Индия в VI – IV веках до н. э. Экономическое развитие.
Экономика и социальные отношения в VI – IV веках до н. э.
Хозяйственная жизнь Северной Индии во второй половине первого тысячелетия получила своё дальнейшее развитие. Несмотря на то, что значительная часть страны была покрыта дремучими лесами, области, прилегающие к долинам больших рек, превратились в цветущие земледельческие районы. Искусственное орошение давало возможность расширять площадь пахотных земель и применять новые полезные растения, как, например, рис, который получил широкое распространение, особенно в восточных областях. Развитие огородничества и плодоводства тесно связано с дальнейшим развитием и усложнением земледельческого хозяйства. В литературных произведениях этого времени упоминаются фруктовые сады, цветники и даже культура сахарного тростника. По-прежнему сохраняются древние сельские общины, члены которых прочно связаны между собой круговой порукой. Постройка дорог, плотин и каналов, а также выполнение многочисленных других повинностей тяжело ложились на плечи общинников. Особые чиновники взимали со свободного населения в пользу государства подати и налоги, главным образом натурой, в частности зерном, которое затем хранилось в больших царских амбарах.
Расслоение сельских общин приводило к тому, что бедняки теряли свои земельные наделы и постепенно превращались в арендаторов. С другой стороны, царь наделял землями богатых представителей двух высших каст — брахманов и кшатриев. В одном из источников, Суттанипате, рассказывается о богатом брахмане Каси Бхарадвадже, который жил в государстве Магадха и владел большим поместьем: ему принадлежали большие стада и 500 плугов, которыми он обрабатывал свои земли, очевидно, при помощи рабского труда. Так постепенно появлялось частное землевладение. Землю можно было продавать, дарить и сдавать в аренду, причём арендная плата обычно взималась в виде определённой доли урожая, как это видно из сборников законов того времени.
Дальнейшее распространение получило хлопководство. Хлопок (по-индийски карпаса), встречающийся в Индии в диком виде, был культивирован и служил для изготовления тканей. В Дхармасутре рассказывается о том, что люди трёх высших каст носили одежды из хлопчатобумажной ткани. Очевидно, хлопок ещё считался дорогим материалом. С другой стороны, резкое классовое расслоение находило своё внешнее выражение в том, что богатые рабовладельцы отличались от бедняков и рабов даже своей одеждой. Наряду с хлопководством постепенно распространяется и шелководство. Шёлк, шёлковые ткани и одежды упоминаются в Дхармасутре, в труде древнего грамматика Панини и в трактате Артхашастра. Шелководство и изготовление шёлковых тканей получают своё распространение главным образом в Восточной Индии. Наряду с местным индийским шёлком упоминается и привозный китайский шёлк.
Развитие производительных сил приводит ко всё большему отделению ремесла от сельского хозяйства. Свободные ремесленники объединяются в особые группы населения, которые несколько напоминают позднейшие гильдии или цехи. Особенное распространение получили ткацкое дело, основанное на применении шерсти, льна, хлопка и шёлка, металлургия и деревообделочное ремесло. Из железа делали различные виды орудий и оружия. Широкое применение получили различные металлические сплавы. В связи с дальнейшим развитием ремесленного производства появляется специализация отдельных видов ремесла. Так, например, изготовление луков и стрел делится на три различных производства. Ремесленники в большом количестве селятся в городах и пригородах. Города превращаются в крупные хозяйственные, торгово-ремесленные центры. Так, в Артхашастре в качестве центров ткацкого, хлопчатобумажного производства упоминаются шесть городов: Ванга, Ватса, Матхура, Апаранта, Калинга и Каси. В некоторых городах появляются особые ремесленные кварталы или целые улицы, населённые ремесленниками, работающими в одной отрасли производства. Так, например, в Бенаресе была улица резчиков по слоновой кости. В Артхашастре упоминаются специальные кварталы, заселённые брахманами и кшатриями, что указывает на значительное классовое расслоение. Богачи и аристократы жили в роскошных дворцах, построенных из камня или кирпича, в то время как простые люди и бедняки населяли деревянные домики.
Среди ряда больших и богатых городов выделяются наиболее крупные, как, например, Варанаси (может быть Бенарес), Шравастп (Саваттхи), Раджагрха (Раджгир), Паталипутра (Патна). Многочисленные торговые пути, шедшие по рекам и караванным дорогам, соединяли между собой отдельные города и государства. Город Дантапура в царстве Калинга и город Рорука были важными центрами морского судоходства и морской торговли. Развитие внутренней и внешней торговли приводило к появлению социального слоя купцов и торговцев и к дальнейшему углублению классовых противоречий. Имеются все основания предполагать, что начали устанавливаться торговые связи и с соседними странами, в частности с Китаем, с Бактрией и даже с островами восточного архипелага.
Всё больше углубляются классовые противоречия между богачами и бедняками, между эксплуататорами и трудовыми массами, между рабовладельцами и рабами. Количество рабов в стране увеличивается, развивается работорговля, большие богатства сосредоточиваются в руках богачей (сеттхи), особенно ростовщиков. В рабство обращались военнопленные, несостоятельные должники и преступники. Часто бедняки продавали в рабство своих детей или самих себя, чтобы спастись от голодной смерти. Усложнение социальных взаимоотношений постепенно приводит к некоторым изменениям кастовой системы. Отдельные представители высших аристократических каст разорялись и пополняли собой ряды трудовых масс. Так, в литературных произведениях упоминаются брахманы, которые в силу материальных обстоятельств принуждены были добывать себе кусок хлеба земледельческим или ремесленным трудом. Классовый закон, охраняя интересы правящего аристократического класса рабовладельцев, указывал, что «для ариев но должно быть рабства».
Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 603-606.