Хараппская цивилизация: происхождение (ИИ, 1979)

Среди ученых довольно широко было распространено мнение о  позднем возникновении цивилизации в Индии. Некоторые из них считали, что ее принесли извне арийские племена. Нередко высказывались точки зрения об изолированности древнеиндийской культуры, ее отсталости по сравнению с культурами других стран Древнего Востока.

Открытие и исследование Хараппской цивилизации * явилось ярким доказательством самобытности древнеиндийской культуры. Еще в 1875 г. английский археолог А. Канингхэм обнаружил в Хараппе (современный Пакистан, округ Монтгомери, Западный Пенджаб) печать с неизвестной надписью, но научные раскопки начались лишь в 20-х годах XX века. Индийские археологи Д. Р. Сахни и Р. Д. Банерджи открыли древние города в Хараппе и Мохенджо-Даро (современный Пакистан, округ Ларкхана). С тех пор проблемы этой цивилизации находятся в центре внимания историков и археологов многих стран мира.

Теории происхождения и новые материалы

Одним из самых сложных вопросов в изучении Хараппской цивилизации является вопрос о ее происхождении. Высказывались разные точки зрения — о шумерийской основе хараппской культуры, о создании ее индоарийскими племенами, в связи с чем Хараппская цивилизация рассматривалась как ведийская. Известный археолог Р. Гейне-Гельдерн писал даже о том, что цивилизация на Инде возникла внезапно, так как никаких следов предшествующего развития будто бы не обнаружено. За последние годы собраны новые важные материалы о местном происхождении этой культуры. К сожалению, подпочвенные воды пока мешают археологам исследовать нижние слои в Мохенджо-Даро.

Археологические раскопки в Белуджистане и Синде показали, что здесь в четвертом-третьем тысячелетии до нашей эры существовали земледельческие культуры, которые имеют много общего с раннехараппской культурой и с которыми хараппские поселения в течение длительного времени поддерживали контакты (раскопки В.-А. Фейерсервиса, Б. де Карди, Ж.-М. Казаля и др.). В Синде земледельческие культуры появляются позднее, что позволяет предполагать проникновение сюда каких-то племен из областей Белуджистана и Южного Афганистана.

В долине Инда хараппские поселения возникают, очевидно, не сразу и не одновременно. Вероятно, из какого-то одного центра, где раньше всего сложилась городская культура, происходило постепенное расселение ее создателей. В этой связи особый интерес представляют исследования французского археолога Ж.-М. Казаля в поселении Амри, который установил стратиграфию от дохараппского периода до позднехараппского. Здесь прослеживается местное развитие культур: с момента, когда большая часть керамики изготовлялась вручную, без гончарного круга, когда строения только появлялись, а использование металлов лишь начиналось, до более развитых фаз, отмеченных расписной керамикой и более прочными, сырцовыми постройками. Нижние слои дохараппского периода имеют аналогии с раннеземледельческими культурами Белуджистана, в более поздних слоях появляется керамика раннехараппских поселений долины Инда. Наконец, раскопки показали, что традиции, типичные для культуры Амри, сосуществуют вместе с хараппскими.

Вопрос о генетической связи хараппской культуры с предшествующей ей культурой Амри остро дискутируется в научной литературе. Если А. Гхош склонен признавать их генетическое родство, то Ж.-М. Казаль считает, что хараппская культура не возникает непосредственно из Амри, а постепенно «накладывается» на нее.

В самой Хараппе под городскими укреплениями была найдена керамика культуры Амри, а в нижних слоях Мохенджо-Даро — керамика белуджистанских культур, что свидетельствует, очевидно, не только о тесных контактах индских поселений с земледельческими культурами Белуджистана и Синда, но и о том, что Хараппская цивилизация имеет местные корни. Она возникла на основе традиций земледельческих культур этого района, и прежде всего долины Инда, хотя и представляла собой новый этап, этап городской культуры эпохи бронзы.

Раскопки пакистанских археологов в Кот-Диджи (недалеко от современного Хайпура) показали, что в дохараппский период здесь существовала уже весьма развитая культура: ученые открыли цитадель и собственно жилые кварталы. Керамика из Кот- Диджи раннего периода имеет аналогии с керамикой земледельческих поселений Синда и Белуджистана, а также дохараппской в долине Инда, а более поздняя — с хараппской. Это позволило проследить эволюцию местных традиций. Явный предхараппский период был открыт индийскими археологами при раскопках в Калибангане (Раджастхан), где на двух холмах находились поселения предшественников хараппанцев, а затем и постройки уже создателей хараппской культуры. Керамика предхараппского поселения имеет много общих черт с керамикой Амри и Кот-Диджи. Таким образом, ученым удалось проследить появление и развитие в этом регионе хараппской культуры, а также сосуществование раннехараппских и собственно хараппских культур и традиций.

За последние годы индийские археологи открыли много новых памятников хараппской и раннехараппской культур. В связи с этим появились и новые трактовки проблемы происхождения Хараппской цивилизации. Наряду с теорией об эволюции хараппской культуры из местных дохараннских и раннехараппских культур была выдвинута точка зрения о сосуществовании и параллельном развитии раннехараппских культур как культур сельского типа и Хараппской цивилизации как городской. Действительно, возникновение городской жизни, появление крупных городских поселений явилось тем качественно новым рубежом, который знаменовал собой рождение собственно Хараппской цивилизации со всеми присущими ей чертами и своеобразием (печати, письменность, особый керамический орнамент и т. д.).

Тенденцию к урбанизации можно проследить на многих памятниках раннехараппского времени в Афганистане, Белуджистане, Синде, но лишь в долине Инда появилась столь развитая городская цивилизация.

Большое значение имели, очевидно, географические условия, в том числе речная система Инда, создающая благоприятные условия для развития материальной культуры и экономики и для создания городских поселений — центров ремесла и торговли. Не случайно большая часть всех хараппских поселений располагалась по берегам Инда и его притоков. Хараппские поселения открыты в верховьях Ганга и Ямуны (современная Джамна).

Многое в происхождении хараппской культуры остается еще не совсем ясным и нуждается в дальнейшей разработке, но теории, связывающие создание этой цивилизации с пришельцами — ариями или шумерийцами, в настоящее время представляют лишь историографический интерес.

Примечания

* Название условное, по месту первых раскопок. К настоящему времени ареал распространения этой культуры весьма обширен, но первоначальное название сохраняется.

Цитируется по изд.: К.А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. История Индии. Издание второе исправленное и дополненное. М., 1979, с. 13-15.