Индонезия. Колониальный период
Колониальный период (16 век – 1945 год). Начало 16 века - конец 18 века - проникновение европейцев, колониальная система Нидерландской Ост-Индской компании. Процесс нового объединения Явы проходил в крайне неблагоприятной обстановке. Развитию производительных сил, внешней торговле и связям отдельных районов Индонезии между собой и другими странами Азии был нанесен серьезный удар в результате все возраставшего с конца 15 века проникновения европейцев. После захвата Малакки (1511) и ряда пунктов на Молуккских островах португальцы установили контроль над традиционными морскими путями. Это привело к ослаблению яванских княжеств, помешало объединению Явы, которое могло бы создать предпосылки для дальнейшего прогрессивного развития феодальной формации. К 1575 году борьба между княжествами, на которые распался Маджапахит, завершилась объединением большей части Центральной и Восточной Явы в государство Матарам. Основой хозяйственной жизни в 16 веке оставалась сельская община, члены которой имели право на земельный надел и использование общинных выгонов и пустошей. Сельское хозяйство сочеталось с ремеслом. Феодальная эксплуатация крестьянства осуществлялась феодальным классом частично в централизованном порядке (рента-налог, государственная барщина по перевозке грузов, строительству, заготовке топлива и т. п.), частично отдельными феодалами, которые превратились в вассалов Матарама.
После установления португальского контроля над традиционными торговыми путями индийские и другие купцы, стремясь избежать португальских поборов, стали направлять свои корабли в обход Малаккского пролива вдоль западного берега Суматры от Аче к Зондскому проливу. Это способствовало укреплению на Западе Явы княжества Бантам и превращению столицы-порта в крупный торговый центр, расширению власти его султанов на соседние районы. Спрос на перец приводил к росту этой экспортной культуры. Феодалы заставляли крестьян выращивать перец и сдавать его им в качестве земельной ренты - налога. Вместе с тем распространение культуры перца в некоторых районах способствовало росту торгового земледелия, расслоению крестьянства и разрушению общинного землевладения. Аналогичные процессы происходили и в Аче на Северной Суматре, где не только укрепилась власть султана над собственно Аче, но и расширялось его господство над соседними княжествами и племенами внутренних районов острова.
В 90-х годах 16 века началось проникновение в Индонезию голландцев. Объединение нескольких голландских компаний в 1602 году в акционерную компанию с большим акционерным капиталом - нидерландскую Ост-Индскую компанию, создало мощную предпосылку для проникновения Нидерландов на Восток. В начале 17 века ОИК вытеснила португальцев с Молуккских островов. Голландский колонизатор Ян Питерсзон Кун построил первый европейский форт на Яве. Выросший вокруг форта на развалинах разрушенной голландцами Джакарты карты новый город Батавия стал столицей голландской колониальной империи. Монопольное положение ОИК в Индонезии стало бесспорным после захвата голландцами Малакки (1641). Обеспечив себе господство над островами пряностей (Амбон, Банда и др.) и подчинив себе султанов островов Тернате и Тидора, ОИК не ставила в первое время задачи непосредственного покорения многочисленных княжеств Индонезии. Она довольствовалась навязыванием их правителям договоров, обеспечивавших монополию компании на вывоз из Индонезии (прежде всего пряностей) и на ввоз товаров в Индонезию. Монопольное господство ОИК в Индонезии еще в большей мере, чем португальское проникновение, задержало надолго развитие Индонезии на уровне, который был достигнут до европейского проникновения, а зачастую вызывало регресс (усиление работорговли, возврат к натуральному хозяйству и т. д.). Даже Бантам и Аче, развивавшиеся в период португальского господства, стали приходить в упадок. Достигшая своего расцвета в 17 веке ОИК успешно расширяла свои владения на Яве. В период расцвета ОИК сложилась голландская колониальная система, характерная для эпохи первоначального накопления (см. Голландская колониальная империя). В Индонезии голландцами были разработаны методы колониальной политики, явившиеся образцом для буржуазии других стран Европы и получившие в дальнейшем развитие прежде всего в колониальной политике Англии. ОИК широко применяла метод косвенного управления захваченных территорий при посредстве прежней феодальной верхушки, привлеченной на свою сторону, а также навязывала неравноправные договоры (не сопровождавшиеся завоеванием отдельных княжеств). Голландцы насильственно внедряли через местных феодалов в крестьянское хозяйство новые экспортные культуры и регулировали производство традиционных экспортных продуктов (гвоздика, мускат, перец).
В 18 веке начался упадок нидерландской Ост-Индской компании, отражавший ослабление Голландии, переставшей, как отмечал Маркс, «быть господствующей торговой и промышленной нацией». Стремясь к экономии, ОИК ликвидировала многие свои фактории за пределами Явы, не сулившие коммерческой выгод. В то же время усиливалась феодальная эксплуатация яванского населения. Местные феодалы, став зависимыми от ОИК, являлись проводниками этой эксплуатации. Через них шли колоссальные натуральные поставки продуктов крестьянского труда. Широкое внедрение в 18 веке новой культуры - кофе - осуществлялось через регентов-индонезийцев в принудительном порядке. Индонезийские феодалы, вынужденные отдавать голландцам львиную долю прибавочного продукта, стремились компенсировать это усиленной эксплуатацией. Борьба против голландцев на отошедших к ним территориях переплеталась с антифеодальными народными восстаниями в княжествах и с попытками отдельных правителей Матарама и Бантама избавиться от господства ОИК, ее монополии на торговлю и вмешательства во внутренние дела. Однако даже самые крупные восстания (восстание, возглавленное бывшим рабом Сурапати в конце 17 - начале 18 веков, восстание преследуемых ОИК китайских ремесленников и мелких торговцев, поддержанное яванскими крестьянами, в 1740-1741 годы и др.) подавлялись. В 1755 году, использовав борьбу за престолонаследие в Матараме, ОИК добилась новых территорий и раздела остатков Матарама на два княжества - Суракарту и Джокьякарту, признавших себя вассалами ОИК. Успехи на Яве не могли остановить продолжавшегося упадка доходов ОИК. Англо-голланская война 1780-1784 годов нанесла ей последний удар. В 1800 году ОИК была ликвидирована. Ее владения перешли к голландскому государству.
Присутствие в Индонезии европейцев в 16-18 веках еще не оказывало прямого воздействия на культуру народов архипелага. Большее значение имело влияние ислама, который распространился здесь из Индии, где впитал многие элементы, свойственные благодаря предыдущим контактам культуре Малайского архипелага. В индонезийский фольклор и литературу проникли рассказы об Искандере Дзулнаркайне (Александр Македонский), Амире Хамзе, наби (пророке) Юсуфе, наби Исе и др. Усилилась роль малайского языка - основного языка пропаганды ислама в Индонезии. Дошедшие до нас произведения малайской литературы относятся ко времени проникновения ислама и написаны арабским шрифтом. Основными видами малайской прозы являются средневековый авантюрный роман «хикаят», воспринявший богатейшее наследие малайского фольклора, сюжеты индийских эпосов, яванской и арабско-персидской литературы: «Хикаят Панджи Семиранг», «Хикаят Джохар Маникам», «Хикаят Амир-Хамза» и др. Широкое распространение получили хроники, или родословия («Силсилах Бугис дан Мелаю»). Наивысшего расцвета малайская литература достигла в государстве Аче в конце 16 и 1-й половине 17 веков, где жили такие писатели, как Хамза Фансури, Бухари аль-Джаухари - автор «Таджуссалатин» (1603), Нурруддин аль-Ранири - автор «Бустауссалатин» (1638). К этому же времени относится создание наиболее известных произведений малайской литературы «Седжарах мелаю» и «Хикаят Ханг Туах». Художественные произведения яванской литературы 16 века, созданные в портовых княжествах Явы (Табун, Гресик), по духу близки малайской литературе («Бонангская книга», «Сулук Сукарса», «Коджа Джаджахан»). Со 2-й половины 17 века центром развития яванской культуры стал Матарам. Здесь мусульманские сюжеты значительно видоизменялись, проникаясь буддийско-шиваистским духом. Ведущая роль в литературе этого периода за отдельными исключениями («Бабад Танах Джави», «Аджи Соко») принадлежит поэзии. Среднеяванский язык в 17 веке уступил место новояванскому. При распространении ислама на Яве многие служители шиваистско-буддийского культа и аристократические семьи переселились на Бали, где продолжала развиваться литература на древнеяванском и среднеяванском языке («Мантери Ведак», «Дурма»), наряду с литературой на балийском языке, разрабатывавшей темы балийского и яванского фольклора («Чупак», «Мегантрак»). В тесной связи с яванской литературой развивались также сунданская (Западная Ява) и мадурская (Восточная Ява) литературы.
А. А. Губер, Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.