Кушанское царство в Индии (Таммита-Дельгода, 2007)
Греки сохраняли власть над Северо-Западной Индией до середины первого столетия н. э. К этому времени, после объединения Китая в правление династии Хань, Китай начал расширять свои западные границы. Это вынудило орды кочевых племен, населявших эти области, к миграции дальше на запад, что вызвало волну вторжений в Индию и Западную Европу. Первыми захватчиками из Центральной Азии были скифы, или шаки. Они проникли в Бактрию и оттуда в Индию, положив конец греческому господству на северо-западе. Шаки, в свою очередь, были вытеснены из этой области другим, более многочисленным кочевым племенем юэчжи и вынуждены были продвигаться дальше на юг, на территории вокруг Гуджарата, в то время как юэчжи утвердились в Гандхаре. Здесь они основали новое могущественное царство Кушан.
Как центр торговых маршрутов, связывающих Индию, Китай и Запад, царство Кушан неуклонно укреплялось в богатстве и влиянии в течение первого столетия н. э. Вершины процветания оно достигло во время правления третьего царя Канишки (78-114 гг. н. э.), величайшего и самого прославленного из правителей Кушана. Во время его царствования границы владений Кушана простирались от Гандхары и Кашмира до самого Бенареса на востоке и Санчи на юге. Согласно буддийской легенде, Канишка, подобно Ашоке, принял буддизм и стал ревностным приверженцем и покровителем этой веры. Он, как считается, созвал Четвертый собор буддистов и построил множество буддийских монастырей.
Канишка проявлял большой интерес к искусству и литературе, и его двор привлекал художников, поэтов и музыкантов со всей Азии. Наиболее известным из них был поэт Ашвагхоша, писавший на санскрите, чье сочинение «Буддачарита» («Жизнь Будды») — одна из самых ранних классических поэм на санскрите. Под покровительством Канишки школа искусства Гандхары достигла вершин, создав буддийские скульптуры, которые являются шедеврами слияния культур Востока и Запада. Вдохновленные греческими и римскими образцами, резчики по камню из Гандхары создали неповторимо прекрасный стиль, в котором яркий реализм сочетался с удивительным спокойствием и безмятежностью. Город Матхура, в 35 милях к югу от Дели на реке Ямуне, был еще одним крупным культурным центром Кушан. Здесь процветала другая буддийская школа искусства, почти полностью сохранившая индийский стиль и свободная от греческого влияния. Во время недавних раскопок было обнаружено множество скульптур, большинство из них искусно вырезаны из местного красного песчаника.
Несмотря на обращение в буддизм и благосклонность к искусству, Канишка оставался одержим войной. Он не был популярным в народе правителем. По свидетельству его современника, «царь жаден, жесток и неблагоразумен: военные кампании и продолжительные завоевательные походы истощили казну страны. Чувство довольства ему неведомо». Чрезмерные притязания и ненасытная воинственность в конце концов переполнили чашу терпения приближенных Канишки, и царя задушили в его собственном лагере. Царство Кушан, однако, пережило Канишку и существовало еще почти сто лет.
Цитируется по изд.: С. Таммита-Дельгода. Индия. История страны. М., 2007, с. 100-102.