв и водных ресурсов, прежде всего центральных районов империи, что, наряду с тяготами работ, связанных с монументальным строительством и ведением масштабных военных походов, в свою очередь, дало толчок к началу миграции крестьянского населения в другие регионы еще в более ранний период.

Территориальный распад империи продолжался и во второй половине XIII века. В 1283—1287 годы отделились земли монского государства Лаво, уже в значительной степени заселенные тайцами. Внешнеполитическая ситуация в регионе еще более осложнилась вследствие походов монгольского хана Хубилая, завершившего завоевание Китая. В 1283 году кхмерам удалось отбить наступление монголов, но все же, боясь ответных действий со стороны Хубилая, в 1285 году кхмеры согласились платить ему дань. В то же время участились столкновения с тайскими правителями Сукхотаи и Чиангмая, под давлением которых кхмеры были окончательно изгнаны из долины Менама. Внутриполитическая ситуация характеризовалась обострением религиозной борьбы, вызванной широким распространением буддизма тхеравады, которое привело к гонениям на оба течения буддизма со стороны правителей (большинство из них продолжало придерживаться шиваизма) и могущественного шиваистского духовенства. Множество изображений Будды было обезображено, разбито или переделано в линги. Но, несмотря на гонения со стороны правящих кругов, упрочение позиций буддизма тхеравады среди населения страны продолжалось. Распад Камбуджадеши завершился после прихода к власти в 1336 году новой династии во главе с простолюдином Чаем, поддерживавшей буддизм. С этого времени правители-буддисты носили титул «сдать» (король). В стране практически прекратилось масштабное храмовое строительство, почти исчезло игравшее до этого значительную роль храмовое землевладение, значительно сократилось число чиновников, функции управления во многом перешли в руки членов королевской семьи и представителей немногочисленной крупной знати. При этом усилилось влияние народной кхмерской куль-туры, кхмерский язык стал языком культа. Средоточием культурной жизни при новой династии еще около столетия оставалась Яшодхарапура, но экономический центр постепенно смещался к востоку от озера Тонлесап в район Лонгвека-Удонга — Пномпеня.

Во 2-й половине XIV - начале XV века территория Камбоджи страдала от набегов чамов и тайцев. После возникновения в XIV веке тайского государства Аютия Яшодхарапура  подвергалась постоянной угрозе и в итоге была захвачена тайскими войсками. Окончательно тайцев смог изгнать только король Понья Ят (1405-1467). Ко 2-й трети XV века экономический центр страны окончательно утвердился к востоку от озера Тонлесап. Завершил этот процесс перенос в 1437 году столицы кхмерского государства из Ангкора в Пномпень, находившийся на безопасном расстоянии от границ, в центре крупного и густонаселенного массива сельскохозяйственных земель, не испытавшего недостатка в водных ресурсах.

В начале XVI века кхмерам под предводительством короля Анг Чана I (1510—1555) удалось в 1510 году разгромить тайские войска в районе Ангкора, а в 1528 и 1533 годы провести успешные военные походы против Аютии. В 1529 году Анг Чан I перенес столицу в Лонгвек, расположенный к северо- западу от Пномпеня, обустройством которого активно занимался. Он проводил и обширное строительство религиозных сооружений по всей стране, но особенно активно в Лонгвеке и близлежащем к нему Удонге. Благодаря буддийской веротерпимости правителя европейские миссионеры получили разрешение проповедовать в К. христианство, однако кхмеры не проявили к этой религии особого интереса.

В XVI-XVIII веках Камбоджа вела частые войны с соседними государствами — Аютией (затем, с конца XVIII века, — Сиамом) и Дайвьетом. Вторжения тайских и вьетских войск, сопровождавшиеся угоном занятого в сельском хозяйстве населения и разрушением городов, привели к заметному упадку экономики Камбоджи и политической дестабилизации. В начале XVII века столица была перенесена в Удонг. В этом столетии активизировалось и проникновение в Камбоджу европейцев. В 1640 году здесь появилась нидерландская фактория, которая с перерывом действовала до 1652 года, пока не была уничтожена вьетнамцами, постепенно захватывавшими бывшие ранее кхмерскими земли в дельте Меконга в конце XVII— XVIII веков. Соперничество между внешними силами за преобладающее влияние в Камбодже обострило междоусобные распри кхмерской знати и привело к расколу королевской семьи, в результате чего страна попала в зависимость как от Сиама, так и от Дайвьета: в центральных и западных районах правил король Чей Четта IV (1675—1706), а в восточных закрепился дайвьетский ставленник Анг Нон. Официально сюзеренитет Сиама был признан при Анг Енге (1794—1797), который безуспешно пытался стабилизировать политическую ситуацию. Две провинции — Баттамбанг и Сием Реап — отошли к Сиаму. В 1807 году, при Анг Чане II (1797—1834), был оформлен двойной сюзеренитет Сиама и Вьетнама (до 1804 года - Дайвьет) над Камбоджей. В 1830-х годах усилилось влияние Вьетнама. Районы по правому берегу Меконга к югу от будущего канала Хатиен отошли под его административный контроль. Камбоджа была разделена на провинции, получившие вьетнамские названия. В центральных и восточных провинциях страны были размещены вьетнамские войска, проложен канал Хатиен и проведена дорога к Сайгону. При королеве Анг Мей (1834—1841) официальным языком в Камбодже стал вьетнамский. Но вскоре, в 1845 году при военной помощи Сиама к власти пришел король Анг Дуонг (1847—1860). Кхмерская армия в союзе с сиамцами вытеснила вьетнамские войска из центральных районов страны, был подписан мирный договор и восстановлен двойной сюзеренитет Вьетнама и Сиама над Камбоджей. Для укрепления государства Анг Дуонг, опираясь на буддийскую сангху (духовенство), приступил к проведению широких социально-экономических реформ. Он осуществил централизацию, обновил государственный аппарат, реформировал уголовный кодекс, упорядочил налоги, приступил к выкупу рабов. При Анг Дуонге была построена дорога Удонг — Кампот — Пномпень. Во внешней политике он ориентировался на Францию, наладив через прибывших в Камбоджу католических миссионеров контакты с французским консулом в Сингапуре.

H. H. Бектимирова.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 8. М., 2020, с. 31-36.