Индонезия. Государственное крепостничество

Конец 18 века - 60-е годы 19 века - государственная крепостническая эксплуатация народа Индонезии капиталистической Голландией. Ликвидация ОИК произошла в сложной обстановке. Поиски новых методов колониальной эксплуатации отражали борьбу в правящих классах Голландии между сторонниками сохранения монопольной системы и представителями еще слабой в то время промышленной буржуазии, настаивавшими на расширении свободной торговли, отмене принудительных поставок. В то же время после французской буржуазной революции конца 18 века Голландия и ее колонии оказались втянутыми в англо-французскую борьбу за гегемонию. В 1811 году Индонезия была захвачена англичанами. Стамфорд Рафлс, назначенный губернатором Индонезии, выражал интересы английской торгово-промышленной буржуазии, стремился создать условия для развития производства сельскохозяйственного сырья и колониальных продуктов, для превращения Индонезии в рынок сбыта на основе фритредерства (введение денежного земельного налога, поощрение частного предпринимательства и т. д.). Господство Англии в Индонезии оказалось кратковременным. По соглашению от августа 1814 года Англия возвращала колонии в Индонезии Голландии. Лондонское соглашение 1824 года привело к размежеванию англо-голландских владений в Юго-Восточной Азии.

Возвращение Индонезии Голландии возобновило борьбу за методы эксплуатации. Отсталая в промышленном отношении, Голландия не могла и в своей колонии успешно конкурировать с Англией, ввозившей в Индонезию много товаров. Поиски эффективных доходов толкали на возвращение к прежним методам эксплуатации. Тяжелое положение народных масс и запрещение голландскими властями частным иностранным предпринимателям арендовать в княжествах Центральной Явы землю, ущемлявшее интересы феодальной верхушки, явились причиной мощного антиголландского восстания. В народной войне 1825-1830 годов, возглавленной Дипо Негоро, часть яванских феодалов руководила антиголл. борьбой. Ценой больших военных усилий и путем привлечения на свою сторону феодальную верхушки голландцы подавили восстание. Еще до вероломного захвата Дипо Негоро голландцами феодалы перешли на сторону колонизаторов. Завершился процесс превращения яванских феодалов в опору завоевателей и звено колониального аппарата угнетения. Во Внешних владениях (территориях вне Явы) восстановление господства голландцев продолжало наталкиваться на сопротивление народа и феодально-племенной верхушки. Военные экспедиции (1812-1825) привели к подчинению Палембанга (Суматра) и восстановлению кабального Бонгайского контракта с султанатом Гова (Сулавеси, впервые был навязан в 1667 году). С 1830 года Голландия перешла к эксплуатации Индонезии на основе тщательно разработанной системы принудительных культур. Эта система предусматривала замену земельного налога выращиванием на 1/5 части крестьянских полей экспортных культур, подлежащих обязательной сдаче на правительственные склады за небольшую плату. Часть крестьянского населения вместо принудительного разведения культур (кофе, сахарный тростник, табак, индиго и др.) должна была трудиться на европейских предприятиях по переработке сельскохозяйственных продуктов (сахарные заводы, индиговарки, сушка табака и т. д.). Внедрение экспортных культур в крестьянское хозяйство осуществлялось при посредстве феодалов. Система принудительных культур представляла собой принудительный труд в форме монопольной государственно-крепостнической эксплуатации.

Хотя феодалы, превратившись в голландских чиновников, были лишены основы своего прежнего господства - земли (кроме «служебных» наделов, которые обрабатывались крестьянами бесплатно), их возможности эксплуатировать крестьянский труд были сохранены так же, как и прежние титулы, феодальные почести и т. д. Они получали «культурный процент» в зависимости от количества произведенных экспортных продуктов. Систему принудительных культур в полной мере удалось внедрить на Яве. Попытки ввести систему на других территориях дали некоторый результат лишь на Западной Суматре.

Жесточайшая эксплуатация обрекла целые районы Явы на голод, принесла населению бедствия, усугублявшиеся монополией на соль, опиум и т. д., высокими таможенными пошлинами на ввозные товары. Деятельность частного капитала, в том числе и голландского, в сельском хозяйстве Явы была исключена. В промышленности она могла развиваться лишь под контролем колониальной администрации в обработке сельскохозяйственных продуктов. Голландия добилась расширения своего господства на Западной Суматре. Голландские посты продвинулись и в княжества Сиак и Индерагири. Вместе с тем Голландия все более убеждалась, что существующие договоры с местными вождями не являются гарантией от возможности территориальных захватов в Индонезии другими державами. Это было продемонстрировано успехами английского колонизатора Дж. Брука, ставшего в результате помощи султану Брунея (Калимантан) в борьбе с непокорными даякскими племенами (1840) независимым раджой Саравака. Усиливалась экспансия США (рост торгового проникновения на Суматру, договор с Брунеем 1847 года) и других держав. Голландия приступила к укреплению своего реального господства над Внешними территориями. Сопротивление китайских поселенцев на Калимантане было подавлено (1851-1855), их возможности разрабатывать недра и торговать без уплаты пошлин были ликвидированы. Голландский капитал, хотя ограниченный монопольной государственной системой, проникал в торговлю Явы и других островов. На Юго-Востоке Калимантана, в султанате Банджермасин, признававшем голл. сюзеренитет, возникли угольные разработки (1849). Рост феодальной эксплуатации и жестокость концессионеров вызвали восстание (1857). Военная экспедиция подавила восстание. В 1860 году султанат был упразднен.

Система принудительных культур обеспечила приток многомиллионной дани в метрополию. Вместе с укреплением голландской промышленной буржуазии возрастали и ее претензии на непосредственное участие в решении колониальных дел. Государственная система принудительных культур превращалась уже в препятствие на пути всесторонней эксплуатации колонии. Финансовая и промышленная буржуазия Голландии требовала отмены стеснительных законов (запрещения частным лицам разводить кофе, сахар и т. д.), требовала создать условия для организации плантаций и предприятий, изменения системы таможенных тарифов, расширения роли Индонезии как рынка сбыта.

Борьба против системы принудительных культур породила в Голландии большую литературу, разоблачавшую тяжелые последствия системы для Индонезии (статьи и выступления ван Хуфела, капитальное 3-томное исследование ван Суста (G. Н. van Soest, Geschiedenis van het Kultuurstelsel, Rotterdam, 1869-71). Интерес к колонии вызвал появление ряда сводных работ и исследований по истории голландского господства в Индонезии. В этих работах, хотя и написанных с позиций защиты голландских интересов, часто показаны все жестокости колониального завоевания и господства.

По мере усиления прямого контроля голландцев над различными территориями Индонезии культура народностей Малайского архипелага все больше приходила в упадок. В этих условиях 17 века так и остался периодом наивысшего расцвета малайской литературы. После раздела Матарама в 1755 году яванские правящие династии понимали, что их влияние на народ во многом зависит от пассивности масс и незыблемости феодальных традиций. Они всячески превозносили эти традиции, окружали их мистическим ореолом. Для дворцовой культуры этого периода характерно «бегство в прошлое», мистицизм. В 1-й половине 19 века отдельные представители местной интеллигенции в той или иной степени начали знакомиться с европейской культурой. В условиях дальнейшего развития производительных сил в стране, а также в связи с появлением первых школ европейского типа в творчестве ряда писателей архипелага стали отчетливо проступать просветительские тенденции: Ронговарсито (1802-1873) у яванцев, Мохаммад Муса у сунданцев (1822-1884), Вилен Искандер Муда у батаков (1838-1877), Абдуллах бин Абдулкадир Мунши в малайской литературе (1796-1854). В своих произведениях эти писатели критиковали некоторые стороны жизни феодального общества, выражали сочувствие судьбе забитого и бесправного крестьянства, гневно бичевали суеверия, выступали сторонниками просвещения и науки.

Родоначальником новой индонезийской живописи считается Раден Салех Шариф Бустаман (1814-1880). Его картина «Взятие в плен Дипо Негоро» проникнута чувством преклонения перед национальным героем Индонезии.

А. А. Губер, Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Рубрика: